Тема урока: Строение текста типа описания предмета.
Цель урока: Создать условия для обучения учащихся раскрывать тему и основную мысль высказывания, создавать тексты типа описания предмета.
Задачи урока:
- Содействовать усвоению знаний учащихся понятия о тексте типа описания предмета, способах построения предложений в тексте типа описания предмета. Формировать умения и навыки отличать тексты типа рассуждения-доказательства и тексты типа описания предмета. Закреплять умения и навыки составлять текст типа описания предмета.
- Воспитывать доброе отношение друг к другу, чувство ответственности за выполнение заданий, самостоятельности.
- Развивать практические навыки учащихся.
План урока:
- Слово учителя.
- Актуализация знаний учащихся.
- Работа с текстом.
- Творческая работа.
- Обобщение.
- Д/з.
Ход урока
1. Слово учителя.
«…Едва есть ли высшее наслаждение, как наслаждение творить», – считал Николай Васильевич Гоголь. Французский писатель Ромен Роллан писал: «Все радости жизни – в творчестве. Творить – значит убивать смерть». Творить – значит созидать, создавать, сочинять. Каждый человек творец, и сегодня на уроке вы убедитесь в этом.
2. Актуализация знаний учащихся.
Тема нашего урока: Строение текста типа описания предмета.
– Какова цель сегодняшнего урока? Что должны научиться делать?
– Прочитайте внимательно тему урока и скажите, что вам уже известно?
Текст: основные признаки текста; тема (заголовок) и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; план текста.
3. Работа с текстом.
Работа в парах.
– Прочитайте высказывание, докажите, что это текст.
– При затруднении обратитесь за помощью к карточкам-подсказкам № 1, 2.
– Обсудите свой ответ с товарищем.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. По народному поверью, русалки и ведьмы больше всего боятся осины и крапивы. Следующее за Троицыным днём воскресенье называют «Русальным заговеньем» или «Крапивным заговеньем». В этот день для защиты от русалок принято стегать друг друга крапивой.
Крапива известна и как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты, пюре. Особенно популярна она в меню кавказских народов, известных своим долголетием. Её употребляют отваренной в молоке, в качестве начинки в варениках и пирожках, в смеси с толчёными орехами и пряностями. Народный фольклор отмечает: «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится».
Как лекарственное растение крапива известна давно. Диоскорид рекомендовал её при воспалении лёгких, желудочно-кишечных расстройствах, нарывах, кровотечениях, травмах. В средние века крапиву прописывали при отравлении свинцом, почечных и печёночных камнях.
Современная народная медицина тоже отличает крапиву. «Одна крапива заменяет семерых врачей», – говорит народная мудрость. Настой её листьев используют как кровоостанавливающее при различных кровотечениях.
- Заговенье – последний день, в который разрешается есть мясо, молоко и тому подобное, перед постом, соблюдаемым верующим.
- Диоскорид – римский врач (I в.). По происхождению грек. В основном сочинении «О лекарственных средствах» систематически описал все известные медикаменты растительного, животного и минерального происхождения, сгруппировал свыше 500 растений.
Данное высказывание является текстом, так как можно озаглавить (Крапива. Известное растение. Полезная трава.). Все предложения связаны по смыслу и грамматически. Текст состоит из 4 абзацев, в каждом раскрывается своя микротема; можно составить план.
- Верное средство против нечистой силы. Гроза для ведьм и русалок.
- Пищевое растение.
- Лекарственное растение. Известное лекарство.
- Современная народная медицина о крапиве.
Этот текст типа рассуждения-доказательства: тезис → аргументы → примеры.
4. Творческая работа.
Используя карточку-подсказку № 2, самостоятельно опишите крапиву, выбрав одно из заданий:
- составить словосочетания;
- составить предложения;
- составить текст.
Наблюдение.
1) Перечитайте предложения или текст и проведите наблюдение: в чём особенность построения предложений в тексте типа описания предмета.
Особенности.
В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией. В «данном» же называется сам предмет или его части.
«Данное» (кто? что?) – предмет |
→ |
«Новое» (какой?) – признаки. |
его части |
2) В научном стиле описание предмета бывает предельно полным.
В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие образ.
Сравните два текста и определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
- На богатых питательными веществами пустырях, заброшенных компостных или навозных кучах, у сараев и хлевов растёт крапива коноплетистная с пальчато рассечёнными перисто-зубчатыми листьями. Реже встречается крапива узколистная, которая хорошо отличается от предыдущей формой листьев. Листья ланцентные или продолговато-ланцетные, по краю зубчатые. Кстати, если на навозных кучах, особенно на местах старых катонов, растёт крапива, значит их уже можно использовать на удобрение. («Зелёный мир Читинской области», стр. 70, Чита, 2003 г.)
- Компост – органическое удобрение – смесь перегноя с землёй.
- Ланцетные – имеющие вид ланцета –старинного хирургического инструмента в виде небольшого обоюдоострого ножа; остроконечный, острый.
-
…Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(С. Есенин «С добрым утром!»)
В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.
Обыкновенная крапива, которую мы с вами не очень-то любим, в стихотворении Есенина вдруг «обрядилась перламутром» и предстаёт шаловливой и доброжелательной собеседницей читателя.
3) Выпишите из толкового словаря однокоренные слова с корнем крапив-. О каком из слов идёт речь в рассказе Николая Сладкова. Определите стиль текста, докажите примерами из текста свой ответ.
Крапивница и лимонница.
– Терпеть не могу непонятных имён! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит – я Крапивница! У неё на капусту аппетит – она Капустница! Просто всё и понятно!
– А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасного лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…
(Из книги Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой»)
Словарь под ред. А.П. Евгеньевой:
Крапива – травянистое растение с жгучими волосками на листьях и стеблях.
Крапивник – 1) заросли крапивы. 2) очень мелкая подвижная птичка отряда воробьиных, серовато-белой окраски с коротким вздёрнутым хвостом.
Крапивница – 1) болезнь, при которой на коже быстро появляются и исчезают зудящие волдыри, похожие на ожоги крапивой. 2) Пёстрая дневная бабочка, гусеницы которой живут на крапиве.
Крапивный – 1) приготовленный из крапивы, с крапивой. 2) название семейства растений, к которому относится крапива, рами.
Фразеология
Крапивная лихорадка (устар.) – крапивница.
Крапивное семя (устар.) – презрительное прозвище подъячих и приказных, а затем чиновников-взяточников.
Глухая крапива – сорное травянистое растение с мелкими белыми цветками и с листьями, похожими на листья крапивы, но без жгучих волосков.
5. Обобщение.
1) Поработайте творчески в группах, составьте визитную карточку урока и сделайте презентацию.
2) Подведите итоги урока, продолжите предложения:
– Я знаю…
– Я могу…
6. Домашнее задание.
1) Опишите любое растение, известное вам.
2) Выпишите из словаря описание нескольких растений.