Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания"

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Актуальность

Воспитание патриота и гражданина – одно из направлений воспитательной работы школы. В современных условиях оно предполагает формирование толерантного поведения, то есть умения сострадать, сопереживать, противостоять насилию. Общешкольные мероприятия, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., событиям современной военной истории России становятся традиционными. Учащиеся школы участвуют в ежегодных мероприятиях таких, как “Месячник военно-патриотической работы”, встречи с ветеранами, игре “России верные сыны”, а с 2006 года возникла идея возродить традицию литературно-музыкальных постановок.

Цели

  1. Познакомить с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе.
  2. Развивать коммуникативные, интеллектуальные и творческие умения и навыки.
  3. Воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности.

Задачи

  • Разработать основные направления деятельности.
  • Подготовить и обработать материал.
  • Составить сценарии мероприятий.
  • Подобрать и распределить обязанности участников.
  • Организовать процесс работы.
  • Согласовать время и место проведения мероприятия.
  • Проанализировать результат.

Содержание

Идея организации литературно-музыкальных постановок на военно-патриотическую тему возникла не случайно. В школе сохранились традиции организации мероприятий к памятным датам. Наблюдается интерес учащихся, а педагоги отмечают, что эти мероприятия способствуют сплочению школьного коллектива и вызывают самые теплые чувства. Учащиеся охотно соглашаются участвовать в подготовке и проведении постановок.

Стоит отметить, что сегодня не требуется соотносить содержание с идеологией, это создает определенные трудности при отборе материала, но, с другой стороны, позволяет акцентировать внимание на главной теме, учитывая возраст слушателей и их подготовку. Участники становятся не просто исполнителями воли постановщика, а имеют возможность говорить от своего лица. Опыт показывает, что это себя оправдывает.

Усиливают впечатление новые технические средства, которые позволяют воздействовать на эмоциональное состояние всех.

Совершенствование форм работы в рамках военно-патриотического воспитания является закономерным продолжением военно-патриотической работы 70-80-х годов 20 века в школе. Доказательством преемственности служит проект создания школьного музея, один из разделов которого – “Военно-патриотическая работа школы”. Разработаны и подготовлены экскурсионные темы:

  1. Сотрудничество с конструктором М. Т. Калашниковым
  2. Опыт парашютного спорта в школе.
  3. Боевой путь 311 стрелковой дивизии.

В ПРИЛОЖЕНИИ 1 познакомиться с выдержкой из проекта школьного музея, посвященной военно-патриотическому воспитанию в школе.

Наиболее апробированным вариантом данного направления в современной школе становится организация литературно-музыкальных постановок. Предлагаем некоторые из них:

  • Афганская война СССР.
  • Блокада: 900 дней мужества.
  • Литературно-музыкальная композиция о войне и о любви “Рио-Рита”

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Таким образом, сформировались три направления:

  • Памятные даты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  • Мероприятия, посвященные Дню Победы.
  • Современная военная история России.

Ожидаемый результат

Все выступления были приняты хорошо и адекватно. Участники постановок выступали перед учащимися разных параллелей, что не повлияло на их настроение, желание вызвать у зрителей чувство сострадания. Многие из них публично выступали впервые, и после выступлений они почувствовали себя увереннее, значительнее.

После анализа собственного выступления все выразили желание продолжить совместную работу.

Работа в данном направлении является дополнением к урокам истории, литературы, краеведения, а также к внеурочной воспитательной работе.