ЦЕЛЬ: почувствовать связь времен, преемственность поколений, помочь детям увидеть лучшие черты русских женщин 19 и 20-го веков, обратить внимание на традиционные особенности в характерах и поступках героинь классика и современного автора.
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали,
Их имена забыться не должны…
Н.Некрасов
ХОД УРОКА
1. На фоне музыки Б.Окуджавы к к/ф «Звезда пленительного счастья» учитель зачитывает эпиграф.
2. Слово учителя.
На предыдущих уроках мы рассмотрели женские образы в творчестве Н.А.Некрасова, поэта середины 19-го века, замечательного гражданина, патриота.
3. Беседа по вопросам.
- Какие черты характера русских женщин выступают на первый план в лирике Н.А.Некрасова? (Самопожертвование, достоинство, терпение, мудрость, самоотверженность, трудолюбие, решительность, бескорыстие и т.д.)
- Только ли женщинам 19-го века присущи перечисленные качества?
- Можно ли утверждать, что героини Ольги Славниковой, женщины конца 20-го начала 21-го столетий наделены теми же качествами?
- Каков, на ваш взгляд, смысл названия рассказа? (Очерчивает круг главных героев.)
- Какова особенность композиции рассказа? (Нет вступления; автор сразу, буднично и по-деловому, представляет читателю героинь.)
- Какова портретная характеристика?
-Найдите ключевые слова и детали, показывающие особенности характера героинь.
-Что мы знаем о семье, в которой росли и воспитывались сестры?
- Какова окружающая социальная среда, что мы узнаем из рассказа о людях, живущих рядом с ними?
- В чем сходство и различия главных героинь?
- Что вы можете сказать о любимых занятиях сестер?
- Можно ли их назвать талантливыми?
- Как изменило жизнь сестер известие о знаменитых предках?
- Почему в качестве топлива для своего паровоза сестры использовали самогон? Как вы считаете, можно ли в связи с этим говорить об определенном чувстве юмора героинь, или это, наоборот, узость кругозора, или своего рода протест против воспоминаний детства, связанный с пьянством отца? А может, это народная смекалка, что называется: «Дело мастера боится»?
- Нравится ли вам жизнь в поселке? Легко ли верится, что речь идет о рубеже 20-го и 21 столетий?
- Как изменилась жизнь в поселке с изобретением сестер?
- Почему же все-таки у старшей сестры «было неспокойно на душе»?
- Чем закончилась история с изобретением сестер?
- Является ли это типичным для жизни России?
- Зачитайте концовку рассказа. Можно ли ее назвать жизнеутверждающей? Обоснуйте свой ответ.
- С каким чувством вы знакомились с произведениями Н.А.Некрасова о судьбах женщин России и какие чувства вызвали у вас героини Ольги Славниковой? Ответ обоснуйте.
4. Подводим итоги урока, делаем вывод.
Как в произведениях Н.А.Некрасова, так и в рассказе О.Славниковой ОНА – женщина, сильная духом, ОНА – символ Родины, символ терпения, несгибаемости.
А мы, читатели, верим им, любуемся ими, заряжаемся оптимизмом, знаем, что не сломают их никакие испытания.