Стихи и песни военных лет (1941–1945 г.)

Разделы: Литература


Учитель: 65 лет отделяют нас от времён Великой Отечественной войны. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

По мнению К. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней только как о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, накопленного огненным дыханием эпохи, в них сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдата – защитника своего Отечества.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.

Ученик 1:  От советского информбюро… 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5 000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Граница нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге.

«Священная война»  (Василий Лебедев-Кумач)

Ученик 2:   Враг рассчитывал на «молниеносную» войну.  Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Мужчины уходили на фронт, женщины и дети занимали их места на заводах и фабриках – для фронта нужны были оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие.

Учитель: война с её горем, потерей близких, страданиями, огромным напряжением всех духовных и физических сил народа и вместе с тем необыкновенным духовным подъёмом отразилась на содержании произведений литературы периода военных лет. Многие поэты и писатели в первые же дни войны ушли на фронт в качестве бойцов, командиров, фронтовых корреспондентов.

Ученик 3: Стихи, написанные летом и осенью 1941 года, несут на себе неизгладимую печать этого сурового времени. В них звучит печальное чувство утраты  земель, утраты городов, утраты  друзей, павших в неравной битве. Эта общая всем боль прозвучала в стихах Н. Рыленкова.

Качалось небо в пятнах алых,
И плакал ветер-голосей.
Мы оставляли на привалах
Зарытых наскоро друзей.
Кто знал такой разлуки горше?
В ней вся глухая скорбь земли.
От Минска, Витебска и Орши
Из окруженья шли и шли

Учитель: но сквозь горести той поры, как солнечный луч сквозь свинцовые тучи, в стихах большинства поэтов просвечивает упругое, окрыляющее сердца ощущение того, что не всегда так будет, что должен скоро наступить перелом в войне, что и на нашей улице будет праздник.

У А. Твардовского в поэме «Василий Тёркин» мы читаем рассуждение героя, ставшего известным всем:

– Не унывай!
Не взорвёмся, так прорвёмся,
Будем живы – не помрём.
Срок придёт, назад вернёмся,
Что отдали – всё вернём!

Ученик 4: то же упрямое чувство неистового противоборства, таящего в себе будущую энергию победы, звучит в тихих, сосредоточенных строках «Клятвы», написанной Анной Ахматовой в июле 1941 года:

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

Учитель: Поэзия в годы Великой Отечественной войны пережила особый подъём. Стихи А.А.Суркова, М.В. Исаковского, О.Ф. Берггольц, К.М. Симонова, М.И. Алигер были полны необычайного эмоционального накала. Они вдохновляли бойцов фронта и тружеников тыла, помогали мужественно переносить невзгоды  военных лет и разлуку с близкими.

«Тёмная ночь»

Ученик 5: В осаждённом, голодном, холодном Ленинграде в это время, под непрерывный рёв канонады в нетопленных, подобных гробам ленинградских квартирах жила большая спаянная ненавистью к врагу группа поэтов: Тихонов и Саянов, Инбер и Берггольц, Прокофьев и Дудин, Инге и Лихарёв, Вечтомова и Попова.

Строки, написанные в ту пору Ольгой Берггольц, перекликаются со стихами всех поэтов города-героя.

Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо,
Удушливое вынесший кольцо
Как Человек, как Труженик, как Воин.
Сестра моя, товарищ, друг и брат,
Ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют – Ленинград!
И шар земной гордится Ленинградом.

Ученик 1: Сильное влияние патриотических настроений сказалось и на музыкальном искусстве. Композитору Д.Д.Шостоковичу принадлежит созданная в блокадном Ленинграде потрясающая по своей глубине Седьмая симфония, посвящённая героическим защитникам блокадного города.

Ученик 2: Массовым успехом пользовались песни композиторов В.И.Лебедева-Кумача, М.А.Блантера, В.П.Соловьёва-Седова и многих других. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма.

«На безымянной высоте»

Ученик 3: Особое место в поэзии военных лет принадлежит М.В.Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом».

Ученик 4: «Враги сожгли родную хату» (наизусть).

Учитель: Поэзия  военных лет, вобрав в себя все чувства, которыми жили народы нашей родины в годы смертельной схватки с фашизмом, являет собой поразительное сочетание патетической публицистики с самой интимной, самой задушевной лирикой. Рядом со словами всенародно распеваемой песни.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,–
Идёт война народная,
Священная война!

Со страниц «Правды» прозвучали и были переписаны миллионами человеческих рук строки стихотворения Константина Симонова «Жди меня».

Ученик 5: «Жди меня» (К. Симонов) – наизусть.

Ученик 1: Такие стихотворения для советских воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, было как бы заклятьем от гибели. И не удивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь» и многие другие были сугубо лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.

 «Бьётся в тесной печурке огонь» («Землянка»).

Учитель: Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки»,– писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова  поэт М. Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор  Василий Соловьёв-Седой  создают песню «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.

Ученик 2: «Соловьи» (наизусть).

Ученик 3: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Булата Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свиданья, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.

«Белорусский вокзал» (слова и музыка Б. Окуджавы)

Учитель: Война, ставшая народной, вошла в жизнь советских людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага. Других, в тылу, она подняла на героический труд во имя обороны и победы. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.

И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Поэтому в произведениях того времени, даже резких, даже зовущих к мщению, властно звучит гуманистическое начало.

Ученик 4:

Никакого нам не надо рая!
Только надо, чтоб пришёл тот век,
Где бы жил и рос, не умирая,
Благородных мыслей человек.

Только надо, чтобы поколенью
Мы сказали нужные слова
Сказкою, строкой стихотворенья,
Всем своим запасом волшебства.

Эти строки написаны Михаилом Светловым. И каждый из поэтов мог сказать о себе, о своей мечте, о будущем то же, потому что каждый из них был участником справедливой войны, оборонявшей будущее человечества от порабощения, войны, где

…бой идёт святой и правый,
Смертный бой – не ради славы,
Ради жизни на земле!

Учитель: У истории свой счёт. 65 лет отделяют нас от победы в Великой Отечественной войне. Сегодня растревоженная память возвращает нас в прошлое, стучится в сердца миллионов и миллионов россиян, чьи родные и близкие погибли там, на той… Великой…

Ученик 5:

На постаменте – красные цветы.
Гвоздики рдеет лепесток опавший.
Огонь напоминает нам о павших
За торжество добра и красоты.

Так помолчим!
Обычай наш таков:
Погибших чтить минутою молчанья.
А набралось их –
Скорбных и печальных –
За дни войны на несколько веков.

В нас памяти горит высокий свет –
То радостный, то скорбный и печальный.
Всей жизнью,
Как минутою молчанья,
Мы чтим людей, которых с нами нет…

«Журавли»

Ученик 1: Сегодня мы вспоминаем страшные военные годы, когда дым Отечества был особенно горек, когда беда была всеобщей, когда жили, воевали, трудились, умирали во имя одной единственной цели – выстоять и победить!

И выстояли, и победили!
Низкий поклон Вам, мужественный солдат Великой Отечественной!
Сегодня и вечно Вы будете служить примером мужества,
несгибаемости и справедливости!
С праздником Великой Победы!

«День победы»