Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок" под "лингвистическим микроскопом". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • анализ и истолкование поэтического текста на основе целостного восприятия;
  • обучение лингвистическому анализу поэтического текста;
  • закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи; получение новых знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах;
  • развивать умения исследования текста, творческое воображение;
  • помочь увидеть и почувствовать не только явления природы, жизни, но и красоту слова.

Методы и приемы:

  • словарная работа
  • слово учителя
  • эвристическая беседа
  • проблемные вопросы и задания
  • творческие задания

Оборудование:

  • портреты М. Ю. Лермонтова
  • детские иллюстрации
  • слова на доске для словарной работы /лингвистика, герменевтика,
  • антитеза, аллегория/

Ход урока

I. Проблемное опережающее задание /за 2 недели до обсуждения в классе/:

- собрать информацию о дубе и чинаре;

- нарисовать иллюстрации к стихотворению;

- письменно ответить на вопросы: “Понравилось ли вам стихотворение “Листок”? Почему? “Над чем побудило задуматься?”

II. Вступительное слово учителя:

Замечательный русский ученый, профессор, доктор филологических наук, всю свою жизнь посвятивший исследованию творчества М. Ю. Лермонтова, Ираклий Андронников так сказал о поэте: “И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательными беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого”.

- Как вы думаете, почему в высказывании ученого о поэте так много красочных определений? Обратите внимание на портреты М.Ю. Лермонтова, Они помогут вам ответить.

Сегодня на уроке мы попробуем с вами разобраться в тонких переплетениях поэтического текста, а для этого нам потребуется микроскоп, но не простой, а лингвистический.

/на доске слова для словарной работы/: лингвистика

- Что изучает лингвистика?

- Это заимствованное слово, подберите русский сино ним.

/языкознание/

Кроме того, применяя уже имеющиеся у нас знания, мы будем анализировать поэтический текст с целью истолкования его смысла и посмотрим, насколько наше восприятие совпадет с авторским замыслом. Вот эта наша цель на уроке. И еще с одним термином мы сегодня познакомимся:

Герменевтика – учение о способах и приемах раскрытия смысла текстов.

Теперь, как начинающие ученые, вооружившись новыми теоретическими сведениями, мы обращаемся к стихотворению.

1841 год – последний год жизни М.Ю.Лермонтова, он по-прежнему служит на Кавказе, в апреле удалось побывать в Петербурге, увидеться с друзьями, но этот отпуск был недолгим, вновь дорога к южным рубежам России. Стихотворение же написано между маем и июлем 1841 года.

Представление стихотворения с элементами театрализации.

III. Вступительное слово учителя:

  • В каждой строке стихотворения есть свои ключевые слова, они – наши помощники. Какие слова будут ключевыми в I строфе? /листок; оторвался; ветки родимой; укатился…/
  • Какое настроение они задают всему стихотворению?
  • Как вы считаете, кто является главным героем в стихотворении? Начнем составлять таблицу.
дубовый листок молодая чинара
   

- Каким образом глаголы в I строфе характеризуют дубовый листок?

/оторвался-укатился-засох-увял-докатился/

Выделите в них приставки. Какие приставки повторяются? Что подчеркивают?

обратите внимание на такую словоупотребительную цепочку:

- Какие изменения произошли с листком после того, как он покинул родину?

/он бесконечно одинок, он словно сирота/

Дополнение учителя: - Как вы считаете мотивы одиночества и сиротства являются главными в стихотворении? Почему?

Поэт по-разному может выражать свое присутствие в тексте, здесь мы видим, что настроение, думы дубового листка очень близки самому М.Ю.Лермонтову, он так же, как и листок одинок, оторван от родных мест. Забегая вперед, скажу, что для поэзии Лермонтова характерно трагическое звучание, ощущение дисгармонии /вспомните, что такое гармония/ между окружающим миром и собственным внутренним состоянием, ощущение сиротства, богооставленности человека

(- Вспомните Библию, почему человек был изгнан из рая?)

грехопадение

Мы сказали, что два главных героя в стихотворении.

Как характеризуется чинара в последующих строфах? А листок? Какую роль играют эпитеты?

/младая чинара; солнцем любима; царь-девица/

/не молодая —> почему устаревшая форма/

в таблицу:

дубовый листок младая чинара
странник

пришелец

царь-девица

солнцем любима

Обратите внимание на глагол “стоит”, “чинара стоит”, а не “растет”.

/высокомерие/

Как вы думаете, какую роль в стихотворении играет диалог? Что он помогает подчеркнуть? (Знакомство с антитезой)

/Основные характеристики листка и чинары: трагическое одиночество, тоска и высокомерие, гордыня/ - записать в таблицу

(абсолютно противопоставлены – антитеза)

Почему листок с мольбой обращается к чинаре, а не с просьбой? Употребляется глагол высокого стиля “молит”. Почему называет себя не листок, а листочек, какую роль играют суффиксы?

- Скажите, а что это за райские птицы?

/Те, что пели в раю/

Значит, как характеризуются те места, куда попал листок?

/Благодатные, где он мог бы обрести покой, отогреться душой, забыть об одиночестве/

Римский философ Эпиктет является автором следующего определения: “Одиночество – это некое состояние лишенного помощи”. Можно ли сказать, что он (листок) находится в “состоянии лишенного помощи”? Обоснуйте ответ.

/Чинара не испытывает сострадания к листку, только отчуждение/.

Какие строчки подтверждают то, что просьбы листка не тронут чинару?

/“На что мне тебя?” – форма вопроса

“И корни мои умывает холодное море” —> сердце холодное

“Блистаю” —> холодное звучание/

Исчерпывающая характеристика, как называется такой прием?

/олицетворение/

Дописываем таблицу:

Основы характера:

тоска, трагическое одиночество, “страдающая душа” бездушие, самолюбование, гордыня, высокомерие, “холодное сердце”
   

Обратите внимание на то, что ведь чинара растет на морском берегу тоже в одиночестве. Одиночество листка и чинары одинаковое?

IV. Проблемное задание (лингвистический эксперимент): В этом стихотворении поэт тоже использует инверсию. Докажите.  Перестройте предложения, расставив слова в правильном порядке. Что получится?

Дома вы готовили информацию о дубе и чинаре. /Слушаем/

А как вы думаете, почему именно дубовый листок ищет приюта, а не осиновый, березовый?

/И дуб, и чинара – огромные, вековые деревья, олицетворяют мощь, силу, могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держатся за ветку, а если листок еще до осени сорвался с нее, значит, что-то неблагоприятное было, что-то случилось/

Можно ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?

/Знакомство с приемом аллегории/

Сам термин на доске Листок – поэт

Посмотрите на разные букеты листьев, какой из них по своему настроению очень близок лермонтовскому стихотворению?

V. Задание: Найдите в тексте слова, передающие настроение, душевное состояние.

Как вы считаете общая эмоциональная интонация стихотворения какова?

Меняется ли она в ходе развития сюжета?

/Интонация непонимания, ненужности; трагедия одиночества усиливается к финалу. Песенная интонация/

Можно ли это стихотворение отнести к пейзажной лирике?

/Напоминаю, что означает слово “пейзаж” – в переводе с французского означает – вид какой-либо местности и картины природы; это понятие из живописи перешло в литературу, в поэзию; стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажными.

Описание в этом стихотворении играет вторичную роль, на первом плане рассказ о трагичной жизни дубового листка, о безотрадном существовании одиночки, о душевных переживаниях и размышлениях по этому поводу. Когда все вышеперечисленное есть в стихотворении, то оно принадлежит к философской лирике, именно философия изучает человека и общество, важные вопросы о жизни и смерти и т. д.

VI. Проблемный вопрос: Исследовательница К.М.Азаркина пишет о стихотворении “Листок”:

“Родина дает силы жить, оторванность от родины означает страдание и смерть”.

Согласны ли вы с тем, что причина страданий героя именно в “оторванности от родины”?

Вы осуждаете или поддерживаете героя?

VII. Лингвистический эксперимент:

- посмотрите внимательно на строение каждой строчки стихотворения, какие еще языковые и образно-выразительные средства подтверждают главную мысль стихотворения.

/Ряды однородных членов, синонимы (засох, увял), антонимы (холода - зноя), лексический повтор (зеленые ветви), звукопись (напоминает о шелесте листьев при ветре —> интонация разговора), особая ритмика: песенная интонация и 3-сложный размер/

А теперь давайте сравним ваше первоначальное восприятие стихотворения “Листок” и впечатления, которые сформировались после нашего обсуждения.

/Зачитываются лучшие работы, делаются выводы/

VIII. Заключительное слово учителя:

Сегодня мы попытались с вами проникнуть в глубинные тайны стихотворения М.Ю.Лермонтова. Анализировать поэтический текст трудно, возможно, еще несовершенны многие ответы ваши, но это только первые шаги, а дорогу, как известно, осилит идущий. Мне очень приятно, что стихотворение “Листок” М.Ю.Лермонтова никого не оставило равнодушным, это говорит о том, что в вас есть одно из главных качеств человека – сочувствие, надеюсь, что лингвистический микроскоп поможет нам и в дальнейшей работе.

IХ. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру с использованием образно-выразительных средств на темы:

  • “Какова дальнейшая жизнь листка?”
  • “Можно ли листок назвать сильным?”