Цели:
- познакомить с творческим началом в литературе А. Блока,
- сформировать представления о своеобразии поэтического пути поэта,
- рассмотреть философскую основу и особенности поэтики его ранних стихов,
- закрепить теоретические сведения о символизме.
Оборудование:
- стихи А. Блока,
- его портрет,
- названия стихотворений,
- даты,
- ассоциации,
- словарь,
План урока.
1. Повторение изученного.
- Попытайтесь охарактеризовать литературную обстановку в начале ХХ века.
- Назовите модернистские течения и кратко их охарактеризуйте.
- Вспомните тему прошлого урока и домашнее задание.
2. Закрепление знаний о символизме.
Цели урока: говоря о поэзии А.Блока, рассмотрим философскую основу и особенности поэтики его ранних стихов, повторим теоретические сведения о символизме и узнаем, как поэт относился к любви.
- Почему модернистские течения образовались?
- Символизм пришёл на смену чему?
- Но всё ли реализм объясняет?
Идея непознаваемости мира, стремление проникнуть в “тайные смыслы”, в “высшую реальность”, философский и эстетический смысл понятия символ, неисчерпаемость значений символа.
- Вспомните старших символистов и младосимволистов.
3. А. Блок. Становление личности и начало поэтического творчества.
- Попробуем набрать ассоциации, которые возникают у нас при упоминании имени Александра Блока.
Фиксация ассоциаций на доске.
- Соберём все, чтобы получился рассказ.
- А.А. Блок родился в Петербурге в 1880 году (16 ноября по старому стилю), умер в 1921 (7 августа). Отец его (Александр Львович Блок) был профессором-юристом, мать (Александра Андреевна), дочь знаменитого профессора Андрея Николаевича Бекетова, в семье которого вырос будущий поэт. Бекетовы не только любили литературу, но почти все сами писали и занимались переводами (особенно известной переводчицей была бабушка поэта – Елизавета Григорьевна Бекетова). Три дочери её (Екатерина, Александра и Мария) тоже переводили с французского, английского, испанского, польского. Семья деда жила в селе Шахматове Клинского уезда Московской губернии. Юного Сашу окружала высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература, музыка, театр. Окончив гимназию, будущий поэт поступил сначала на юридический факультет, затем перешёл на филологический, который и окончил в 1906 году.
“Первым вдохновителем моим был Жуковский”, - писал Блок. Будущего поэта обожали в семье, и он сам очень любил свою мать. “Серьёзное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года 3-4 я показывал свои писания только матери и тётке. Всё были лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги “Стихи о Прекрасной Даме” их накопилось до 800…” - пишет Блок в “Автобиографии” (1915).
Впервые попав в Шахматово в младенчестве, Блок из года в год проводил там лето. В июне 1898 года, приехав с поручением из Шахматова в Боблово, “на белой моей лошади и в белом кителе со стэком”, Блок впервые, если не считать нескольких встреч в раннем детстве, увидел Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь Д.И. Менделеева.
17-летняя девушка “носила розовые платья, а великолепные золотистые волосы заплетала в косу. Нежный бело-розовый цвет лица, чёрные брови, детские голубые глаза и строгий, неприступный вид…” - такова была будущая жена поэта, “прототип” и прообраз лирической героини “первого тома”.
Александр Блок влюбился, с увлечением играл в любительских спектаклях с Любовью Дмитриевной, их встречи, летние блуждания Блока на белом коне по имени Мальчик в окрестностях Шахматова и Боблова, “разрывы”, случайные встречи, примирения, ожидания поэтом на улице, когда он ждал её после курсов (их посещала Любовь Дмитриевна, мечтавшая стать актрисой) – всё это позволило Блоку войти с ней в церковь 17 августа 1903 года Михаила Архангела с. Тараканово, расположенной между Шахматовом и Бобловом. В этих событиях “биографический подтекст” ранней лирики Блока.
Но это лишь часть контекста ранней лирики Блока. Летом 1900 года, в Шахматове, для него начинается увлечение историей философии. Философия Платона с её идеей “двоемирия” (противопоставления небесного мира “идей” и земного мира их искаженных, вторичных, “пленённых материей” подобий), с её возвышенной концепцией любви – сыграла огромную роль в формировании творческой философии Блока эпохи “первого тома”.
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, литературный критик. Его философские труды, его пророчества, его своеобразная поэзия оказали огромное влияние на поэзию русского символизма и расцвет русской идеалистической философии в начале ХХ века.
В.С. Соловьёв предрекал близкое Пришествие Души Мира, Софии – Премудрости Божией, Царицы Небесной. Она могла прийти и неузнанной, “заключённой, пленённой и тоскующей” в образе земной девушки. Её Пришествие (или Преображение) должно стать кануном преображения всего сущего. Блок увлекается философией двоемирия В.С. Соловьёва. “Смысл любви” есть трактат у Соловьёва. С любви начинается долгий и трудный путь поэта, путь абсолютно единый со взлётами и падениями.
Земное, “пленённое, тоскующее), ждущее Преображения и долженствующее преобразить земной мир воплощение “Души мира”, соловьёвской “Софии” - Блок прозревал в образе Любови Дмитриевны Менделеевой. И это не было гиперболой юношеской любви. Это было глубоким и тайным “ведением”, это было “стихией, рождающей стихи”.
Блок не был одинок в своём восприятии идей и пророчеств В.С. Соловьёва. Андрей Белый, Д.С. Мережковский увлекаются наследием Соловьёва. В мистических стихах центральное место занимал образ Вечной Женственности, Подруги Радужных ворот, Владычицы мира в сложной форме воплощавшей идеальные представления Соловьёва о конечной гармонии, неземном счастье, высшем блаженстве и любви.
Младший брат философа М.С. Соловьёв, его жена и двоюродная сестра матери Блока были первыми “внесемейными” читателями стихов Блока, первыми, кто понял масштаб дарования 20-летнего поэта.
В сентябре 1901 г. Андрей белый знакомится с ранними стихами Блока: “Впечатление было ошеломляющее… …Было ясно сознание: этот огромный художник – наш, совсем наш… Я понимал: будучи первым поэтом, он был не поэтом для нас, а теургом, соединяющим эстетику с жизненной мистикой, и поднимался вопрос о том, как нам жить, как нам быть, когда явно в мире звучат призывы, подобные блоковским. …а.А. Блок, по времени первый из русских, приподнял поэзию В. Соловьёва и осознал всю огромность религиозного смысла её. Он довёл соловьёвство до идеологии максимализма, почти до секты…”.
1901 – 1903 годы для Блока – время поэтического становления и вхождения в литературный мир. Восторженными поклонниками его ранней лирики становятся Сергей Михайлович Соловьёв и Андрей Белый. В марте 1902 года Блок знакомится с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковскими. Это признанные мэтры “новой литературы”.
Стихи о “Прекрасной Даме” вышли в свет осенью 1904 года, тиражом 1 200 экземпляров. Из 800 с лишним стихотворений, написанных в 1899 – 1904 годах, автор включил в книгу – 93.
4. Лирика первого тома собрания сочинений.
- В письме Андрею Белому от 6 июня 1911 года Блок сказал: “Все стихи вместе – трилогия вочеловечивания”.
- Как понимаете этот термин?
Раздать тексты.
- Публикация носила название “Стихи о Прекрасной Даме” (заглавие было дано В.Я. Брюсовым”, редактором альманаха “Северные цветы на 1903 г.”, но “найдено им” в строках письма Блока Брюсову от 1 февраля 1903 года).
Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы…” (1902).
- Чтение учителем.
- Эмоциональная атмосфера стихотворения (романтическое, восхищённое, лирическое, возвышенное, таинственное…)
- Как создаётся возвышенная, чувственная атмосфера?
Цитаты.
- Где происходит действие?
Цитаты.
- Обратите внимание на цветовую гамму.
Контраст.
-Как выглядит красный цвет?
- Состояние героя соответствует обстановке?
- Какая неподвижность?
- Её внешние черты вы видите?
- А он?
- Какой образ создаёт?
- Какие слова с большой буквы? Где такое видели?
- Где ждёт встречи?
Образ храма, цвет создаёт иллюзию,
сон, таинственность. П.Д. – божество.
АССОНАНС – повторение в строке фазе, строфе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, главным образом гласные, звуки.
- Он её видит?
- Она из какого мира?
Ещё раз послушайте это стихотворение.
Итог: героиня и служение ей максимально сближены с поклонением Божией Матери. “Л.Д.М.” своей кровью начертал он на щите…” - записал Блок 12 октября 1902 года. З.Н. Гиппиус выразила своё мнение, что блоковский “рыцарь Прекрасной Дамы” и пушкинский “рыцарь бедный”, не только созидание служения Вечной Женственности, но и целостная система символов ранней лирики поэта. ( “Жил на свете рыцарь бедный…” стихотворение А.С. Пушкина.
Анализ стихотворения “Я, отрок, зажигаю свечи…” (1902).
1 июля 1902 года в Шахматове умер А.Н. Бекетов, дед поэта. Его отпевали в церкви Михаила Архангела, неподалёку от усадьбы, Блок “сам зажигал свечи”. На одну из панихид из Боблова приехала Л.Д. Менделеева с матерью. Блок писал З.Н. Гиппиус в июле 1902 г. “о непрестанном мерцании свеч надгробных, которые, конечно, приняли мистические образы, в чём виновата единственно натура”. Эпиграф – слова Иоанна Предтечи, возглашающего о Пришествии истинного Мессии – Христа.
Огонь кадильный берегу. Кадило – металлический сосуд на трёх цепях, в котором курится ладан. Окуривают дымом ладана алтарь, иконы, молящихся. Разжигать кадило (так же, как и свечи) – как правило, обязанность младшего в церковном причте, не имеющего сана.
Жених сойдёт из алтаря. В алтарь во время литургии нисходит Дух Святой, из алтаря к молящимся через Царские врата выносят Святые Дары. По чину венчания у православных – “реальный”, земной жених в алтарь не входит. Здесь Жених – одно из наименований Иисуса Христа, в стихотворении тонко соединены мотивы брака и аскетизма, героиня предстаёт, скорее, “Христовой невестой”. Это тесно связано с соловьёвской утопией служения героя Душе мира в качестве рыцаря, “раба, слуги, глашатая”.
- Чем-то похоже на предыдущее стихотворение?
- Какой цвет присутствует здесь?
- Почему церкви белые?
Символ святости.
- Кто такой зажигает свечи?
- Кому служит?
- Герой Блока тоже служит идеалу, но героиня… Мы её видим?
- Где мотив сна исчезает?
- Анализ глаголов.
- Встреча произойдёт?
Итог: ожидание встречи лирического героя и Прекрасной Дамы – поэтическое воплощение идеи В. Соловьёва о синтезе земного и небесного через любовь к женщине.
Анализ стихотворения “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…” (1901)
Это стихотворение – одно из ключевых для лирики “первого тома”. “…4 июля 1901 года А.А. Блок в Шахматове написал это своё стихотворение, - в дни, когда я… писал … об огромном мистическом движении на севере-востоке России, где образ “Жены, облечённой в Солнце”, или Софии – Премудрости, получил своё воплощение в образе земной женщины, Той, о которой Блок в те числа сказал: “ Предчувствую Тебя”…”.
- Чтение учителем стихотворения.
- Что нового появляется здесь?
Страх.
- В какой момент появляется?
Уже близко.
- Чем объясняется страх героя?
Она изменилась со временем, уже не та, которую он представлял. Она – воплощение идеала. она появляется в земном мире, она теряет свою идеальность. Идеал вочеловечивается. Он останется идеалом?
- Чтение второй раз.
Анализ стихотворения “Мне страшно с Тобою встречаться…” (1902).
- Чтение первичное.
- Как изменяется образный строй стихотворения?
- Как меняется храм?
- Что в финале?
- Конструкция предложений какая?
- Что между предложениями?
- В чём уверен герой?
- Он один?
- А тени?
- Куда направлен взгляд?
Лирический герой начинает замечать земную жизнь. Эта жизнь не способствует встрече, здесь нет места идеалу. Чтение стихотворения во 2 раз.
5. Обобщение.
- Три облика и три плана лирической героини: в космическом плане – Душа Мира, в религиозном плане – Царица Небесная, в повседневном плане – возлюбленная, в которой угадываются черты Л.Д. Менделеевой.
- Драматизм лирического сюжета. Неясные очертания земной реальности, мешающей желанной встрече. Сомнения в достижимости романтического идеала. Герой перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий.
- Не знает лирический герой, куда ему идти, он находится на…распутье.
Именно так назовёт А. Блок свой следующий том стихов.
6. Домашнее задание.
Выучить любое из анализированных стихотворений наизусть.
7. Комментирование оценок.
Список литературы
- Блок А.А. Избранное. – М.: Олимп; Издательство АСТ – ЛТД, 1997. – 528 с. – (“Школа классики”).
- Долгополов Л.К. В огне и холоде тревог (К 100-летию со дня рождения А. Блока). – Л.: Знание; 1980. – 34 с.
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. I полугодие. – М.: ВАКО, 2002. – 304 с.
- Няньковский М.А. Уроки литературы в 11 классе: развёрнутое планирование. – Ярославль: Академия развития, 2002.- 272 с.