Уроки русского языка и литературы часто называются детьми, к сожалению, в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь диктует ребенку свои условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению.
Одной из главных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на урок с радостью, с жаждой познания нового? В результате поиска ответа на волнующий меня вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.
Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках нестандартные задания, нестандартный раздаточный материал и наглядность. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. При планировании нестандартных заданий учителю необходимо учитывать 4 уровня проявления активности учащихся: а) нулевой, б) относительно-активный, в) исполнительно-активный, г) творческий. Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес мгновенно пропадает.
Пример. Ребята 5 класса получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана “Над вечным покоем”. На доске также были репродукции картин осенней тематики других художников. Задания были разными.
Ребята нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным (по картине) и составляли с ними предложения.
Ребята относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.
Следующий уровень - исполнительно-активный, здесь ребята писали мини-сочинение из 5-6 предложений.
А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.
Таким образом, одновременно с обучением на таком уроке ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.
Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на “открытие” ими уже познанного, известного в науке. Такие задания должны быть с элементами занимательности.
Пример. “Лексические” рисунки. Учащиеся 6 класса получают задание нарисовать к словам иллюстрации так, если бы они поняли значение данных слов буквально. Такие получаются рисунки: прислонился – изображен мальчик рядом со слоном; нахлебница – нарисована муха на хлебе; наследник – человек, оставивший после себя следы; грабитель – нарисован человек, убирающий граблями сено и др. Детям очень нравятся подобные задания, при выполнении проявляется их фантазия и творчество. А учитель с помощью такого задания вводит понятие “омонимичные корни”. В дальнейшем эти рисунки можно использовать при создании проблемной ситуации в другом классе. Например, показать учащимся рисунки и сказать: “Иностранный художник нарисовал к словам такие иллюстрации. Что он не понял или не знал? Почему все перепутал?”. Похожее задание даю при изучении фразеологизмов.
А вот задание иного плана. Учащимся 5 класса надо определить значение слов: весна, даль, десна, роман, лист. Затем ответить на вопрос, какой смысл приобретут слова, если их написать с большой буквы? Составить предложения.
Как правило, при выполнении нестандартных заданий в классе царит эмоциональное оживление, зачастую оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, усвоена тема или нет.
Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Я сама люблю такую форму работы, т. к. она эффективна и не позволяет скучать во время опроса.
Пример. Интересен ребятам при опросе прием “Чистая страница”. У всех на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенное в ответе или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос.
А еще при опросе я играю с ребятами в “Классики”. На перемене мы прямо на полу мелом чертим классики, а потом я расставляю на каждую клетку задания. Например, 6 клеток с такими заданиями: глагол 1 спряжения, существительное общего рода, наречие на - о, несклоняемое существительное, вводное слово, способы словообразования. Ученик должен пройти клетки, называя примеры, за как можно меньший промежуток времени или полно объяснить свой пример. Следующему кладу другие задания. Такая форма опроса помогает проверить усвоение пройденного материала по разным разделам, теорию как русского языка, так и литературы, развивает эрудицию учащихся, способность быстро восстанавливать в памяти изученное и выделять из него необходимое в данный момент. Дети всегда в восторге от такого опроса.
Приведенные формы опроса успешно использую на уроках и русского языка, и литературы как в среднем, так и в старшем звене.
Еще на моих уроках ребята играют в “Домино” и собирают вертикальные “пазлы”. Это мой нестандартный раздаточный материал, которым учащиеся занимаются с удовольствием. “Домино” использую на уроках русского языка, а “пазлы” – на уроках литературы.
Пример. В “Домино” играем при изучении приставок в 5-6 классах: пре- при-, приставки на 3-С, неизменяемые приставки. В старших классах даю такую работу на повторение. Это позволяет экономить время, т. к. ничего не надо писать. Работа может вестись в группах и индивидуально. (см. Приложение).
На уроках литературы из “пазлов” учащиеся собирают диалоги героев из пройденных произведений. Я выбираю яркий диалог, где не называются имена и фамилии, и каждую реплику помещаю на отдельный листок. Задание: восстановить диалог (очередность реплик), угадать героев и произведение. Можно усложнять задание на усмотрение учителя (определить роль диалога, как раскрываются характеры героев в диалоге и др.) “Пазлы” я использовала даже на экзамене в качестве дополнительного вопроса. Такой вид работы помогает в усвоении произведения, в его понимании, запоминании. Зная о таком задании, учащиеся читают более внимательно и вдумчиво. “Пазлы” можно использовать в любом классе.
Ученикам, какого бы они возраста ни были, нравится смена деятельности. Очень хорошо помогают переключать внимание средства наглядности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается. Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности учащихся. Известно, что органы зрения обладают большой чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” - гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладении информацией в 5 раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом учителя способствует более прочному усвоению материала. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учащихся мыслить, делать самостоятельные открытия. С помощью наглядности мы выигрываем время на уроках. Но наглядность не должна сводиться к какому-то автоматизму, к механическому отражению материала. Она должна включаться в познавательную систему, являясь “пищей для ума”.
Я использую на своих уроках, кроме стандартных схем и таблиц, наглядность, созданную детьми или вместе с детьми. При изучении темы или целого раздела мы выделяем основные признаки, категории, виды и т. д.
Потом стараемся свои наблюдения отобразить сжато и понятно на бумаге в виде схем и символов в старших классах, в виде рисунков - в среднем звене.
Научить схематизации и символизации учебного материала - значит научить осознанно воспринимать информацию.
Я нередко даю задание в старших классах приготовить шпаргалку по пройденному разделу. Уместить 5-10 страниц учебника на одном листе, закодировать материал в рисунке, схеме - это умение, которое очень облегчит в дальнейшем учебную деятельность детей, да и не только учебную.
Пример. В 5 классе в виде сказочной страны Морфологии, где показана иерархия персонажей, даю понятие о самостоятельных и служебных частях речи, их взаимодействии. Затем на следующих уроках задаю вопросы, а учащиеся, опираясь на рисунок, объясняют материал. В 6-7 классах по этой же наглядности задаю вопросы посложнее.
В 6 классе имя прилагательное изображаем в виде дерева. Ствол - это значение и вопросы, а крона делится на три части - три разряда. Приведены здесь же отличительные признаки разрядов и примеры.
При изучении приставок ПРЕ- и ПРИ- рисовали домик с крышей. В одной половине два окошка - здесь живет приставка ПРЕ- (два значения), а в другой половине четыре окошка - здесь приставка ПРИ- (четыре значения). Под крышей живут слова с неясным значением для запоминания.
По этим таблицам легко проводить опрос, можно придумать массу вопросов различной степени сложности, ребята сами составляют вопросы и ведут проверку усвоения материала.
Использование наглядности на уроках помогает учителю мобилизовать психическую активность учащихся; развивать память, которая опирается при этом на ощущения; расширять объем усвояемого материала; снижать утомляемость; развивать творческое воображение.
Подводя итог всему сказанному, я считаю, что все приведенные нестандартные формы обучения - не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания и умения, заставляют напряженно мыслить, что нам, учителям, и нужно.