Строение текста типа описания предмета

Разделы: Литература


Тема урока: Строение текста типа описания предмета.

Цель урока: Создать условия для обучения учащихся раскрывать тему и основную мысль высказывания, создавать тексты типа описания предмета.

Задачи урока:

  • Содействовать усвоению знаний учащихся понятия о тексте типа описания предмета, способах построения предложений в тексте типа описания предмета. Формировать умения и навыки отличать тексты типа рассуждения-доказательства и тексты типа описания предмета. Закреплять умения и навыки составлять текст типа описания предмета.
  • Воспитывать  доброе отношение друг к другу, чувство ответственности за выполнение заданий, самостоятельности.
  • Развивать практические навыки учащихся.

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Работа с текстом.
  4. Творческая работа.
  5. Обобщение.
  6. Д/з.

Ход урока

1. Слово учителя.

 «…Едва есть ли высшее наслаждение, как наслаждение творить», – считал Николай Васильевич Гоголь. Французский писатель Ромен Роллан писал: «Все радости жизни – в творчестве. Творить – значит убивать смерть». Творить – значит созидать, создавать, сочинять. Каждый человек творец, и сегодня на уроке вы убедитесь в этом.

2. Актуализация знаний учащихся.

Тема нашего урока: Строение текста типа описания предмета.

– Какова цель сегодняшнего урока? Что должны научиться делать?

– Прочитайте внимательно тему урока и скажите, что вам уже известно?

Текст: основные признаки текста; тема (заголовок) и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; план текста.

3. Работа с текстом.

Работа в парах.

– Прочитайте высказывание, докажите, что это текст.

– При затруднении обратитесь за помощью к карточкам-подсказкам № 1, 2.

– Обсудите свой ответ с товарищем.

У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. По народному поверью, русалки и ведьмы больше всего боятся осины и крапивы. Следующее за Троицыным днём воскресенье называют «Русальным заговеньем» или «Крапивным заговеньем». В этот день для защиты от русалок принято стегать друг друга крапивой.

Крапива известна и как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты, пюре. Особенно популярна она в меню кавказских народов, известных своим долголетием. Её употребляют отваренной в молоке, в качестве начинки в варениках и пирожках, в смеси с толчёными орехами и пряностями. Народный фольклор отмечает: «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится».

Как лекарственное растение крапива известна давно. Диоскорид рекомендовал её при воспалении лёгких, желудочно-кишечных расстройствах, нарывах, кровотечениях, травмах. В средние века крапиву прописывали при отравлении свинцом, почечных и печёночных камнях.

Современная народная медицина тоже отличает крапиву. «Одна крапива заменяет семерых врачей», – говорит народная мудрость. Настой её листьев используют как кровоостанавливающее при различных кровотечениях.

  • Заговенье – последний день, в который разрешается есть мясо, молоко и тому подобное, перед постом, соблюдаемым верующим.
  • Диоскорид –  римский врач (I в.). По происхождению грек. В основном сочинении «О лекарственных средствах» систематически описал все известные медикаменты растительного, животного и минерального происхождения, сгруппировал свыше 500 растений.

Данное высказывание является текстом, так как можно озаглавить (Крапива. Известное растение. Полезная трава.). Все предложения связаны по смыслу и грамматически. Текст состоит из 4 абзацев, в каждом раскрывается своя микротема; можно составить план.

  1. Верное средство против нечистой силы. Гроза для ведьм и русалок.
  2. Пищевое растение.
  3. Лекарственное растение. Известное лекарство.
  4. Современная народная медицина о крапиве.

Этот текст типа рассуждения-доказательства: тезис → аргументы → примеры.

4. Творческая работа.

Используя карточку-подсказку № 2, самостоятельно опишите крапиву, выбрав одно из заданий:

  • составить словосочетания;
  • составить предложения;
  • составить текст.

Наблюдение.

1) Перечитайте предложения или текст и проведите наблюдение: в чём особенность построения предложений в тексте типа описания предмета.

Особенности.

В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией. В «данном» же называется сам предмет или его части.

«Данное» (кто? что?) – предмет

«Новое» (какой?) – признаки.

его части

2) В научном стиле описание предмета бывает предельно полным.

В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие образ.

Сравните два текста и определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

  1. На богатых питательными веществами пустырях, заброшенных компостных или навозных кучах, у сараев и хлевов растёт крапива коноплетистная с пальчато рассечёнными перисто-зубчатыми листьями. Реже встречается крапива узколистная, которая хорошо отличается от предыдущей формой листьев. Листья ланцентные или продолговато-ланцетные, по краю зубчатые. Кстати, если на навозных кучах, особенно на местах старых катонов, растёт крапива, значит их уже можно использовать на удобрение. («Зелёный мир Читинской области», стр. 70, Чита, 2003 г.)
  • Компост – органическое удобрение – смесь перегноя с землёй.
  • Ланцетные – имеющие вид ланцета –старинного хирургического инструмента в виде небольшого обоюдоострого ножа; остроконечный, острый.
  1. …Улыбнулись сонные берёзки,
    Растрепали шёлковые косы.
    Шелестят зелёные серёжки,
    И горят серебряные росы.
    У плетня заросшая крапива
    Обрядилась ярким перламутром
    И, качаясь, шепчет шаловливо:
    «С добрым утром!»
    (С. Есенин «С добрым утром!»)

В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.

Обыкновенная крапива, которую мы с вами не очень-то любим, в стихотворении Есенина вдруг «обрядилась перламутром» и предстаёт шаловливой и доброжелательной собеседницей читателя.

3) Выпишите из толкового словаря однокоренные слова с корнем крапив-. О каком из слов идёт речь в рассказе Николая Сладкова. Определите стиль текста, докажите примерами из текста свой ответ.

Крапивница и лимонница.

– Терпеть не могу непонятных имён! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит – я Крапивница! У неё на капусту аппетит – она Капустница! Просто всё и понятно!

– А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасного лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…

(Из книги Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой»)

Словарь под ред. А.П. Евгеньевой:

Крапива – травянистое растение с жгучими волосками на листьях и стеблях.

Крапивник – 1) заросли крапивы. 2) очень мелкая подвижная птичка отряда воробьиных, серовато-белой окраски с коротким вздёрнутым хвостом.

Крапивница – 1) болезнь, при которой на коже быстро появляются и исчезают зудящие волдыри, похожие на ожоги крапивой. 2) Пёстрая дневная бабочка, гусеницы которой живут на крапиве.

Крапивный – 1) приготовленный из крапивы, с крапивой. 2) название семейства растений, к которому относится крапива, рами.

Фразеология

Крапивная лихорадка (устар.) – крапивница.

Крапивное семя (устар.) – презрительное прозвище подъячих и приказных, а затем чиновников-взяточников.

Глухая крапива – сорное травянистое растение с мелкими белыми цветками и с листьями, похожими на листья крапивы, но без жгучих волосков.

5. Обобщение.

1) Поработайте творчески в группах, составьте визитную карточку урока и сделайте презентацию.

2) Подведите итоги урока, продолжите предложения:

– Я знаю…

–  Я могу…

6. Домашнее задание.

1) Опишите любое растение, известное вам.

2) Выпишите из словаря описание нескольких растений.