Содержание и структура рабочей тетради.
Цель рабочей тетради определяет её содержание. Воспитание компетентного читателя, имеющего стойкий интерес к чтению, осуществляется благодаря формам и методам работы над художественным произведением.
Особое внимание в разделах тетради уделяется непосредственно анализу произведения и собственному творчеству пятиклассника. В структуре рабочей тетради выделено несколько разделов, каждый из которых имеет определённую задачу.
Так, например, раздел «это интересно» содержит, как правило, дополнительный материал по теме, интересные сведения и факты из истории развития художественного творчества, а также занимательные факты из биографий писателей. Задачей этого раздела, с одной стороны, становится расширение кругозора обучающихся, развитие познавательного интереса, а с другой стороны – осуществление ненавязчивого, доступного юному читателю, знакомства с источниками художественного творчества.
В разделе «нужно запомнить» содержится литературоведческий материал, опять же пересказанный по материалам авторитетных источников в простой доступной форме.
Учитывая возрастные особенности обучающихся, стоит помнить, что основной деятельностью десяти-одиннадцатилетнего школьника остаются игровые формы. Так, главное место в структуре рабочей тетради отведено своеобразной литературной игре-путешествию. Главным атрибутом путешественника, без сомнения, является «путевой дневник», который представляет систему различных заданий для конкретной темы. Задачей «путевого дневника» становится осуществление метода диалога как живого общения между читателем и художественным произведением. Задания на страницах тетради призваны помочь обогатить опыт разнообразных читательских переживаний, способствовать развитию эмоциональной культуры юного читателя, а также развивать эстетический вкус обучающегося как основы самостоятельной читательской деятельности, как ориентира нравственного выбора.
Особое внимание в содержании рабочей тетради уделено синтезу искусств: литературы – музыки – живописи. Важной функцией подобной интеграции, бесспорно, является развитие любознательности и творческой активности читателя-пятиклассника.
Тематический материал данного проекта можно использовать как непосредственно на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности (факультативных занятиях, кружковой работе, внеклассных мероприятиях и т. д.).
Предложенный материал – фрагмент рабочей тетради, который поможет при подготовке к уроку литературы.