План урока.
- История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
- Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
- Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
- Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
- Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
- Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова
I
В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.
1)
Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.
Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.
Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.
2)
Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.
Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории , нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))
Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.
Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.
II
1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:
- На рыбалке
- С конем у водопоя
- В любви,
- Сцены крестьянского труда
Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”
Мелехов слит с миром, является его частью.
Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.
2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:
- Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
- Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
- Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)
3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:
- На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
- Эпизод с Франей ч.2 гл.11
- Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
- Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)
4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.
- Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
- Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
- Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
- Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
- Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
- Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).
5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)
Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.
6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.
Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.
“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.
7) Но слишком крепко в Григории народное начало, чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.
8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)
Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”
9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.
Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.
“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.
10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.
11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.
Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”
12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям. Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)
13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте.
В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”
Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой (представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи.
15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.
Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.
16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.
“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).
“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.
В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.
В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”
III
Мнение критиков о финале.
Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.
Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: “под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.
IV
Вывод
Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.
“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)
Д/З
- Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10) - Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
- Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
- Материнская любовь Ильиничны.
- Трагедия Натальи.