Пояснительная записка
Наше время характеризуется решительной переоценкой недавних ценностей. «Новому прочтению» и новому осмыслению прочитанного подвергается многое из того, что раньше считалось аксиомой. Но есть классика, классическая литература, которая во все времена останется незыблемой, она не зависит от времени и конъюнктуры. О творчестве Достоевского написано более чем достаточно, уже наверняка более того, что написал он сам.
Тема выбрана мною не случайно. Меня она занимает, так как она тесно связана с действительностью, с проблемой детства, семьи, большинство женщин реализует себя в жизни прежде всего как матери. Дети всегда были и остаются самыми беззащитными существами. Мы, взрослые, порой не в состоянии оградить наших детей, их души, от темного и злого. Мы все были когда-то детьми, и мы знаем, что ничто не проходит бесследно, за все надо платить. Мы знаем, что детские обиды – самые обидные на свете. Мы знаем, что бываем виноваты перед нашими детьми. Мы знаем, что не всегда мы успеваем вовремя поговорить с ними, попросить у них прощения, помочь им.
Проблемы человека и его место в мире встают со все большей остротой. Проблемы эти связаны не только с жизнью в обществе, в социуме, но также и с взаимоотношениями в семье. Негативные социальные явления, такие, как социальное неравенство, экономический кризис, рост терроризма, массовая преступность, такие процессы индивидуального и общественного сознания, как утрата смысла жизни, ощущение безысходного одиночества человека, потеря национальной самобытности, потеря того, что всегда объединяло современников, роднило потомков и предков, а именно – потеря родного языка, говорят, что мы со всем остальным миром стоим на перепутье: налево пойдешь – что-то потеряешь, направо пойдешь – ничего не найдешь, прямо пойдешь – убитым будешь. Природные катаклизмы тоже вносят свою лепту в то, что у многих людей появляется неуверенность в завтрашнем дне, чувство незащищенности и призрачности существования. Как мы знаем, порой единственным прибежищем, приютом в хаосе жизни для нас является только семья. Самые близкие, самые дорогие для нас люди. А что если нет у человека такого прибежища, нет приюта, нет понимания, нет защиты?
Достоевский придавал огромное значение семье, здоровье общества он определял прежде всего здоровьем семьи и подрастающего в этой семье поколения. В наше же смутное время, к сожалению,на обочине жизни оказались самые чистые, самые незащищенные существа на земле – дети.
Тема «отцов и детей» - вечная. Это выражение бытия человеческого рода, обозначение преемственной связи между поколениями, связи между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Обращаясь со страниц «Дневника писателя» к отцам, он так формулирует содержание проблемы: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая . (12.200)
«Случайное семейство» - это не только выражение кризисного состояния, не только свидетельство «химического разложения» общества, сколько потеря «пульса живой жизни». Достоевский считает, что при любом раскладе необходимо сохранить связующую нить между поколениями, потому что, «пока земля еще вертится, пока еще ярок свет…»,поколения будут сменять поколения, ростки новой жизни будут пробиваться в любых условиях. «У нас есть,бесспорно, жизнь разлагающаяся и семейство, стало быть, разлагающееся. Но есть, необходимо, и жизнь,вновь складывающаяся, на новых уже началах». (13.36)
Когда Достоевский писал: «Красотой мир спасется…» или «Красота есть цель, для которой живет человек», - он прежде всего имел в виду гармонию человеческого общения.
Но, будучи привязанным к своему времени, Достоевский интересовался насущными проблемами дня, и это отнюдь не делает его творчество менее актуальным, напротив, именно у Достоевского многие из нас черпают свои силы для дальнейшего существования. Как далеко видел Ф.М.Достоевский, когда говорил о «вышвырках» общества, детях случайных семейств, что когда–нибудь они отомстят своим обидчикам.
В своем творчестве Федор Михайлович показывает большое разнообразие форм распада не только семейного, но и общественного, духовного. В каждом романе Достоевского есть «случайное семейство». Для Достоевского это прежде всего утрата не только формального состояния семьи, но и отсутствие духовной общности между членами семейства. Сам Достоевский так раскрывает свой термин: «Спросят: что такое эта случайность и что я под словом подразумеваю? Отвечаю: случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы верить так детей своих, передали бы им веру в жизнь». (12.185) Беда современного общества как раз, на мой взгляд, и заключается в том, что «случайных семейств» становится все больше, а настоящих отцов, которые могли бы взять на себя ответственность за подрастающее поколение, единицы.
Другими словами, «случайное семейство» - это семья без нравственных принципов, традиций, духовного родства, взаимопонимания. Связь Ф.М.Достоевского с нашим временем столь велика, что порой кажется, что великий писатель знал все насущные проблемы, ожидающие человечество в будущем. Это отчасти является правдой, так как в современном мире, к сожалению, преобладают именно случайные семьи, которые порождают случайных людей, то есть «вышвырков» общества… а дальше все нарастает, как снежный ком.
Самопрезентация на конкурс «Самый классный классный»
Здравствуйте! Мне выпала честь представлять свою школу, Центр образования №1456, на конкурсе «Самый классный классный».
Я по жизни фаталист. Верю, что в жизни все предопределено. Может, это связано с тем, что я восточная женщина и философия Востока мне близка. Поэтому, когда я думала, с чем можно сравнить профессию учителя, я пришла к выводу (и в этом мне помог мой ученик, но об этом позже), что учитель – это целая планета.
Каждая планета появляется во Вселенной в определенное время . И, если повезет, в выборе профессии человек тоже получает толчок извне. Я – счастливый человек, я нашла именно свое место во Вселенной, в этой жизни.
Как же это получилось?
Родилась и выросла на краю земли- на острове Сахалин- в портовом городе Холмске, на берегу Татарского пролива. В простой советской корейской семье.
В жизни каждого человека есть Учитель. Учитель с большой буквы(не обязательно педагог). Это человек, на которого хочется быть похожим, хочется подражать ему во всем. Таким учителем стала для меня Плотникова Мария Алексеевна – учитель русского языка и литературы.
Поэтому уже со школьной скамьи я точно знала, кем я хочу стать.Закончив десятилетку, я поступила в Иркутский государственный университет имени А.Жданова, конечно же, на факультет русской филологии.
Планета движется по своей орбите. Вот и я, закончив институт, отправилась за своим мужем-геологом по городам и весям. И везде моя профессия была востребована. Даже в глухом мордовском селе в малокомплектной школе.
За годы работы поняла очень четко – не будет успеха в профессиональной деятельности, если нет личного контакта с учениками и их родителями. Только если ты с ребенком на одной волне, увидишь на уроке их горящие глаза, услышишь именно те ответы, которые мечтал услышать. Поэтому главным в своей профессии я считаю именно воспитание достойной полноценной личности нашего с вами общества.
Посмотрите на планеты, они притягивают к себе другие космические тела и некоторые становятся их спутниками, а некоторые - единым целым. Так и в моей учительской жизни, сколько учеников стало моими друзьями- спутниками,а сколько стало единым целым, войдя в мою душу и память.
О каждом классе могу сказать: «Самый любимый!» Но, наверно, все-таки самым любимым является тот класс, с которым работаешь сегодня и сейчас. Когда я впервые встретилась со своим нынешним 9 «А», я была поражена: до такой степени дети были доброжелательны. В моем классе учатся дети разных национальностей: грузинка – Марианна Асанидзе, армянка – Светлана Арутюнян, азербайджанец – Рафаэль Тагиев, чувашка – Валерия Мартынова, основной состав класса – русские дети. Мне очень повезло. Редкий случай: в классе каждый ребенок – яркая индивидуальность, и при этом в классе сложился прекрасный коллектив, в котором царят толерантность и взаимопонимание.
Посмотрите: здесь далеко не все увлечения моих учении ков. Марианна – фортепьяно, Света Арутюнян – гимнастика, Катя Ежова – КМС по плаванию, Алеша Соколов – футбол, Егор Никитин - тайквондо, Никита Кирилин – дзюдо, Аня Гудкова, Женя Шевелева – театр, Алена Иванова – бальные танцы, к сожалению, нет времени перечислить всех… но самое главное – все они очень хорошие люди .
Прямо сейчас мои ученики принимают участие в подготовке международных, городских, окружных конкурсов. Вот он результат единения учителя и учеников!
Им интересно в школе, а мне интересно с ними . Кстати, мое участие в этом конкурсе- это тоже их идея. И как бы я ни выступила, они уже присвоили мне награду- звание «Самый классный классный». Так что- одна награда у меня уже есть.
Последние годы все чаще мои коллеги переживают, что не находят помощи и поддержки, понимания у родителей.Чего нельзя сказать о родителях моего 9 «А» класса. Низкий им поклон за их детей.
В прошлом году наш класс прошел проверку на прочность. Ученице нашего класса поставили страшный диагноз… Вы не представляете какой заботой окружили ее ребята и их родители. Они сделали все,от них зависящее, чтобы Настя не чувствовала себя брошенной, отделенной от класса. Мы едины не только в радости, но и в горе.
Сколько живет планета?
Для нашей короткой человеческой жизни – вечность. Учитель живет столько, сколько будут жить о нем светлые воспоминанья в памяти, сердцах его учеников. Чувствуете – какая ответственность! Надеюсь, я буду жить долго!
В заключение я хотела прочитать стихотворение ученика 9 «А» класса Молчанова Сергея, посвященное всем учителям.
Учитель – планета!
И все же при этом –
Простой человек…
В час трудный всегда
Нам поможет советом.
А мы для него,
Словно на небе звезды!
Мы светим в том мире,
Который им создан.
Мир этот прекрасен, наивен, чудесен,
Как мир волшебства и таинственных песен.
Учитель здесь главный, он дарит нам знанья.
Он – не только Вселенная,
Он – центр мирозданья!
Разработка сценария классного часа на конкурс «Самый классный классный»
Приветствие:
«Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
(написано на доске)
1. Здравствуйте, ребята, мне очень приятно с вами познакомиться. Меня зовут – Марина Владимировна Гайкова. Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным, удачным. Главной целью нашего классного часа будет выяснение, в чем же состоит наше с вами богатство и где сокрыта наша сила. И как итог в конце классного часа мы с вами выполним небольшую проектную работу в форме коллажа, которая должна полностью соответствовать нашей теме.
2. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями. Он взрастил в нас агрессивную реакцию на восприятие человеком превратностей судьбы, без которых наша жизнь невозможна или в которых подчас мы виноваты сами. Если нам плохо,то кто-то в этом виноват. Нет работы – виноваты приезжие, растет уровень преступности - виноваты приезжие, если нам и нашим близким плохо, то,конечно, виноваты чужие! НО! Давайте задумаемся! Общее число погибших в годы Первой и Второй мировых войн составляет 65 миллионов человек. Во времена сталинских репрессий погибло в тюрьмах и концлагерях более 643 тысяч человек, только на бутовском полигоне - 20тыс. 765 чел., в афганскую войну наша страна потеряла 13 тысяч 833 человек, а сколько пропало без вести, сколько вернулось калеками нравственными и физическими….И это касается не только русского населения, ведь во время ВОВ, когда фашисты проводили политику геноцида, сталинских репрессий, афганской, чеченских войн погибали представители всех национальностей, живущих на территории России. А Россия,как вы знаете, очень многонациональна и, казалось бы, совершенно неуместно проповедовать здесь национализм и шовинизм, но тем не менее все знают об убийстве скинхедами Сергея Николаева 20 октября 2007 года, гроссмейстера мирового класса, талантливейшего человека, который объездил весь мир, убили его у себя дома, в России, только за то, что он был якутом по национальности. А бурятская команда КВН из Улан-Удэ…Список этот можно продолжать бесконечно, но слишком больно… Не случайно, что в 1989 году из уст Генерального директора Юнеско Федерико Майора впервые прозвучала идея «Культуры Мира» (Culture of peace), что означает на русском языке искусство, культуру жить в мире, умение быть всегда и во всем предельно толерантными, избегая конфликтов.
Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.
Цель культуры мира – не устранение конфликтов (без которых наша жизнь невозможна), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на восьми принципах.
(принципы выведены на экран)
Давайте их с вами перечислим. (Дети по очереди читают с экрана).
1) Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека – уважение всех прав и прав всех людей.
2) Ненасилие, имеется в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.
3) Щедрость души: умение жить вместе без отчуждения и несправедливости.
4) «Слушать, чтобы слышать» - на свободном обмене информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.
5) Сохранение планеты- необходима уверенность, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.
6) Толерантность – сознание того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.
7) Равноправие мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.
8) Демократия – каждый имеет свой голос при принятии коллективных решений.
А теперь внимание!
3. Практическая работа:
Ребята, перед вами лежат по две карточки разного цвета, вы должны выбрать для каждого понятия свой цвет по ассоциации и написать то слово, с которым ассоциируется данное понятие. Понятия такие
1) Толерантность
2) Конфликт
То есть другими словами с каким цветом и словом ассоциируется у вас данное понятие, например: конфликт – коричневая карточка, слово «ненависть».
Все это похоже на утопию, но люди всегда стремились к несбыточному, к мечте, иногда самые несбыточные проекты все-таки претворяются в жизнь. Вспомните хотя бы полеты в космос.
Говорить о переходе к культуре мира можно только при комплексном соблюдении всех восьми принципов.
(Карточки готовы)
Далее все они приклеиваются на скотч и вывешиваются на доске,
справа ассоциации о толерантности, слева – о конфликте.
(зависимости от времени можно попросить детей прокомментировать свои ответы)
4. А теперь, ребята, давайте составим определения этих двух понятий, в соответствии с вашими ассоциациями.
5. Работа по группам.
- Внимание, ребята! Проблемные вопросы:
1) Насколько вообще возможно существование и развитие общества без конфликтов и столкновения интересов.
2) Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему? Очень важно, чтобы вы, ребята, были искренни в своих ответах.
Игра в ситуации:
Швейцарская академия развития и Научно-методический центр «Гуманист» представляют новый проект – компьютерную игру «Другие мы» для того, чтобы снизить уровень ксенофобии в современном российском обществе.
Ситуация «Поздний час»
Подземный переход, поздний вечер. Вы видите, как молодой африканец пытается убежать от группы парней, вооруженных палками и дубинками.
А. Отвлечь нападающих громкими криками, угрозами.
Б. Выбежать на улицу, позвать на помощь прохожих.
В. Запомнить приметы нападающих, отойти в безопасное место, вызвать милицию.
Ситуация «Новенький»
В середине года в классе появился новенький. Он некрасивый, сильно заикается, очень стеснительный. Ребята все в открытую начали смеяться над ним. Как помочь мальчику?
А. Попробовать подружиться с ним.
Б. Договориться с одноклассниками и заступиться за мальчика.
В. Обратиться за помощью к старшим (к классному руководителю, к родителям, к директору школы)
Ситуация «В электричке»
В вагон электрички вваливается толпа возбужденных,кричащих фанатов. Несколько парней отделяются от своих приятелей и зачем-то идут по вагону, разглядывая пассажиров. Около одного из них (парень явно не русской национальности) они останавливаются и начинают, повалив его на пол, наносить ему жуткие удары по лицу и телу. Все пассажиры делают вид, что ничего не происходит.
А. Дождаться остановки, выбежать из вагона, позвать на помощь.
Б. Попросить кого-то из пассажиров помочь остановить хулиганов.
В. Найти переговорное устройство, сказать машинисту, что в вагоне драка.
Ситуация «Происхождение»
У твоего друга все дедушки и бабушки разных национальностей, но он считает себя русским. Прав ли он, если с одной стороны у него поляки и евреи, а с другой – белорусы и эстонцы?
А. Кем считает он себя сам, той национальности он и является.
Б. Какой национальности относится его фамилия.
В. Раз он живет в России, русский язык – его родной язык и у него русский менталитет, то он русский.
6. Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшую проектную работу.
Работая по группам, нам необходимо составить плакаты-коллажи на темы (по выбору): «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»,
«Нет фашизму!», «Нет насилию!».
(Каждая группа должна прокомментировать свой проект).
Жизнь так коротка, жаль растрачивать ее на ненависть, надо жить, надо радоваться жизни, некоторые вещи нам даны свыше и мы не вправе их выбирать: это Родина и это родители.
Но мы вправе выбрать ту дорогу, по которой мы пойдем,– по тропе ненависти, человеконенавистничества или по дороге мира, любви, согласия. Мы разные – в этом наше богатство, но мы вместе – в этом наша сила.