Проблема обучения чтению - один из основных вопросов, стоящих перед педагогикой. Как отмечают эксперты, современную ситуацию в России можно определить как системный кризис читательской культуры.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые дают возможность продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Но мало научить учащегося читать, мало сформировать и развить у него навыки техники чтения, необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, постепенно постигая сложные формы текста, чтобы сформировалась и развилась его читательская компетентность и чтобы он стал личностью, владеющей культурой чтения.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Для этого недостаточно просто прочесть текст, необходимо максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, в чём и заключается цель смыслового чтения. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования.
Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения», которая апробируется в МОУ «СОШ №6» в 5-6 классах начиная с 2014 года и показывает хорошие результаты (увеличение количества победителей и призёров ВОШ, рост среднего балла на ЕГЭ по русскому языку и литературе и т.д.). Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 5-6 классах обучение строится на научно-публицистических и художественных текстах.
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы: технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического мышления.
Для работы с текстом на каждом из этапов учащийся должен научиться выбирать свои стратегии. Учебные стратегии - это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее.
В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной. Число стратегий и частота их использования индивидуальны.
Все существующие стратегии чтения можно разделить на три группы: стратегии предтекстовой деятельности; стратегии текстовой деятельности стратегии послетекстовой деятельности. Самыми важными, на мой взгляд, являются предтекстовые задания, чем лучше организован данный этап, тем легче учащемуся читать текст и выше достигнутый результат.
Рассмотрим некоторые из используемых стратегий на примере сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ
1. Соревнуемся с писателем
Цель стратегии - мотивировать на прочтение книги.
Задание: рассмотрите иллюстрации и предложите свой вариант сюжета книги.
2. Мозговой штурм
Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к тексту.
Задание: какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
3. Батарея вопросов
Цель стратегии - припоминание важной информации, касающейся темы текста.
- Кто такие пионеры?
- Чем занимаются дети в летнем лагере?
- Что нужно для того, чтобы растение росло? И т.д.
4. «Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Задание: прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые части. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?
ТЕКСТОВЫЕ
1. Чтение с остановками
- Как появился цветок на этом пустыре? Как он боролся с трудностями и не погибал?
- Заметила ли она цветок? Что, вы думаете, произошло дальше?
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали. СТОП.
И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она. СТОП.
2. Чтение про себя с вопросами
Цель стратегии - научить читать текст вдумчиво, задавая всё более усложняющиеся вопросы.
Задание для группы: прочитайте первый абзац и задайте вопросы, остальные члены группы должны на них ответить.
3. Чтение про себя с пометками
Читая отрывок, ученик делает пометки в тексте:
- V - уже знал;
- + - новое;
- - - думал иначе;
- ? - не понял, есть вопросы.
4. Чтение (вслух попеременное)
Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверит, понимает ли он читаемый текст.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ
1. Загадки (проверка содержания)
Цель данной стратегии - проверка знания читателем текста произведения.
- Имел ли неизвестный цветок запах?
- Когда цветок распускал свой венчик: в начале, середине или в конце лета?
2. Цитаты (кто сказал?)
Цель стратегии - привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим персонажа.
Задание: соедините имя героя и цитату книги.
1.Может, это цветок скучает там по своей матери, как я 2.Меня никто не зовет |
1. Цветок 2. Даша |
3. Черты характера
Цель стратегии - обучение интерпретации текста.
Задание: отметьте черты, которыми обладает герой книги.
трудолюбивый
|
рассудительный
|
4. Рецензия, отзыв на текст
План.
- Где и когда происходят события.
- Тема и основная мысль произведения.
- Выделить места в произведении, которые произвели наибольшее впечатление.
- Характеристика героев.
- Язык произведения.
- Мнение и его обоснование.
5. Синквейн (пятистрочник)
Цель данной стратегии - показать своё отношение к тексту.
1. Тема (слово, понятие)
ЦВЕТОК
2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме
КРАСИВЫЙ, СИЛЬНЫЙ
3. Три глагола
ПРОБИВАЕТСЯ, ЦВЕТЁТ, ВОЗРОЖДАЕТСЯ
4. Предложение в четыре слова
ЗАВТРА БУДЕТ НОВАЯ ЖИЗНЬ
5. Синоним к понятию или эмоциональное отношение к теме
БОРЕЦ
В заключение хочется подчеркнуть, что смысловое чтение формирует познавательный интерес, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Внедрение стратегий смыслового чтения, технологий преподавателями различных учебных дисциплин позволит сделать обучающихся полноценными членами информационного общества.