Стихи С.А. Есенина на уроке русского языка. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (66 МБ)


Цели урока:

  • Повторить определение текста и его особенности, вспомнить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина.
  • Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина;
  • Показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.

Вступление. Видео под песню на слова С.Есенина “Отговорила роща золотая...”

1. Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы обратимся к стихам великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу; повторим, что такое текст (типы текстов и стилей речи); а также на примерах из стихотворений Есенина вспомним, какие художественные средства выразительности мы уже знаем.

2. Словарная работа.

На доске слова: ноздреватый, частокол, лизать, горбатый, подол.

Соответствуют ли данные слова представлению о красивом, нежном или говорят о чем-то прозаическом и обыденном?

А вот теперь посмотрим, сохраняется ли привычное восприятие этих слов в поэзии Сергея Есенина?

Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол.
Лижет теленок горбатый
Вечера красный подол.

3. Запишите предложение для синтаксического разбора:

Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

Можно ли назвать это предложение текстом? Текст - это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.

- Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизывающий тоскою о родине текст (текст на слайде)

Ученики выразительно читают стихотворения С.Есенина:

1.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

2.

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

4. Слово учителя Родиной поэта было село Константиново и ближайшие окрестные села. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Петербурге, Есенин возвращался на родину.

Запишем и проанализируем строки:

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

- Записанное выше - текст? Докажите.

- Какой этот текст по типу - Описание? Рассуждение? Повествование?

- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной).

Запишем в тетради:

Повествование – текст, в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности ;
Для описания характерно большое количество прилагательных и причастий, т.к. описывается какой-либо предмет, явление, человек;
Рассуждение имеет определенную структуру:

-- тезис (утверждение);

-- аргументы (доказательства);

-- вывод.

При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина "вызванивают ивы - кроткие монашки", "заря на крыше ... моет лапкой рот", "шепчет синий ветер". И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера.

А какому замечательному приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (олицетворению)

На доске: Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью живых существ. При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку.

Ищем примеры в текстах:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”

или

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

- Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы узнаем его стих.

- Какие еще художественные средства использует поэт? Например: “крапива...обрядилась перламутром”, “звенит песок”, “горят росы” (Метафору).

На доске: метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.). А также в поэтических текстах встречаются эпитеты - это яркие, красочные определения, выраженные именам прилагательными. А кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение: “озарять предметы”, по меткому выражению критика Боткина.

Найдем примеры эпитетов в наших текстах: “золотые звезды”, “шелковые косы”, “серебряные росы” и др.

- Но не всегда удается определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэт же находит общие черты в самых разных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.

- Как могут связываться предложения в тексте?

- Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.

Сейчас мы за этим понаблюдаем. -- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений - "Персидские мотивы". Одно стихотворение из этого цикла "Шаганэ ты моя Шаганэ!", положенное на музыку, мы сейчас послушаем. -- Посмотрим, как связаны предложения в тексте “Шагане ты моя, Шаганэ!” (слушаем одноименную песню на с тихи С.Есенина).

(Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов, находим примеры повтора), это усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, грусть по своей родине. - В 1925г. 13 сентября Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре "Ты запой мне ту песню, что прежде...". В декабре этого года его не станет, а пока Есенин посвящает свои стихи "родимому дому", "калитке осеннего сада", "золотистым косам",березке под "родным окном". Ласковые песни матери особенно дороги и памятны. Сестра поэта Александра Есенина, рассказывала, что когда Сергей Александрович приезжал в деревню, то очень любил слушать, как пела мать, а он с сестрой ей подпевал. Отсюда и появилось это название "Ты запой мне ту песню, что прежде . . .".

Сестре Шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь -
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою -
Вижу вновь дорогие черты. Ты мне пой. Ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко -
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.

-- Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения?

(Слушаем запись есенинского стихотворения)

Приходим к выводу после прослушивания, что напевность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов.

Записываем в тетради:

Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой.

5. Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ "рязанских раздолий", которые все-таки красивее Шираза.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему, взятую из стихотворения С.А.Есенина: "Мой край, задумчивый и нежный...".

И в заключение давайте прослушаем еще одно стихотворение великого поэта на тему любви к живой природе. Его трогательные строки в “Песни о собаке” - гимн человека, трепетно и нежно относящегося ко всем живым существам, сопереживающего братьям нашим меньшим и воспринимающего их боль как свою собственную!