Цели урока: показать черты характера русской женщины: любовь, чувство долга, верность, преданность, стойкость, беззащитность, покорность судьбе; пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания, выразить восхищение поэту, увековечившему память о женах декабристов, за красоту слога.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с творческой историей поэмы “Русские женщины”, используя материал учебника и историко-литературный материал,
- развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев поэмы, прививать навыки выразительного чтения эпизодов поэмы.
Оборудование: компьютер, проекционный экран, литературно- краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок», фрагменты художественного фильма «Звезда пленительного счастья», видео «Посвящение женам декабристов».
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Сообщение целей, задач урока.
2. Слово учителя.
«Есть женщины в русских селеньях…» Эти знаменитые строки знает в наше время каждый. Николаю Алексеевичу Некрасову в своем творчестве удалось показать, что великие женщины есть не только в «селеньях», но и в высшем свете. Самым ярким, самым сильным произведением, прославляющим силу и волю русской женщины, в творчестве Некрасова стала знаменитая поэма «Русские женщины» («Декабристки»).
3. Творческая история поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины”.
- Когда и при каких обстоятельствах впервые прозвучали строки поэмы?
Лето 1871г. Карабиха - родовое имение Некрасовых. В усадьбе, в парке, Николай Алексеевич слегка приглушенным голосом читает свою новую вещь – поэму « Русские женщины». Жена брата поэта, Наталья Павловна, вспоминала об этом: « Мы слушали с затаенным дыханием и не могли сдержать слез. Когда он взглянул на своих слушателей, то по их взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение, и был счастлив».
- Какие исторические события послужили основой для создания поэмы
«Русские женщины?»
19 ноября 1825 года скоропостижно умирает император Александр I.Пока решался вопрос и том, кто из братьев Александра - Николай или Константин наследует власть, декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.
План восстания декабристов:
- Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков
- Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями
- Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью
- Захватить банк и почтамт.
Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права
Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение.
Арестован и осужден 121 человек.5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский.
Более 100 декабристов были арестованы и сосланы в Сибирь.
Ученик читает наизусть стихотворение А.С.Пушкина « Во глубине сибирских руд».
Слово учителя. Декабристы – преступники или герои? Над этим вопросом вы будете размышлять на уроках истории в 8классе. Сегодня мы поговорим о женщинах … В своей новой поэме Некрасов воссоздает удивительный образ жен декабристов, которые презрели трудности и поехали за своими мужьями в Сибирь. « Жены сосланных в каторжную работу,- писал о них впоследствии Герцен,- лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь в неволю, в страшный климат Восточной Сибири, под еще страшнейший гнет тамошней полиции». Поэма Некрасова « Русские женщины» - это гимн благородным душевным порывам, мужеству, стойкости, верности. Это гимн всепобеждающей силе любви. Это был, наверное, главный мотив, движущий поэтом. Но был и другой, не всегда очевидный, но не менее важный.
Ученик Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька. К.И.Чуковский считал, что поэма обращена не только к прошлому – событиям 1825-1826гг., но и к настоящему – мыслям, настроениям демократов-семидесятников. В конце 1860-начале 1870гг. в России прошли судебные процессы над участниками революционного движения, среди которых были и женщины. Многие жены революционеров, как в недавнем прошлом жены декабристов, добровольно отправлялись в ссылку за своими мужьями. Возможно, именно эти обстоятельства явились причиной обращения к теме? Может быть, и поэтому уже из набранной в типографии рукописи поэт изымает первое название поэмы- « Декабристки»- и дает новое, более обобщенное:
«Русские женщины».
Учитель. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ. В чём же смысл замены? Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь "маскарад". Трубецкая и Волконская меняют суету света "на подвиг любви бескорыстной.
4. Изучение поэмы “Русские женщины”.
Слово учителя: Поэма состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.). Две части поэмы соотносятся по принципу контрастного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам.
Часть1 -“Княгиня Трубецкая» Приложение 1
Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчеркнуть монолитность характера героини, красоту ее деяния. Поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа – декабриста Сергея Трубецкого.
Ученик. Свой путь она начинает от порога родного дома (« сам граф подушки поправлял», «образок повесил в правый уголок»). Некрасов не оставляет надежды на встречу. “Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом.
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Подберите, объясните (запишите) синонимы к данным словосочетаниям: рвать сердце, отпустить с миром, сталью одеть грудь, счастливые грезы.
Описание поездки княгини Трубецкой в Сибирь. В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество...
Сон прерывается суровой страшной правдой - печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого и суровой, нищей, "забытой Богом стороны". «Исчезли радужные сны. Перед нею ряд картин …» Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного "царства нищих и рабов" помогает Трубецкой, исполненной "наивного ужаса", понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,- понять благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все увиденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором.
Эта встреча является центральным эпизодом. Губернатор получил строжайший приказ любыми средствами удержать княгиню и не разрешить ей ехать вслед за мужем. В центре 2 части - моральный поединок графини Трубецкой и генерал- губернатора. Выразительно по ролям прочитайте заключительный диалог княгини и генерал-губернатора. Каждый из персонажей решает свою задачу: княгиня – быстрее добраться до места ссылки мужа, губернатор – не допустить этого.
Беседа:
- Как вы оцениваете поступки героев диалога?
- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1-ой части поэмы?
- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?
- Убедительно ли его признание, что он действовал не своей воле?
- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого убеждения в своей правоте?
- Что заставило губернатора уступить княгине? Приведите аргументы героев поэмы
Губернатор | Княгиня |
1. Отъезд убил отца. | 1. «Но долг другой меня зовет…» |
2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге. | 2. «Живут же люди в том краю..» |
3. Соблазны столичной жизни | 3. «В этот… лес меня не заманят..» |
4. Уязвлённая гордость. | 4. «Я не жалкая раба, я женщина, жена!» |
5. Отречение от прав. | 5. «Подпишу! И живо - лошадей!» |
6. Дорога вместе с каторжниками. | 6. «Иду! Мне все равно!» |
-Определите значение слова этап в контексте поэмы Н.А. Некрасова.
Женщинам было запрещено брать с собой детей. У княгини Трубецкой детей не было, а княгиня Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына у Зинаиды Волконской. (Позже Пушкин в письме пришлет эпитафию на смерть сына Николеньки). Вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза “нищей стать и женщиной простой”. Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос. («Я делал всё, что мог. Не испугались вы!») Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.
Слово учителя: Мария Николаевна Волконская. (Приложение 2)
Вторая часть, «Княгиня Волконская», построенная как семейные воспоминания, (подзаголовок - «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный.
Родилась я, милые внуки мои,
Под Киевом, в тихой деревне;
Любимая дочь я была у семьи….
М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, выросла в богатом имении. Ее мать- внучка самого М.В. Ломоносова, отец- герой войны 1812 года. Дом был радушным. Здесь часто проводились музыкальные вечера. В Марию был влюблён сам А.С. Пушкин. В один из таких вечеров Мария пела, Пушкин восхищался, а князь Волконский простоял весь вечер в углу, очарованный пением юной девушки. На следующий день отец объявил дочери, что она выходит замуж за князя Волконского. Отец руководствовался двумя причинами: богатство жениха и его высокое положение в обществе. Мария покорилась воле отца. « Я мало думала тогда»,- напишет она позже.
.(Звучит фрагмент песни кавалергарда из кинофильма « Звезда пленительного счастья»).
Привычный благополучный мир Марии рухнул. От братьев она узнала, что ее муж арестован. С маленьким Николенькой на руках она отправляется к отцу. « Бедная моя Машенька! Мы оформим развод и избавим тебя от мужа-каторжника!» - вскричал отец. Но Мария продолжала задавать вопросы, а потом воскликнула: « Вы знали! Вы все были заодно! А теперь под страхом ареста вы отреклись от него!» Она добивается свидания с мужем в Петропавловской крепости.
Ученик. Из дневника М.Н. Волконской: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.
Узнав, что дочь не только не оформляет развод, а собирается ехать в Сибирь, отец закричал, что отрекается от нее. И только на смертном одре он раскаялся. Взяв в руки портрет дочери, произнес: « Вот величайшая женщина, которую я знал».
В 1826 году, после оглашения приговора, в салоне Зинаиды Волконской состоялся бал в честь Марии, которая уезжала за мужем в Сибирь. Были приглашены лучшие музыканты и итальянские певцы. Многие плакали. Подвиг Марии произвел впечатление на всю Москву. Пылкая влюбленность Пушкина переросла в восхищение.
В ссылке Мария писала дневники, которые передала сыну Михаилу и просила их никому не показывать, но тот дал прочитать эти записки Николаю Некрасову, своему другу, редактору. Тот не мог оторваться от изящного слога. По словам Волконского, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.
- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста? (Чтение отрывков из дневника М Волконской).
Ученик. В 1856 году был объявлен манифест об амнистии сосланным в Сибирь декабристам. С любовью встречало передовое русское общество вернувшихся из ссылки изгнанников. В Москве очень тепло принимали престарелого декабриста Сергея Григорьевича Волконского.
Ученица. Годы, проведенные в ссылке, давали о себе знать. У Марии Волконской прогрессировала болезнь сердца. Лечение в Париже не принесло видимых результатов. Она умерла в своем имении. Волконский, будучи почти слепым стариком, не смог приехать проститься, и не мог себе этого простить всю оставшуюся жизнь. Он завещал похоронить себя у ее ног.
Ученик. И когда в конце 1865года Волконский умер, герценовский « Колокол» откликнулся некрологом, в котором говорилось: « Мир праху твоему, благородная , почтенная жертва гнусного самодержавия, из любви к отечеству променявший генеральские эполеты на кандалы каторжника…».
Ученица. Если честно, то поначалу я думала, что Некрасов слегка приукрасил события, добавил женам декабристов мужества и энтузиазма, но нет, биографии Трубецкой и Волконской говорят о том же самом. Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они "другим дороги проложили" - это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там.
Читать! Читать и учиться силе духа, воли, готовности преодолевать препятствия, идти к намеченной цели, не боясь трудностей. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых поколений читателей. Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы. Они повенчались с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери самых лучших домов, а оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга. «Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна!»)
Обобщающая беседа.
- Поэма имела успех у читателей. “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Что тут скажешь, классика - это прекрасно. Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг жен декабристов?
Ученик Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что жен декабристов можно назвать героинями? Их подвиг и сейчас привлекает внимание поэтов.
Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.
(Звучит романс « Посвящение женам декабристов»).
Домашнее задание.
- Есть такой замечательный фильм – « Звезда пленительного счастья». В этом фильме использован сюжет из главы « Княгиня Трубецкая». Представьте, что вы актеры. С помощью каких средств выразительности речи , поведения, эмоционального и психологического состояния вы будете раскрывать свою роль? Подберите нужные слова для характеристики героев.
- Напишите небольшое сочинение « Если бы княгиню Трубецкую (генерал – губернатора) довелось играть мне…».