Стратегии смыслового чтения

Разделы: Литература

Ключевые слова: смысловое чтение


Проблема обучения чтению - один из основных вопросов, стоящих перед педагогикой. Как отмечают эксперты, современную ситуацию в России можно определить как системный кризис читательской культуры.

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые дают возможность продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Но мало научить учащегося читать, мало сформировать и развить у него навыки техники чтения, необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, постепенно постигая сложные формы текста, чтобы сформировалась и развилась его читательская компетентность и чтобы он стал личностью, владеющей культурой чтения.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Для этого недостаточно просто прочесть текст, необходимо максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, в чём и заключается цель смыслового чтения. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования.

Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения», которая апробируется в МОУ «СОШ №6» в 5-6 классах начиная с 2014 года и показывает хорошие результаты (увеличение количества победителей и призёров ВОШ, рост среднего балла на ЕГЭ по русскому языку и литературе и т.д.). Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 5-6 классах обучение строится на научно-публицистических и художественных текстах.

Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы: технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического мышления.

Для работы с текстом на каждом из этапов учащийся должен научиться выбирать свои стратегии. Учебные стратегии - это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее.

В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной. Число стратегий и частота их использования индивидуальны.

Все существующие стратегии чтения можно разделить на три группы: стратегии предтекстовой деятельности; стратегии текстовой деятельности стратегии послетекстовой деятельности. Самыми важными, на мой взгляд, являются предтекстовые задания, чем лучше организован данный этап, тем легче учащемуся читать текст и выше достигнутый результат.

Рассмотрим некоторые из используемых стратегий на примере сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ

1. Соревнуемся с писателем

Цель стратегии - мотивировать на прочтение книги.

Задание: рассмотрите иллюстрации и предложите свой вариант сюжета книги.

2. Мозговой штурм

Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к тексту.

Задание: какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

3. Батарея вопросов

Цель стратегии - припоминание важной информации, касающейся темы текста.

  1. Кто такие пионеры?
  2. Чем занимаются дети в летнем лагере?
  3. Что нужно для того, чтобы растение росло? И т.д.

4. «Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Задание: прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые части. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?

ТЕКСТОВЫЕ

1. Чтение с остановками

  • Как появился цветок на этом пустыре? Как он боролся с трудностями и не погибал?
  • Заметила ли она цветок? Что, вы думаете, произошло дальше?

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали. СТОП.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она. СТОП.

2. Чтение про себя с вопросами

Цель стратегии - научить читать текст вдумчиво, задавая всё более усложняющиеся вопросы.

Задание для группы: прочитайте первый абзац и задайте вопросы, остальные члены группы должны на них ответить.

3. Чтение про себя с пометками

Читая отрывок, ученик делает пометки в тексте:

  • V - уже знал;
  • + - новое;
  • - - думал иначе;
  • ? - не понял, есть вопросы.

4. Чтение (вслух попеременное)

Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверит, понимает ли он читаемый текст.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ

1. Загадки (проверка содержания)

Цель данной стратегии - проверка знания читателем текста произведения.

  • Имел ли неизвестный цветок запах?
  • Когда цветок распускал свой венчик: в начале, середине или в конце лета?

2. Цитаты (кто сказал?)

Цель стратегии - привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим персонажа.

Задание: соедините имя героя и цитату книги.

1.Может, это цветок скучает там по своей матери, как я

2.Меня никто не зовет

1. Цветок

2. Даша

3. Черты характера

Цель стратегии - обучение интерпретации текста.

Задание: отметьте черты, которыми обладает герой книги.

трудолюбивый
завистливый
жадный
милосердный
стойкий
скучает по маме
умеет ценить красоту природы
добрая душа
отчаянный
задумчивый

рассудительный
терпеливый
любознательный
наивный
жизнестойкий
добрый
смелый
угрюмый
упорный
целеустремлённый

заботливый

4. Рецензия, отзыв на текст

План.

  1. Где и когда происходят события.
  2. Тема и основная мысль произведения.
  3. Выделить места в произведении, которые произвели наибольшее впечатление.
  4. Характеристика героев.
  5. Язык произведения.
  6. Мнение и его обоснование.

5. Синквейн (пятистрочник)

Цель данной стратегии - показать своё отношение к тексту.

1. Тема (слово, понятие)

ЦВЕТОК

2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме

КРАСИВЫЙ, СИЛЬНЫЙ

3. Три глагола

ПРОБИВАЕТСЯ, ЦВЕТЁТ, ВОЗРОЖДАЕТСЯ

4. Предложение в четыре слова

ЗАВТРА БУДЕТ НОВАЯ ЖИЗНЬ

5. Синоним к понятию или эмоциональное отношение к теме

БОРЕЦ

В заключение хочется подчеркнуть, что смысловое чтение формирует познавательный интерес, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Внедрение стратегий смыслового чтения, технологий преподавателями различных учебных дисциплин позволит сделать обучающихся полноценными членами информационного общества.