- Развитие аналитических умений и навыков по работе с художественным текстом.
- Изучение романа Е.Замятина “Мы” в контексте мировой и русской литературы, выявление особенностей жанра антиутопия; обучать самостоятельному поиску истины на основе произведения.
- Формирование осознанного выбора в соответствии с нравственными принципами, четкой жизненной позиции, твердого взгляда на жизнь; воспитывать умение работать в коллективе.
Эпиграфы:
Прогресс будущего всегда в настоящем…
Человек – как роман: до самой последней
страницы не знаешь, чем кончится.
Иначе не стоило бы читать…
Е. Замятин.
Ход урока
I. Слово учителя.
Добрый день! Начинаем урок литературы, тема которого “ Судьба личности в тоталитарном государстве”. На протяжении всего занятия будем искать ответы на вопросы: что заставило Замятина написать произведение, каково место романа в мировой и русской литературе, почему автор размышляет о будущем России, что ждет страну после революции 1917 года… И всю работу проведем через анализ данного произведения.
Человечество всегда стремилось представить идеальное общество, что находило отражение в художественных произведениях, получивших название – утопия. Это и “Утопия” Томаса Мора, и “Город солнца” Т.Кампанеллы, и социалистическая утопия в снах Веры Павловны в романе Чернышевского “Что делать?” Но “Мы” Замятина – антиутопия.
II. Ребята, объясните, что означает термин “антиутопия”? (Предостережение, мир не должен быть таким, каким изображает писатель).
Что такое тоталитаризм? От слова ТОТАЛИТАРНЫЙ (Ожегов) – основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности. К сожалению, это слово для современного общества актуально. Тоталитаризм складывался в 30-е годы XX века. Но и XXI столетии существуют государства, основанные на таком порядке, укладе. Это Ирак, Куба, КНДР.
Итак, чтобы понять влияние тоталитаризма на человека, надо присмотреться к отдельным гражданам, ведь “человек – как роман…”
III. Характеристика главного героя.
Давайте познакомимся с главным героем.
Как его зовут? Его профессия? Увлечения? (Главный герой – Д-503, строитель Интеграла (сегодня мы бы сказали главный конструктор), ведет дневниковые записи).
Можно ли Д-503 назвать обычным героем произведения? (Нет, он талантливый инженер, ученый, математик, увлеченный своим делом. Кроме того, ведет дневниковые записи, что говорит о неординарности. Ведь не так часто встречаются люди, ведущие дневниковые записи, так как эпистолярный жанр – сложная форма изложения мыслей, требующая внутренней работы).
Как вы думаете, почему ведет записи Д-503? (Боязнь сказать вслух свои мысли – отличительная черта тоталитарного государства).
Кстати, а почему у героя такое странное имя - Д-503? Выдвиньте свою точку зрения. (Живет в тоталитарном государстве – Единое Государство, где все обезличено, подчинено воли Благодетеля)
Подумайте и ответьте, складывается ли представление о государстве, если у членов общества такие имена-номера? Представьте, я открываю журнал и вызываю ученика К-3, С-1? (Представление складывается, и не самое лучшее: чувствуешь некоторую обезличенность…)
Вывод: итак, Д-503 – не случайно главный герой. Это талантливый инженер, ученый, который не только строит Интеграл, но и мыслит, пытается осознать окружающий мир, пусть несколько узковато, прямолинейно, но нам он интересен, ведь “человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы читать…”
IV. Характеристика Единого Государства.
Герой живет в особом государстве.
Как называется государство? Почему Единое? (Единое, Тоталитарное, – такому государству необходимо особое общество, чтоб люди беспрекословно подчинялись, были винтиками машины. Поэтому занято воспитанием общества. Вспомним историю нашей страны. В 60-е годы XX века в Советском Союзе был выработан моральный кодекс советского гражданина, согласно которому люди страны Советов преданны делу коммунизма, все равны, беспрекословно выполняют волю партии…)
Единое Государство – тоталитарный режим. Посмотрим, как оно относится к своим гражданам, как воспитывает, какие цели ставит.
Анализ эпизодов. Выразительное чтение, обсуждение.
Анализ эпизода № 1.
Многое можно сказать о человеке, узнав его взгляды на окружающее. Как Д-503 воспринимает природу. Скажите, вас не настораживает такое отношение к окружающему миру? Что странно в этом описании природы? Почему красоту природы не видит нумер Единого Государства?
Вывод: Человека нет, только нумер.
Анализ эпизода № 2.
Строительство Интеграла. Любое тоталитарное государство стремится распространить идеологию за свои пределы. Поэтому главная задача – развитие промышленности, индустриализация, чтобы быть экономически свободным, независимым, подчинять себе другие страны.
Как это проявляется в Едином Государстве? Что строит? (Интеграл, который должен принести счастье всем).
Естественно, что большую часть времени люди проводят на стройке. Зачитаем описание рабочего места Строителя Интеграла.
Весьма поэтичное описание. Но что-то настораживает. Назовите ключевые слова отрывка. (“Несвободное движение, идеальная несвобода”).
Почему так видит и описывает? (То, что навязало государство, внушило, осталось уже на уровне подсознания. По-другому и не могут видеть, влияние Государства).
Вывод: “несвободное движение, идеальная несвобода” и “душой исполненный полет”А.С.Пушкин “Евгений Онегин”.
Такое представление о мире, о красоте сформировало Тоталитарное, Единое Государство…
Анализ эпизода № 3. Свободное время.
А может, так только во время госслужбы?
Ребята, давайте вспомним, как проводят свободное время “нумера”? Чтение отрывка.
В исторических научных трудах социализм называют “казарменным социализмом”. Почему в Советском Союзе строили именно такое государство. Почему в отрывке упор делается на маршевую поступь героев? (Строем легче управлять, отдавать приказы).
Вхождение в действие. После прочтения отрывка встают и маршируют на месте. А ведь рядом любимая Д-503 – О-90, вернее, та, на которую выписан розовый талон… Так хочется взять ее за руку, сказать, что настроение прекрасное… Класс, обратите внимание на интонацию. Попробуйте сказать: “Как замечательно ты выглядишь, О-90! Какой прекрасный день!”
“Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!” “Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!” Стой! Раз-два!
Почему не получилось произнести предложенную фразу? Что-то мешало? Что? Ответь на вопрос, дорогой, почему ты так странно произнес фразу.
Связь с изученным ранее.
Сейчас я произнесла две цитаты из произведений, изученные вами раньше. Какие? Авторы Маяковский и Блок – современники революции 1917 года, современники Замятина. Они уловили дух времени, показали правду тех дней. А Блок даже предвидел, что может произойти, если таким шагом идти в будущее. СЛАЙД №2. Помните, буржуй на перекрестке.. Почему стоит на пересечении дорог?.. Что такое перекресток? Стоит там, где когда-то было сердце распятого Иисуса Христа? Связь с эпиграфом 1. “Прогресс будущего всегда в настоящем…” Е.Замятин. (Нельзя без веры в Него, в Его заповеди… Иначе можно прийти к такому государству, которое описано у Замятина).
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое личная жизнь? Была ли оно у советских людей? Кому нужно было подчинять личную жизнь? (Интересы Государства. Легче подчинять, казарменный социализм).
Вывод: Личная жизнь – свобода выбора. Свобода – возможность действовать в соответствии со своими интересами и целями.
В любом режиме есть хотя бы один человек, который не хочет подчиняться, не желает, чтобы ему навязывали чужую волю. Таких людей наказывают. Наказание всегда преследуется по закону. Но должна быть мера. Сегодня много говорится о наказании, о смертной казни. Россия в 1993 году объявила мораторий на смертную казнь, буквально две недели назад продлила мораторий, хотя в обществе большинство “за” смертную казнь. А как наказывали в Едином Государстве инакомыслящих. (Устраивали показательные казни, которые у нормального человека вызывают только чувство неприязни. Но только не в тоталитарном государстве. Главная роль у Благодетеля).
Анализ эпизода №4.
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для описания Благодетеля? Обоснуйте авторский выбор.
Эпитеты – тяжкий – тяжелый, тяжеленный,
тяжеловесный – тяжко…
Каменный – как идол, он и есть идол, божество,
Благодетель…
Как судьба – сравнение – неизбежность кары…
Ребята, а не вызывает параллелей исторических фигура Благодетеля? (Сталин. В истории страны значимая фигура. Именно с этим человеком связан тоталитарный режим в Советском Союзе. Такие могут подчинять своей воле всех. “Когда он входил в зал Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам” - У.Черчилль).
Вывод. Какова роль лидера в тоталитарном государстве? (Абсолютная власть, подчинение, слепая вера в лидера и, как закономерность, неадекватная оценка происходящего). Яркий пример – следующий эпизод.
Эпизод №5.
Да тут арифметика! Вспомните имя героя, который говорил об арифметике, заменяя слово “человек” успокоительным словечком “вошь”? (Раскольников. К чему привела теория? Крах. Провал..)
Вывод: жестокость тоталитарного государства не знает пределов, смерть человека – ничто по сравнению с машиной.
День Единогласия.
В Едином Государстве в День Единогласия избирали Благодетеля. Единогласно. Как всегда.
И вдруг… СЛАЙД №3. (“…ТЫСЯЧИ РУК ВЗМАХНУЛИ ВВЕРХ – “ПРОТИВ” – УПАЛИ…”)
Случайно ли такое произошло. Почему находились те, кто противился давлению, не хотел идти против своей совести?
Попытайтесь ответить на вопрос, что стало причиной внутренних изменений Д-503? (Любовь к И -330…Да, любовь. Вот то, что делает нас людьми, – чувства, умение сопереживать.У Пушкина есть замечательные стихи: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…”).
V. Что такое душа? Вот какое объяснение получает Д-503 в больнице.
Эпизод №6.
А как вы ответите на вопрос: “Что же такое душа?..” Может ли быть душа у человека в тоталитарном государстве? Почему?
(Внутренний мир, нравственный стержень, моральные принципы – то, что отличает человека от нумера).
Вывод:
В Советском Союзе тоталитарный режим связан с именем Сталина (портрет). Роман Замятина “Мы” – предостережение, так как чувствовал, осознавал, что происходит, и как честный художник, личность отобразил в своем произведении. За что и поплатился: вынужден был покинуть родную страну.
Роман – это попытка писателя объяснить, что не может быть судьбы, личности в тоталитарном государстве (перечеркиваю заголовок). Только Единое Государство, тоталитарный режим и винтики огромной машины.
VI. Заключительное слово.
На вас сегодня воздействуют всевозможные средства информации, но мы живем в демократическом государстве. У вас всегда есть право выбора во взглядах, интересах, предпочтениях. Желаю вам делать всегда правильный выбор. От него, правильного выбора, зависит ваша судьба…