Урок-практикум в 10 классе.
Цели урока: закрепление умений и навыков работы с текстом стихотворения, анализ и интерпретация, подготовка к сочинению, развитие монологической речи.
Ход урока:
1. Когда было написано стихотворение Н. А. Некрасова и что могло побудить поэта обратиться к данной теме?
- Стихотворение написано в 1856 г. Россия понесла большие потери в Крымской войне и проиграла, хотя солдаты, матросы и многие офицеры показывали чудеса героизма.
- Некрасов был поэтом-гражданином, и он не мог не откликнуться на события, которые бурно обсуждались в редакции журнала и о которых говорили практически везде.
- Некрасов был редактором “ Современника”. В нём начал печататься молодой офицер Л. Н. Толстой, участник обороны Севастополя; после его падения Толстой приехал в Петербург. Встреча с ним, рассказы очевидца тоже могли способствовать созданию стихотворения.
2. Вы знаете, что большую роль в стихотворении играет зачин. Что вы можете сказать о нём?
- Обычно зачином является первое предложение в стихотворении. Здесь зачином можно считать первую строку: “ Внимая ужасам войны…” Некрасов использует деепричастную форму устаревшего глагола “ внимать”, что значит “ воспринимать и слухом, и зрением”.
- Я тоже считаю это слово удачной поэтической находкой, оно очень ёмкое. Оно как бы включает в себя лексическое значение глаголов “ слушать” и “ видеть” одновременно, Это говорит о чуткости поэта. Он судит не только о внешней стороне события, а и о его сути.
- А мне кажется, что это слово (внимая), как первая нота в музыкальном произведении, задаёт тон всему стихотворению, заставляет прислушаться к голосу и словам поэта.
- А я бы хотел обратить внимание на словосочетание “ ужас войны”. В наше время, оно стало привычным. Во времена Некрасова это была первая война. Вполне возможно, что именно Николай Алексеевич соединил впервые эти два слова, создав фразеологизм, очень точно выражающий сущность войны: она несёт гибель солдатам и горе их близким. Что может быть более ужасным?
3. Кому несёт горе гибель солдата?
- Жене, другу, матери.
4. Одинаково ли их горе и отношение лирического героя к ним? Какие приёмы использует поэт для создания этих образов?
- Для жены, друга и матери горе неодинаково. Некрасов использует антитезу и образный параллелизм, чтобы выразить своё отношение к ним и для создания этих образов: недолговременным переживаниям жены и друга он противопоставляет страшное горе матери. Он пишет: “…Одни я в мире подсмотрел / Святые, искренние слёзы”.
- Лирическому герою искренне жаль лишь матерей, а друга и жены ему не жаль. Он прямо заявляет: “… Мне жаль не друга, не жены”.
5. Нет, ребята, это не совсем верно. Обратите внимание, изменится ли смысл высказывания от перестановки частицы “не”: “ жаль не…” и “ не жаль”?
- Да, изменится: “ не жаль” означает отсутствие чувства жалости вообще, а “ жаль не …” говорит, что поэту всё-таки жаль, но кого-то другого.
6. Да, поэту и его лирическому герою “ жаль”, и с помощью анафоры он подчёркивает это. А частица “не” перед существительными “помогла” противопоставить горе матери потерям жены и друга и “лишает” эти два образа высокого трагизма. В его словах мы слышим иронию: “Увы! Утешится жена, / И друга лучший друг забудет…”
- Гибель солдата – настоящая трагедия лишь для матери, поэтому её слёзы названы “святыми”.
- И лирическому герою по-настоящему жаль именно матерей. Ведь материнское сердце и её душа будут страдать до конца жизни: “ Но где-то есть душа одна - / Она до гроба помнить будет!” По сравнению с её неизбывным горем всё остальное кажется поэту лицемерным и пошлым.
7. А какую роль играет здесь образный параллелизм?
- Образ женщины-матери, оплакивающей своего сына, сопоставляется с образом плакучей ивы:
…То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
В устном народном творчестве плакучая ива – символ вечной печали.
8. Какое словосочетание можно назвать оксюмороном и какова его роль?
- Оксюмороном является словосочетание “на кровавой ниве”. В прямом значении “нива” - это хлебное поле, которое испокон веку считалось в народе источником жизни. В стихотворении “нива” становится “кровавой”, и сочетание слов “нива” и “кровавый” приобретает не просто трагический, а какой-то зловещий смысл – поле, усеянное трупами. Вот где ужас-то войны.
9. Что вы можете сказать о жанре, композиции, стихотворном размере произведения?
- Стихотворение написано единым текстом, то есть не делится на строфы. Наверное, мысли и чувства поэта настолько “слились”, что их невозможно было “расчленить” на строфы.
- Я думаю, что в жанровом отношении это элегия. Стихотворение проникнуто горестными раздумьями.
- Стихотворение написано четырёх- и пятистопным ямбом с многочисленными пиррихиями, что сближает его с разговорной речью. Возможно, поэтому оно легко воспринимается и запоминается.
10. Подводя итог всему вышесказанному, как бы вы определили идею произведения?
- Идея стихотворения – осуждение войны, сочувствие матерям. Это делает его созвучным любому времени. Я бы предложила ввести в школьную программу обязательное изучение стихотворения “Внимая ужасам войны”.
Домашнее задание: написать сочинение (анализ и интерпретация стихотворения Н.А.Некрасова “ Внимая ужасам войны”).