- познакомить учащихся с содержанием стихотворения «Бесы»;
- научить производить сопоставительный анализ двух произведений;
- развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
- привить любовь к литературе и поэтическому слову.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Основная часть
А) Вступительное слово учителя
В конце августа 1830 г. В связи с женитьбой на Н.Н.
Гончаровой Пушкин отправляется в Болдино
Лукояновского уезда Нижегородской губернии,
чтобы войти во владение подаренной ему отцом
деревней. О настроениях, с которыми он уезжал,
говорит его письмо к П.А. Плетневу: «Милый мой,
расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно,
тоска, тоска…Осень подходит. Это любимое моё
время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора
моих литературных трудов настает… Еду в деревню,
бог весть ,буду ли там иметь время заниматься, и
душевное спокойствие, без которого ничего не
произведёшь…»
Раздумья поэта о своей жизни, судьбе родины – всё
это преображенное искусством и превращенное
великой силой художника в чистейшее золото
поэзии, становилось подлинным художественным
зеркалом того времени.
В ночной осенней тишине старого, давно нежилого
дома, прерываемый лишь ночными звуками – от
однообразного хода часов, неторопливо и
безостановочно сбрасывающих в вечность минуты,
дни, годы уходящей жизни, до мелкой беготни по
рассохшемуся полу, – вслушиваясь в ночные
шорохи, вглядываясь в окружающий мрак, поэт снова
и снова думал о смысле уходившей жизни,
ассоциировавшейся в этой обстановке с
бесцельной мышиной беготней. Так рождались
строки стихотворений.
Как огромное обобщение переживаний Пушкина
этого времени, переведенных на специфически
образный язык искусства, возникало
стихотворение «Бесы» (1830) – своеобразный итог
пушкинских раздумий о жуткой жизни николаевской
России.
Б) Выразительное чтение стихотворения (на фоне музыки)
В) Анализ стихотворения
– Прокомментируйте название стихотворения, объясните значение слова «бесы»? (Бес – в религии и народных поверьях: злой дух. Народная фантазия часто видела в метели что-то бесовское, колдовское, завораживающее.)
– Зачитайте отрывки, упоминается слово «бесы».
В поле бес нас водит, видно.
И кружит по сторонам.
В мутной месяце игре
Закружились бесы разны…
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине…
– Каково состояние у вас, после прочтения стихотворения? (Тревога, страх).
– Зачитайте слова, которые передают состояния тревоги, страха.
Мутно небо, ночь мутна.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
Сбились мы. Что делать нам! И т.д.
– Какие литературные приемы использует автор? (Олицетворения:
вьюга злится. Вьюга плачет…
Сравнение:
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре… и т.д.)
– Назовите языковые особенности стихотворения. (Обилие глаголов передает стремительность действий. Краткие прилагательные еще более усиливают тревогу. Использование предложений с прямой речью помогают понять, что здесь два героя.)
– Назовите героев стихотворения. Кого из них мы можем назвать главным? (Главные герои – путник и ямщик. Слова, что вложены в уста ямщика, воспринимаются как эмоции путника, а в конечном счете автора, образ которого в стихотворении полностью сливается с образом путника.
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы; что делать нам!)
Учитель: Эта соотнесенность эмоций путника и автора уже намечена в самом начале стихотворения строкой:
Еду, еду в чистом поле –
И особенно последней строкой стихотворения, которая в читательском восприятии определенно связывается с эмоциями самого автора:
Мчатся бесы рой за роем,
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
– О чем размышляет поэт в стихотворении? (Это – и реалистическая картина метели, в которой кружится сбившийся с дороги одинокий путник. Это – и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России. Это в конечном счете – стихотворение о самом себе, о своем месте в жизни, о своем отношении к окружающей действительности. Здесь и раздумья о личной судьбе, и ощущение безвыходного одиночества, и чувстве беспомощности, щемящей тоски перед бессмысленностью жизни.)
– Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали? Какие краски использовали?
Г) Демонстрация рисунков к стихотворению и их защита
Учитель: Ребята, неслучайно это стихотворение мы изучаем после повести «Метель». Проведите сопоставительный анализ двух произведений письменно. Что их объединяет?
«Метель» |
«Бесы» |
«В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею». |
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна – Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. |
«Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу… Лошадь начинала уставать…» |
Коням. Барин. Тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбилися мы. Что делать нам! |
Подберите синонимы к слову «метель» (вьюга, пурга, поземка). В каком стихотворении вы уже встречали описание подобной погоды? («Зимнее утро»)
3. Рефлексия
4. Итог урока
– Почему А.С. Пушкин называет стихотворение
«Бесы»?
– Какое впечатление произвело на вас
стихотворение ?
– О чем размышляет поэт в этом стихотворении?
– Что объединяет стихотворение «Бесы» и повесть
«Метель»?
5. Домашнее задание: прочитать повесть «Станционный смотритель».