Стихотворение А.Блока "Незнакомка"

Разделы: Литература


Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи:
А.Ахматова

Цели:

  • помочь восприятию блоковской "Незнакомки" в контексте городской лирики поэта;
  • показать один из видов композиционно-образного анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить средства выразительности и использовать их роль в анализе художественного произведения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Его необходимо использовать в качестве актуализации знаний учащихся.)

В 1906 году в московском издательстве "Скорпион" вышла вторая книга стихов А.Блока "Нечаянная радость". Она существенно отличалась от первой - "Стихи о Прекрасной Даме" - хотя бы тем, что Прекрасная Дама обрела земные черты, а ее автор переосмыслил свои прежние увлечения и убеждения. "Друзья-символисты", естественно, в долгу не остались. Они окрестили Блока изменником, предателем, а сборник "Нечаянная радость" презрительно назвали "отчаянной гадостью".

За что же так разгневались собратья по перу на известного тогда уже поэта? Что усмотрели в его новом сборнике?

Во-первых, то, что символистская "любовная лодка разбилась о быт". А во-вторых, новому своему "поэтическому фрегату", как и лучшему стихотворению, бывший певец Прекрасной Дамы дал непонятное, пугающее многих название - "Незнакомка".

- Так в чем же необычность самого стихотворения?

Суть его, когда оно только появилось в печати, хорошо определила семнадцатилетняя Анна Горенко, будущая Анна Ахматова: "Стихотворение "Незнакомка":великолепно, это сплетение пошлой обыденности с дивным ярким видением".

Справедливость этих слов нам сегодня и предстоит доказать в ходе композиционно-образного анализа стихотворения, так или иначе связанного с блоковским Петербургом, где "всем доступны виденья", где "ресторан, как храмы, светел, и храм открыт, как ресторан", где посреди унылых пустырей и огородов, на топком болоте творится чудо: воскресает романтическая сказка о волшебном лиловом цветке.

Именно такая поэзия фантастического видения торжествует в "Незнакомке", впервые по-настоящему прославившей Блока. Знаменитая баллада была написана 24 апреля 1906 года в Озерках.

2. Этап, предваряющий работу с текстом стихотворения. (Можно построить как рассказ учащегося об истории создания произведения и сопроводить его иллюстративным материалом, оформленным в виде презентации в программе Power Point. Это даст возможность " включиться" в урок не только аудиалам, но и визуалам.)

Примерный рассказ учащегося.

Озерки: Блок давно облюбовал этот захолустный петербургский пригород, расположенный по Приморской железной дороге, начинавшейся у Большой Невки, напротив Каменного острова. Здесь стоял маленький деревянный вокзал.

Когда-то, в 80-е годы, Озерки начали процветать. На поросших сосняком берегах Суздальских озер вырастали дачи, были сооружены театральный и концертный залы, ресторан, башня для обозрения окрестностей. Но второго Павловска из Озерков не получилось. К тому времени, когда Блок стал наезжать сюда, разве что только дряхлое театральное здание "Шантеклер" напоминало о прежнем великолепии.

Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки, куда на лето съезжалась публика средней руки. Чахлые палисадники, мелочные лавочки, дешевые трактирчики:

Какие там рестораны! Был скромный железнодорожный буфет, где собирались местные выпивохи. Блок полюбил туда заглядывать и, отчужденно сидя за бутылкой вина, фраппировал осанкой, повадкой, костюмом, всем своим обликом "знатного иностранца" и официантов, и посетителей, и станционного жандарма.

Поэт садился на облюбованное место у широкого венецианского окна, выходившего на вокзальную платформу. Зрелище было унылое: чахлые кусты, рельсы, стрелки, семафоры. В стороне виднелись улицы поселка. Клочок зеленевшего на вечерней заре неба то закрывался, то открывался. Время от времени, задыхаясь, подкатывал паровик, влачивший цепочку неприглядных "дачных" вагонов. Иные поезда проносились мимо, и тогда платформу заволакивало свистящее облако пара:

Он медленно пил дешевое красное вино, "терпкое, с лиловатым отливом ночной фиалки", бутылку, случалось, вторую и третью. Постепенно всё преображалось: и захме-левшие посетители, и сонные лакеи, и случайно забредшая профессионалка с претензией на шик - в помятых шелках и в широкополой шляпе с потрепанными страусовыми перьями.

Потом Блок привез в Озерки Евгения Иванова, показал ему все, о чем упомянуто в его стихах, и подробно рассказал, как Незнакомка возникла в окне из пара пролетевшего локомотива, - возникла "как Пиковая дама перед Германном".

Дело было, натурально, не в количестве выпитого, но в могучей силе вдохновения, творившего сказку из серого быта.

3. Этап, выявляющий восприятие лирического произведения.

- Что же составляет содержание стихотворения, дает движение сюжету?

Прочитаем стихотворение сначала про себя, потом вслух. (А здесь уже "включатся" кинестетики.)

- Попытайтесь рассказать о том, что вы увидели, услышали, ощутили, читая стихотворение?

- Какое впечатление произвело на вас увиденное, услышанное, почувствованное?

- Что показалось странным, что привлекло внимание, что осталось непонятным?

4. Этап композиционного и образного анализа стихотворения. (Вопросы построены от общего к частному.)

- Какие композиционные планы имеет стихотворение?

- Как они взаимосвязаны между собой?

- Каков образный строй каждого из них?

А) План первый - неприятно поражающий загородный пейзаж, царство разнузданной пошлости.

- Чем, на ваш взгляд, необычна последняя строчка первой строфы?

(Весна не ассоциируется с тленом. Это оксюморон.)

- Что же тлетворного в картине обывательского предместья?

(Скорее, образный ряд, несущий в своем составе лексику отнюдь не положительную: пыль, скука, канавы, остряки, лакеи, пьяницы:)

- Как поэтическая лексика и синтаксис подчеркивают однообразие, привычность, повторяемость подобной картины?

(С помощью метафоры: "А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск", анафорического "И правит:И каждый вечер:И раздается")

Б) План второй - влекущий мир Незнакомки.

- Реальная ли это женщина "иль это только снится" поэту?

- Из каких подробностей складывается в нашем воображении её облик?

- Как выразительные средства помогают подчеркнуть черты прекрасной внешности героини?

(Эпитеты: "шляпа с траурными перьями", метафоры: "девичий стан, шелками схваченный", ассонанс: "девичий стАн, шелкАми схвАчен ный, в тумАнном движется окне...", "и веЮт древними поверьями её УпрУгие шелка" подчеркивают воздушность, утонченность героини.)

К тому же эти романтические уточнения лишний раз указывают на "нездешность" героини, пришедшей откуда-то из туманных далей и иных времен, решительно отгораживают, отчуждают её от мира "испытанных остряков", "пьяниц с глазами кроликов", естественно, не годящихся ей в спутники.

- Появление Незнакомки тоже сопровождается анафорой: "И каждый вечер:

И медленно: И веют:". Почему же в этом случае не возникает ощущения однообразия, надоевшей повторяемости, как это чувствуется в первой части стихотворения?

(Потому что до сих пор мы " работали" не зрением, а слухом: "окрики", "плач", "скрип", "визг" сопровождают загородный пейзаж. Незнакомка же, по контрасту, заставляет нас " включить" зрение и воображение.)

В) План третий (скорее, промежуточный) - мир опьяненного поэта, являющегося неким связующим звеном между Реальностью и Мечтой.

- Можно ли однозначно ответить на вопрос: "Чей мир ближе лирическому герою"?

- Почему же близость с Незнакомкой "странная"?

- Что же там, за темной вуалью лица (а может, и души) Незнакомки?

- Почему берег и даль "очарованные", а не очаровательные?

В связи с последним вопросом можно обратиться к статье А.И.Пауткина "Две строки Блока". В ней автор, ссылаясь на петербургский еженедельник "Живописное обозрение" (1874, № 21), пишет: " Знаменитый исследователь полярных морей капитан Скорсеби описывает один из самых замечательных видов миража, под названием " видения очарованного берега".

:На пустынном берегу Гренландии, казалось, стоял какой-то древний ГОРОД, со-стоявший из развалин, замков, дворцов, обелисков, храмов, колонн и других примеча-тельных и обширных зданий. Шпили и верхи колоколен, а равно и крыши зданий и зубцы башен являлись чрезвычайно отчетливо:Всё это было одушевлено какой-то таинствен-ной жизнию:Здесь, посреди белого дня, совершалась какая-то дивная фантасмагория. Замок переходил в обелиск, а колонна превращалась в храм, который в свою очередь видоизменялся в скалу, башню или гору:

Вот какая поистине удивительная, волшебная картина стоит за словами " видение очарованного берега". И вот какого рода завороженный, сказочный мир открывается взору героя за темной вуалью Незнакомки".

Заметим, несколько позже в "Возмездии" Блок напишет:

О, город мой неуловимый,
Зачем над бездной ты возник?

Снова неуловимость, миражность, нашедшие, кстати, свое продолжение и в драме "Незнакомка", акты которой названы "видениями".

"Всё вертится, кажется, перевернется сейчас. Корабли на обоях плывут, вспенивая голубые волны. Одну минуту кажется, что всё стоит вверх ногами",- читаем в одной из ремарок.

"Скорсеби смотрел в трубу и видел, как корабли повертывались кверху дном",- находим все в том же "Живописном обозрении".

Откуда такая перекличка? Блок был знаком с дневниками капитана? Возможно.

Но важно и другое. Путь творчества прихотлив, однако так или иначе он пролегает по жизненной почве. А Блок - петербуржец, и ни для кого не секрет, что громадную роль в его ощущении Города играла погода. Переменчивая петербургская погода мгновенно меняла и освещение пейзажа, и душевное настроение человека, давая ему примеры "миражной" образности.

Вот откуда и "очарованная даль", и "очи синие, бездонные":

- Попытайтесь показать, что "миражная" образность, сопровождающая Незнакомку, не статична.

(Здесь достаточно посмотреть на глаголы: "движется", "веют", "цветут", "качаются". Прелесть даже в том, как они плавно "перетекают" друг в друга: медленно, спокойно и :тихо.)

Незнакомку-видение вообще сопровождает тишина, и от этого облик её ярче, чем "портрет" дам, прогуливающихся "среди канав". Их "портрет" мы "услышали" так хорошо, что видеть уже не хочется. Они как раз похожи на гоголевскую панельную красотку из "Невского проспекта", прикинувшуюся божественным видением и сведшую

с ума несчастного Пискарева. У Блока все наоборот. Его лирический герой с ума не сходит, потому что им владеет другая художественная идея. Если у Гоголя - беспощад-ное разрушение иллюзии, созданной воображением мечтателя, то у Блока - сотворение иллюзии во имя свободной мечты, торжествующей над пошлостью, над истиной в вине.

А всё произведение - это яркий пример "обыкновенного чуда" поэзии: чем низменней, вульгарней обстановка, окружающая поэта, тем выше и прекраснее его мечта.

Вот только в финале "Незнакомки" уж очень хочется поставить многоточие. Почему? Ведь налицо явная недосказанность, вызывающая блоковский вопрос: "Что впереди?"

Будет еще впереди и "петербургская сказка" "Снежной маски", и метельная стихия "Двенадцати", но именно "Незнакомка" позволила остро ощутить ту петербургскую атмосферу, которой овеяна бессмертная баллада, и повторить вслед за И.Анненским:

"О, читайте сколько хотите раз блоковскую "Незнакомку", но если вы сколько-нибудь петербуржец, у вас не может не заныть всякий раз сладко сердце, когда Прекрасная Дама рассеет и отвеет от вас, наконец, весь этот теперь уже точно тлетворный дух. И мигом все эти нелепые выкрутасы точно преображаются. На минуту, но город - хуже, дача - стано-вится для вас единственно ценным и прекрасным, из-за чего стоит жить. Грудь расширя-ется, хочется дышать свободно, говорить А:"

5. Итоги.

- А теперь еще раз прочитаем стихотворение, чтобы по-настоящему насладиться его смыслом и "музыкой". Вам понравилось?

- Что вы теперь чувствуете, когда читаете стихотворение?

- Можете ли вы сказать, чем отличаются эти ваши чувства от первоначальных ощущений? Что нового вы для себя открыли?

6. Домашнее задание.

  1. Сравнить стихотворение "Незнакомка" со стихотворением "В ресторане" (Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер:).
  2. Написать сочинение на тему: " Стихотворение А.Блока "Незнакомка". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Приложение.