А.С. Пушкин занимает особое место в русской литературе. Деятельность величайшего национального поэта ознаменовала целую эпоху в истории культуры и общественной жизни.
Мотив Дома, Семьи и Домашнего очага - это очень важная тема в духовной биографии Пушкина. На протяжении всего творчества Пушкин касался данной темы. Мотив Дома, Семьи мы можем встретить в «Цыганах», «Борисе Годунове», «Евгении Онегине», «Маленьких трагедиях», «Повестях Белкина», в «Дубровском» и многих других произведениях.
Важность темы для Пушкина была обусловлена обстоятельствами его жизни и творчества. В семье Пушкина воспитание детей, которому родители не придавали большого значения, было беспорядочным. Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребенка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь.
Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в своих произведениях не упомянул ни матери, ни отца. Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он вспоминал только Лицей – детство он словно вычеркнул из своей жизни. Он был человеком без детства.
А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее Дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот дом (или не те дома), в которых он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, в имении матери, дом предков, с которым поэт лично был связан юношескими воспоминаниями 1817 года и годами ссылки, а не памятью детства. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Бурный и мучительный разрыв Пушкина с отцом произошел в 1824 году и во многом обусловил дальнейшее отношение поэта к семье. Приезд Пушкина домой был действительно печален. Он устал от скитаний и бедности. Однако Дом обернулся ссылкой, и, как бы для того, чтобы подчеркнуть противоестественность такого сочетания, родной отец поэта имел бестактность принять на себя обязанности надзора над ссыльным сыном. Это привело к исключительно острым столкновениям между отцом и сыном и, в конечном итоге, к отъезду из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в Михайловском один, в обществе няни Арины Родионовны.
Отношения с родителями у Пушкина стали теплее, наладились родственно лишь в 1830-е годы, когда у него и Натали стали рождаться дети, и молодой дед Сергей Львович душевно радовался им. Но общего Дома и общей Семьи с отцом и матерью не было никогда.
В.С Непомнящий в работе «Лирика Пушкина как духовная биография» так определяет значимость интересующего нас духовного понятия для Пушкина: Дом для Пушкина - ценность важнейшая, коренная, бытийственная. Дом – жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом – очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни. Дом – традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Дом, «родное пепелище» – основа «самостоянья», человечности человека, «залог величия его», осмысленности и неодиночества существования. Понятие сакральное, онтологическое, величественное и спокойное; символ единого, целостного большого бытия.
Он особенно остро и настойчиво стал мечтать о Доме, когда ему стало, как никогда раньше, тревожно и тяжело жить. Теперь его мечта о Доме становится мечтой о спасении, мечтой не о счастье даже, а о тихом покое. Об этой своей мечте, разными словами, он писал во многих стихотворениях этих лет.
Так, в 1830 году, в первую Болдинскую осень бездомовый и еще не обретший семьи Пушкин написал стихотворение «Два чувства дивно близки нам»:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
Поэт обращается к важнейшей, дорогой ему мысли – о том, как связана любовь к своему Дому, селению, «пепелищу» с почитанием прошлого, предков, истории, традиции.
Решение Пушкина жениться, обрести свой Дом, было обусловлено многими причинами, различными соображениями: на первом месте – любовь, страстное увлечение, жажда обладания любимым существом и надежда на счастье. Играли роль и житейские соображения: усталость от холостой беспорядочной жизни, потребность углубленного, спокойного труда, который сулил упорядоченный семейный быт. Но решение это связывалось и с глубокими общественными и историческими размышлениями Пушкина, поисками независимого и достойного существования – Дома. Здесь смыкалась тоска по тому, чего он был лишен с детства, - теплу родного гнезда, и глубокие теоретические размышления, убеждавшие его, что только человек, имеющий свой Дом, «крепок родной земле», истории и народу.
В Наталье Николаевне он полюбил не только молодую, очень красивую женщину, но и свою мечту – свою давнюю мечту о прекрасной подруге, о душевном приюте, о Доме.
Так, в 1830 году, в период Болдинской осени Пушкин пишет сонет, который обращен к его невесте, Н.Н. Гончаровой.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.
Мадонна (Пушкин писал Мадона) – по-итальянски: богоматерь. Из этих строк мы видим, как нежно, трепетно обращается Пушкин к женщине, к своей любимой. Встреча с нею – это дар Господа. Любимая для поэта - это больше, чем земная женщина, это нечто обожествленное.
Так, в одном из писем А.С Пушкина к жене Наталье Николаевне Гончаровой мы видим слова, проникнутые заботой, любовью, трепетом. «Милый друг мой, я в Болдине со вчерашнего дня – думал здесь найти от тебя письма и не нашел ни одного. Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? сердце замирает, как подумаешь. Подъезжая к Болдину, у меня были самые мрачные предчувствия, так что не нашед о тебе никакого известия, я почти обрадовался – так боялся я недоброй вести» (2 октября 1833г. Болдино).
Итак, мы видим, как важно для Пушкина было иметь Дом, Семью, тепло домашнего очага. Первые слова поэта, когда он узнал, что рана его смертельна, были: «Мне надо привести в порядок мой дом».
Литература
- Летопись жизни и творчества Александра Пушкина: В 4тт.- М.: Слово/ Slovo, 1999.
- Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя.- Л.: Просвещение, 1983.- 255с.
- Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество.- М.: Наука, 1981.- 209с.
- Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография.- М.: МГУ, 2001.- 236с.
- Пушкин А.С. Письма к жене.- Л.: Наука, 1986.- 259с.
- Франк С.Л. Религиозность Пушкина. // Пушкин в русской философской критике.- М.: Книга, 1990.- С.380-396.