Цель: помочь увидеть показанные автором глубины исторического процесса, осмысление правды жизни, конфликты эпохи; показать трагизм судеб героев, всего народа в период ломки нравственных устоев казачества
Ход урока
1. Слово учителя
Учитель: Михаил Шолохов – лауреат Нобелевской премии, одной из самых престижных и авторитетных. Причём, дали ему её за одно произведение – “Тихий Дон” – случай редкий. Мы же сегодня будем говорить о другом его романе – “Поднятая целина”, который в угоду новому времени рассматривается неоднозначно, некоторые литературоведы даже называют его “сомнительным романом о коллективизации”.
Можно лишь подивиться драматизму писательской судьбы: при жизни автора шлейфом тянулись сплетни за “Тихим Доном”, после смерти – тень недоверия упала на “Поднятую целину”.
Это одна из моих любимых книг. Она и сегодня остаётся лучшей книгой, раскрывающей страницы нашего героического и трагического прошлого. Шолохов даже при жесточайшей цензуре “макал перо в правду”. И мы сейчас с вами в этом убедимся.
? О чём этот роман?
2. Работа со словом
Собираем личностный смысл ключевых слов.
Цель: это позволяет нам активизировать личностный опыт ученика и на его основе выйти на тематику и проблематику произведения, приблизиться к интерпретации авторского замысла.
? Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием романа?
Вместе с учащимися группируем высказывания, обобщаем, связываем между собой логически.
(Это может быть так: да, этот роман о коллективизации, пришедшей в донские степи, страшной поре для народа, когда землю буквально полили кровью (первоначальное название романа), создании колхозов, первым председателем которого стал Давыдов).
3. Слово учителя
Мы очертили с вами круг вопросов, проблем, которые волновали автора, и вы, как читатели, увидели их. Посмотрим, как они решаются в романе.
Давыдов приезжает в Гремячий Лог организовать колхоз. Для того, чтобы понять дальнейшие события, нужно знать, что представляло собой казачество к 1930 году как особое военное сословие, стоявшее на защите границ России. Гоголь писал: “… его (казачество) вышибло из народной груди огниво бед”.
4. Экскурс в историю
(Историческую справку готовит ученик.)
Учитель: Начинаем заполнять таблицу.
Почти все знают о 10 заповедях, и почти никто их не знает, хотя они коренятся в сердце любого человека, в его совести. И здесь, на уроке, нужно говорить об этом хотя бы на уровне житейском, внерелигиозном. Так, первая заповедь – о достоинстве человека. Вера как непоколебимый фундамент бытия, как стержень подлинной духовности. Удивительная особенность пятой заповеди: она единственная не только не грозит наказанием, но, напротив, даёт обетование благ – “…чтобы продлились дни твои на земле…” Рассказать о заповедях поможет книга священника Михаила Шполянского “Десять заповедей закона Божьего: их практическое применение в жизни”.- Образ, 2005.
Заповеди и были нравственными законами, по которым жили казаки.
Так, к 30-му году, казачество уже не верило никому: лишённые всех прав, запуганные и подавленные, они лишались последней самостоятельности. Их загоняли в колхозы: начиналась коллективизация.
5. Экскурс в историю
(Историческая справка о коллективизации.)
(Кстати, в самом голодном, 1933 году, был
экспортирован 1 млн. зерна.)
6. Работа с текстом
? Как проходит коллективизация в Гремячем?
Давыдову районное начальство дает установку: “По проценту будем оценивать твою работу”. Да и сам он еще не понимает, что за процентами, постановлениями стоят живые люди (сцена собрания).
7.
Первое, с чего начинает Давыдов – раскулачивание. Причем, вопрос для голосовавших ставился так: “Ты за советскую власть или за кулака?”.
Здесь в этих сценах решается извечная проблема
русской литературы: как сохранить в себе
Человека, оставаться Человеком.
Вот встреча трех главных героев романа после
раскулачивания, полная глубочайшего
психологического напряжения (работа с текстом,
гл.9).
Пока для них
Сталин же освободил от мук совести, провозгласив новый закон классовой нравственности: “Сын за отца не отвечает”.
Шолохов здесь документально точен, показывая трагизм времени, изломанные судьбы и “белых”, и “красных”.
8.
Были ли в Гремячем люди, поддерживающие создание колхозов?
Индивидуальные задания (К. Майданников, П. Любишкин – гл.4,9,10).
Они понимают, что будет трудно, но вы бор их выстрадан жизнью, и потому заслуживает уважения.
Автор не дает прямой своей оценки событиям, но мы видим, что критерием истинной правоты и справедливости в романе является логика самой жизни, нравственные законы, по которым казаки жили много веков. Должно было сохраниться главное – непрерывность культурной, интеллектуальной, и, в лучших проявлениях, духовной традиции. И это единственный их спасительный путь.
9. Работа по схеме
Запись в тетради ключа прочтения романа.
Литература
- Священник Михаил Шполянский. Десять заповедей Закона Божьего. – М.: Образ, 2005.
- Статьи журналов “Литература в школе”: Г.И. Беленький. Книга жизни; Т.В. Гордиенко. Русские литераторы – лауреаты Нобелевской премии; Г.М. Ребель. Предостережение; В.П. Павлюкевич. “В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата”; Н.М. Федь. М.А. Шолохов: штрихи к биографии; И.И. Чернова. “Так это было на земле”.
- Федорова Т.В. Путь к слову. – М., 2006.