Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева.
Задачи урока:
- Развивающие – развивать навыки выразительного чтения;
- Обучающие – показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь раскрыть и понять смысл стихотворений, тему, идею;
- Воспитательные – воспитывать доброту, чуткое отношение к людям.
Оснащение урока:
- Толковый словарь С.И.Ожегова
- Карточки с вопросами
- Карточки для групповой работы
- Выставка книг по творчеству И.С.Тургенева
- запись на доске эпиграфа
ХОД УРОКА
Хочу вас поблагодарить за
эту ткань из солнца, радуги,
алмазов, женских слёз и
благодарной мужской мысли,
которая называется
«стихотворения в прозе…»
П.Анненков
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза.
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос
– Мы продолжаем изучение творчества И.С.Тургенева.
Вопросы к классу:
1. Какие произведения И.С.Тургенева вы знаете? («Бежин
луг», «Бирюк»)
2. В какой сборник входят эти рассказы? («Записки
охотника»)
«Записки охотника» были созданы в начале
творческого пути писателя.
А сборник «Стихотворения в прозе» Тургенев
выпустил в конце своей жизни, в 1882 году, как
своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о
творчестве.
П.Анненков с восхищением пишет: «Хочу вас
поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги,
алмазов, женских слёз и благодарной мужской
мысли, которая называется «Стихотворения в
прозе…»
Итак, вы, наверное, догадались, что сегодня мы
будем говорить о стихотворениях в прозе.
Поговорим об особенностях жанра стихотворений в
прозе, попытаемся раскрыть и понять смысл
стихотворений
Тема урока в тетрадь
3. Дома вы читали статью в учебнике о
стихотворениях в прозе. В чем их особенность?
4. Найдите определение стихотворений в прозе. На
доске записано еще одно определение. Что мы
выделим основное в этих определениях? Запишите в
тетрадь.
III. Сообщения учащихся
– А сейчас мы послушаем … Он дополнительно готовил сообщение о стихотворениях в прозе.
(Сообщение ученика)
– Как вы думаете, почему Тургенев просил
читателей читать свои произведения враздробь?
Чтобы прочувствовать каждую строчку, уловить
смысл этих произведений, которые действительно
созданы из солнца, радуги, алмазов, женских
слёз и мужской мысли.
На доске записаны ключевые слова
1882 год
«Русский язык»
Александр II
август 1882 года
4 министра
1883 год
У … было индивидуальное задание – составить сообщение о политической обстановке России в этот период.
(Сообщение ученика. Исторический комментарий)
IV. Выразительное чтение стихотворения в прозе «Русский язык» (учитель)
V. Беседа по вопросам
1) Какая мысль заключена в данном стихотворении?
(Мысль о величии русского языка и русского
народа)
2) Какие чувства передает Тургенев? («Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины,» «как не впасть в отчаяние при виде
всего, что совершается дома»)
– Давайте посмотрим в словаре значение слов:
сомнение, тягостный, отчаяние.
– Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о
судьбе Родины)
3) Почему мы это произведение относим к
лирическому жанру? (Выражает чувства автора)
4) Какие художественные приемы используются? (Эпитеты:
их только 4,они даны целой обоймой, и один из них
звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а
к народу – его носителю: «великий язык –
великому народу»)
– Найдите в словаре значение слов великий,
могучий, правдивый, свободный
– На основании каких признаков мы можем судить,
что перед нами не только высокая оценка, но и
характеристика конкретных качеств языка?
Определения, которые дал русскому языку
Тургенев: «великий, могучий, правдивый,
свободный», – сразу вошли в культурный обиход
страны и стали звучать в публицистических
выступлениях, использоваться в критических
работах. В этих словах не только высокая оценка,
но и характеристика конкретных качеств языка.
VI. Работа по группам
Выразительное чтение стихотворений. Ответы на вопросы.
1 группа: «Нищий»
2 группа: «Близнецы»
3 группа: «Без гнезда»
VII. Чтение стихотворения «Природа» по ролям наизусть
VIII. Беседа по вопросам
1) Какие мысли и чувства выражены в этом
стихотворении?
– Чувства и разум выделяют человека из мира
природы. Природа живет по своим законам, люди –
по другим. Противиться и возражать этому
бессмысленно. Горе человеку, если сам он забудет
о человеческих жизненных ценностях.
IX. Задания по группам на карточках
Карточка № 1. Отгадайте стихотворение
- «Я видел спор двух близнецов…»
- «я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик…»
- «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…»
- «Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину…»
Карточка№ 2. Найдите соответствия
«Нищий»
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!
«Близнецы»
Я понял, что я получил подаяние от моего брата
«Русский
язык» Для
тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так
будет жутко
Карточка№ 3
Стихотворение …. «Русский язык» написано в …. году. Основная мысль этого стихотворения-… русского языка и русского народа. Автор использует изобразительно-выразительные средства, такие как…. : великий, … , правдивый, свободный.
X. Итог урока
– Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева, рассмотрели особенности этого жанра стихотворений, раскрыли смысл некоторых стихотворений в прозе.
XI. Домашнее задание
- Попытаться самим написать одно или два стихотворения в прозе- о жизни родной природы, о привычках и отношении животных к человеку и т.д.
- Выучить одно стихотворение в прозе