Цели урока:
- анализ и истолкование поэтического текста на основе целостного восприятия;
- обучение лингвистическому анализу поэтического текста;
- закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи; получение новых знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах;
- развивать умения исследования текста, творческое воображение;
- помочь увидеть и почувствовать не только явления природы, жизни, но и красоту слова.
Методы и приемы:
- словарная работа
- слово учителя
- эвристическая беседа
- проблемные вопросы и задания
- творческие задания
Оборудование:
- портреты М. Ю. Лермонтова
- детские иллюстрации
- слова на доске для словарной работы /лингвистика, герменевтика,
- антитеза, аллегория/
Ход урока
I. Проблемное опережающее задание /за 2 недели до обсуждения в классе/:
- собрать информацию о дубе и чинаре;
- нарисовать иллюстрации к стихотворению;
- письменно ответить на вопросы: “Понравилось ли вам стихотворение “Листок”? Почему? “Над чем побудило задуматься?”
II. Вступительное слово учителя:
Замечательный русский ученый, профессор, доктор филологических наук, всю свою жизнь посвятивший исследованию творчества М. Ю. Лермонтова, Ираклий Андронников так сказал о поэте: “И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательными беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого”.
- Как вы думаете, почему в высказывании ученого о поэте так много красочных определений? Обратите внимание на портреты М.Ю. Лермонтова, Они помогут вам ответить.
Сегодня на уроке мы попробуем с вами разобраться в тонких переплетениях поэтического текста, а для этого нам потребуется микроскоп, но не простой, а лингвистический.
/на доске слова для словарной работы/: лингвистика
- Что изучает лингвистика?
- Это заимствованное слово, подберите русский сино ним.
/языкознание/
Кроме того, применяя уже имеющиеся у нас знания, мы будем анализировать поэтический текст с целью истолкования его смысла и посмотрим, насколько наше восприятие совпадет с авторским замыслом. Вот эта наша цель на уроке. И еще с одним термином мы сегодня познакомимся:
Герменевтика – учение о способах и приемах раскрытия смысла текстов.
Теперь, как начинающие ученые, вооружившись новыми теоретическими сведениями, мы обращаемся к стихотворению.
1841 год – последний год жизни М.Ю.Лермонтова, он по-прежнему служит на Кавказе, в апреле удалось побывать в Петербурге, увидеться с друзьями, но этот отпуск был недолгим, вновь дорога к южным рубежам России. Стихотворение же написано между маем и июлем 1841 года.
Представление стихотворения с элементами театрализации.
III. Вступительное слово учителя:
- В каждой строке стихотворения есть свои ключевые слова, они – наши помощники. Какие слова будут ключевыми в I строфе? /листок; оторвался; ветки родимой; укатился…/
- Какое настроение они задают всему стихотворению?
- Как вы считаете, кто является главным героем в стихотворении? Начнем составлять таблицу.
дубовый листок молодая чинара
- Каким образом глаголы в I строфе характеризуют дубовый листок?
/оторвался-укатился-засох-увял-докатился/
Выделите в них приставки. Какие приставки повторяются? Что подчеркивают?
обратите внимание на такую словоупотребительную цепочку:
- Какие изменения произошли с листком после того, как он покинул родину?
/он бесконечно одинок, он словно сирота/
Дополнение учителя: - Как вы считаете мотивы одиночества и сиротства являются главными в стихотворении? Почему?
Поэт по-разному может выражать свое присутствие в тексте, здесь мы видим, что настроение, думы дубового листка очень близки самому М.Ю.Лермонтову, он так же, как и листок одинок, оторван от родных мест. Забегая вперед, скажу, что для поэзии Лермонтова характерно трагическое звучание, ощущение дисгармонии /вспомните, что такое гармония/ между окружающим миром и собственным внутренним состоянием, ощущение сиротства, богооставленности человека
(- Вспомните Библию, почему человек был изгнан из рая?)
грехопадение
Мы сказали, что два главных героя в стихотворении.
Как характеризуется чинара в последующих строфах? А листок? Какую роль играют эпитеты?
/младая чинара; солнцем любима; царь-девица/
/не молодая —> почему устаревшая форма/
в таблицу:
дубовый листок младая чинара странник пришелец
царь-девица солнцем любима
Обратите внимание на глагол “стоит”, “чинара стоит”, а не “растет”.
/высокомерие/
Как вы думаете, какую роль в стихотворении играет диалог? Что он помогает подчеркнуть? (Знакомство с антитезой)
/Основные характеристики листка и чинары: трагическое одиночество, тоска и высокомерие, гордыня/ - записать в таблицу
(абсолютно противопоставлены – антитеза)
Почему листок с мольбой обращается к чинаре, а не с просьбой? Употребляется глагол высокого стиля “молит”. Почему называет себя не листок, а листочек, какую роль играют суффиксы?
- Скажите, а что это за райские птицы?
/Те, что пели в раю/
Значит, как характеризуются те места, куда попал листок?
/Благодатные, где он мог бы обрести покой, отогреться душой, забыть об одиночестве/
Римский философ Эпиктет является автором следующего определения: “Одиночество – это некое состояние лишенного помощи”. Можно ли сказать, что он (листок) находится в “состоянии лишенного помощи”? Обоснуйте ответ.
/Чинара не испытывает сострадания к листку, только отчуждение/.
Какие строчки подтверждают то, что просьбы листка не тронут чинару?
/“На что мне тебя?” – форма вопроса
“И корни мои умывает холодное море” —> сердце холодное
“Блистаю” —> холодное звучание/
Исчерпывающая характеристика, как называется такой прием?
/олицетворение/
Дописываем таблицу:
Основы характера:
тоска, трагическое одиночество, “страдающая душа” | бездушие, самолюбование, гордыня, высокомерие, “холодное сердце” |
Обратите внимание на то, что ведь чинара растет на морском берегу тоже в одиночестве. Одиночество листка и чинары одинаковое?
IV. Проблемное задание (лингвистический эксперимент): В этом стихотворении поэт тоже использует инверсию. Докажите. Перестройте предложения, расставив слова в правильном порядке. Что получится?
Дома вы готовили информацию о дубе и чинаре. /Слушаем/
А как вы думаете, почему именно дубовый листок ищет приюта, а не осиновый, березовый?
/И дуб, и чинара – огромные, вековые деревья, олицетворяют мощь, силу, могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держатся за ветку, а если листок еще до осени сорвался с нее, значит, что-то неблагоприятное было, что-то случилось/
Можно ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?
/Знакомство с приемом аллегории/
Сам термин на доске Листок – поэт
Посмотрите на разные букеты листьев, какой из них по своему настроению очень близок лермонтовскому стихотворению?
V. Задание: Найдите в тексте слова, передающие настроение, душевное состояние.
Как вы считаете общая эмоциональная интонация стихотворения какова?
Меняется ли она в ходе развития сюжета?
/Интонация непонимания, ненужности; трагедия одиночества усиливается к финалу. Песенная интонация/
Можно ли это стихотворение отнести к пейзажной лирике?
/Напоминаю, что означает слово “пейзаж” – в переводе с французского означает – вид какой-либо местности и картины природы; это понятие из живописи перешло в литературу, в поэзию; стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажными.
Описание в этом стихотворении играет вторичную роль, на первом плане рассказ о трагичной жизни дубового листка, о безотрадном существовании одиночки, о душевных переживаниях и размышлениях по этому поводу. Когда все вышеперечисленное есть в стихотворении, то оно принадлежит к философской лирике, именно философия изучает человека и общество, важные вопросы о жизни и смерти и т. д.
VI. Проблемный вопрос: Исследовательница К.М.Азаркина пишет о стихотворении “Листок”:
“Родина дает силы жить, оторванность от родины означает страдание и смерть”.
Согласны ли вы с тем, что причина страданий героя именно в “оторванности от родины”?
Вы осуждаете или поддерживаете героя?
VII. Лингвистический эксперимент:
- посмотрите внимательно на строение каждой строчки стихотворения, какие еще языковые и образно-выразительные средства подтверждают главную мысль стихотворения.
/Ряды однородных членов, синонимы (засох, увял), антонимы (холода - зноя), лексический повтор (зеленые ветви), звукопись (напоминает о шелесте листьев при ветре —> интонация разговора), особая ритмика: песенная интонация и 3-сложный размер/
А теперь давайте сравним ваше первоначальное восприятие стихотворения “Листок” и впечатления, которые сформировались после нашего обсуждения.
/Зачитываются лучшие работы, делаются выводы/
VIII. Заключительное слово учителя:
Сегодня мы попытались с вами проникнуть в глубинные тайны стихотворения М.Ю.Лермонтова. Анализировать поэтический текст трудно, возможно, еще несовершенны многие ответы ваши, но это только первые шаги, а дорогу, как известно, осилит идущий. Мне очень приятно, что стихотворение “Листок” М.Ю.Лермонтова никого не оставило равнодушным, это говорит о том, что в вас есть одно из главных качеств человека – сочувствие, надеюсь, что лингвистический микроскоп поможет нам и в дальнейшей работе.
IХ. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру с использованием образно-выразительных средств на темы:
- “Какова дальнейшая жизнь листка?”
- “Можно ли листок назвать сильным?”