“Покатилось яблочко по блюдечку, по волшебному, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, все леса видны, и полки на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота….”
Читая эти строки, мне кажется, что они в иносказательной форме выражают сущность процесса чтения. Жизнь во всех ее проявлениях заключена в книге, как на блюдечке. Читая, человек смотрит на это “блюдечко” текста, его глазное яблоко движется от строчки к строчке, и … совершается сказочное: строчки исчезают и на их месте появляется реальность. В. Сухомлинский писал: “Книга - это окошко, через которое, дети видят и понимают мир и самих себя”. Хотелось бы, чтобы это окошко было большим и широким, и обязательно с чистыми, прозрачными стеклами. Ведь не секрет, что нынешняя реакция большинства детей на книгу далека от радостного замирания сердца, от волшебного, сказочного ощущения. Дети и подростки делятся на “окрыленных чтением” и “приговоренных к чтению”, последних, к сожалению, больше. Почему? Попытаюсь дать свою трактовку назревшей проблеме. Для начала прошу ознакомиться с некоторыми статистическими данными из Баяндаевской средней школы, полученными в результате экспресс- опроса среди 9-11 классов.
Руководствуясь первой диаграммой, мы можем наглядно увидеть падение интереса к чтению художественной литературы. Чем это объясняется? Я считаю, что причиной этому послужило:
- увлечение компьютерными играми
- увлечение массовой литературой, культурой.
- сложное повествование жизненных принципов в классических произведениях.
В чем причина такой стабильной популярности массовой литературы, ее процветания и прогресса? Демократические изменения, произошедшие в нашей стране, повлекли за собой широкое распространение массовой литературы и культуры в целом. В отечественной публицистике неоднократно выказывалось беспокойство о бесконтрольном распространении худших ее образцов в виде книжной, аудио-, видео- продукции. В европейских странах эта проблема встала в 60-е годы, когда озабоченная экспансией американской массовой культуры общественность начала вести целенаправленную работу за сохранение самобытной национальной европейской культуры. В отличии от элитарной массовая литература ориентирована на усредненный уровень потребностей. Она легка в восприятии, играет на примитивных вкусах публики. Массовая литература выполняет несколько функций:
1. Развлекающая, отвлекающая функция, массовая литература позволяет расслабиться, уйти от сложных проблем.
2. Снятие стрессов, желание пережить острые ощущения, прочитать о “красивой жизни”, “красивой любви”. Примером служат нехитростные дамские романы, наивные, не блещущие изысками слога, но тем не менее завоевавшие огромную читательскую аудиторию.
3. Отождествление читателя с литературными героями, когда подросток пытается перенять облик, особенности. качество героя. Мировая литература мифологична ( создает новый мир. миф о красивой жизни), иконична т.е требует подражания, обожествления(“Гарри Потер”: постеры, значки, копирование). Массовая литература не несет духовного заряда, она не приносит пользы в становлении личности, не отвечает на важные вопросы жизни подростков. А классические произведения, которые открывают нравственные, духовные искания героев, красоту природы, формируют личность, остаются непрочитанными и берут их лишь по требованию школьной программы, в большинстве случаев.
Про литературу родного края подростки почти ничего не знают. А сколько у нас замечательных поэтов и писателей! Это и Булат Бутунаев- поэт, прозаик который в своих произведениях обращается к национальным корням, стремится воссоздать национальный уклад жизни соплеменников. И Лариса Босхолова – поэтесса, в чьих стихах открывается мир сокровенных мыслей и чувств сегодняшнего читателя, живущего и трудными проблемами своего времени и раздумьем над вечными вопросами
И Тарас Манданов, пишущий о вечности бытия, о древних бурятских традициях, об обычаях своей малой, но любимой Родины. Но они остались не прочитанными нашими учениками. Как же привлечь подростка к чтению, как подготовить полноценного и вдумчивого читателя ?
Я вижу несколько путей решения этой проблемы :
- Привитие любви к книге в семье (семейное чтение,
обсуждение прочитанного).
Художественная литература рождает образы , заставляет думать , что очень важно для детей и подростков. И если родители не хотят для своих детей “обедненной, ограбленной, оголенной и неочарованной жизни”, по выражению немецкой писательницы Кристи Вульф, то им следует задуматься об этом. - Работа учителей литературы (викторины, литературные игры, общее посещение библиотеки, внеклассное чтение)
- Принцип “Если ты не идешь к книге, то книга идет к тебе”, т.е. создание фильмов, проектов на Тv на основе литературных произведений. Примером может послужить блестящий художественный фильм, мультфильмов, проектов на ТV на основе литературных произведений. Примером может послужить блестящий художественный фильм “Идиот” по мотивам одноименного романа Достоевского.
- Введение в курс школьного обучения изучения литературы родного края. Для того, чтобы дети были знакомы с традициями, обычаями родной земли.
В данной работе я попыталась прикоснуться к серьезной актуальной теме современности – отсутствие интереса к чтению художественной литературы у подростков. Пробуждение высокого интереса к книге, желание изучать литературу глубже рождает любовь к языку. Книга и только книга открывает нам доступ к бесконечному источнику красоты и правды, источнику чистой радости и благих порывов. И напоследок разрешите процитировать несколько высказываний о книге и чтении:
“Уметь читать - уметь мыслить” ( пословица)
“Книга - чудо, в ней заключена душа написавшего ее; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною” \ М.Горький/
“Книга формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека” / А.Твардовский/
“Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку”./ М.Горький/
“Читайте, читайте, читайте!” / К.Паустовский/