Стихи… Проза… Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева.

Задачи урока:

  • Развивающие – развивать навыки выразительного чтения;
  • Обучающие – показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь раскрыть и понять  смысл стихотворений, тему, идею;
  • Воспитательные – воспитывать доброту, чуткое отношение к людям.

Оснащение урока:

  • Толковый словарь С.И.Ожегова
  • Карточки с вопросами
  • Карточки для групповой работы
  • Выставка книг по творчеству И.С.Тургенева
  • запись на доске эпиграфа

ХОД УРОКА

Хочу вас поблагодарить за
эту ткань из солнца, радуги,
алмазов, женских слёз и
благодарной мужской мысли,
которая называется
«стихотворения в прозе…»

П.Анненков

Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза.

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос

– Мы продолжаем изучение творчества И.С.Тургенева.

Вопросы к классу:

1. Какие произведения И.С.Тургенева вы знаете? («Бежин луг», «Бирюк»)
2. В какой сборник входят эти рассказы? («Записки охотника»)

«Записки охотника» были созданы в начале творческого пути писателя.
А сборник «Стихотворения в прозе» Тургенев выпустил в конце своей жизни, в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве.
П.Анненков с восхищением пишет: «Хочу вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе…»
Итак, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о стихотворениях в прозе.
Поговорим об особенностях жанра стихотворений в прозе, попытаемся раскрыть и понять смысл стихотворений
Тема урока в тетрадь

3. Дома вы читали статью в учебнике о стихотворениях в прозе. В чем их особенность?
4. Найдите определение стихотворений в прозе. На доске записано еще одно определение. Что мы выделим основное в этих определениях? Запишите в тетрадь.

III. Сообщения учащихся

– А сейчас мы послушаем … Он дополнительно готовил сообщение о стихотворениях в прозе.

(Сообщение ученика)

– Как вы думаете, почему Тургенев просил читателей читать свои произведения враздробь?
Чтобы прочувствовать каждую строчку, уловить смысл этих произведений, которые действительно созданы из солнца, радуги,  алмазов, женских слёз и мужской мысли.

На доске записаны ключевые слова

1882 год
«Русский язык»
Александр II
август 1882 года
4 министра
1883 год

У … было индивидуальное задание – составить сообщение о политической обстановке России в этот период.

(Сообщение ученика. Исторический комментарий)

IV. Выразительное чтение стихотворения в прозе «Русский язык» (учитель)

V. Беседа по вопросам

1) Какая мысль заключена в данном стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа)
2) Какие чувства передает Тургенев? («Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,» «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»)

– Давайте посмотрим в словаре значение слов: сомнение, тягостный, отчаяние.
– Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о судьбе Родины)

3) Почему мы это произведение относим к лирическому жанру? (Выражает чувства автора)
4) Какие художественные приемы используются? (Эпитеты: их только 4,они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык – великому народу»)

– Найдите в словаре значение слов великий, могучий, правдивый, свободный
– На основании каких признаков мы можем судить, что перед нами не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка?
Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий, могучий, правдивый, свободный», – сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика  конкретных качеств языка.

VI. Работа по группам

Выразительное чтение стихотворений. Ответы на вопросы.

1 группа: «Нищий»
2 группа: «Близнецы»
3 группа: «Без гнезда»

VII. Чтение стихотворения «Природа» по ролям наизусть

VIII. Беседа по вопросам

1) Какие мысли и чувства выражены в этом стихотворении?
– Чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живет по своим законам, люди – по другим. Противиться и возражать этому бессмысленно. Горе человеку, если сам он забудет о человеческих жизненных ценностях.

IX. Задания по группам на карточках

Карточка № 1. Отгадайте стихотворение  

  • «Я видел спор двух близнецов…»
  • «я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик…»
  • «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…»
  • «Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину…»

Карточка№ 2. Найдите соответствия

«Нищий»                        Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
«Близнецы»                  Я понял, что я получил подаяние от моего брата
«Русский язык»             Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко

Карточка№ 3

Стихотворение …. «Русский язык» написано в …. году. Основная мысль этого стихотворения-… русского языка и русского народа. Автор использует изобразительно-выразительные средства, такие как…. : великий, … , правдивый, свободный.

X. Итог урока

– Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева, рассмотрели особенности этого жанра стихотворений, раскрыли смысл некоторых стихотворений в прозе.

XI. Домашнее задание

  1. Попытаться самим написать одно или два стихотворения в прозе- о жизни родной природы, о привычках и отношении животных к человеку и т.д.
  2. Выучить одно стихотворение в прозе