Стенограмма урока литературы по теме "Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?"

Разделы: Литература


Курс: Новейшая русская литература (программа Б.А. Ланина)

Тема урока: Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?

Тип урока: Урок обобщающего повторения. Урок-практикум

Цели урока: См. Презентационный лист урока (Приложение 1)

Класс: 11 А

Профиль: социально-гуманитарный

Учитель: Чеботкова Любовь Васильевна

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук

Раздаточный материал: каталожные карточки с фрагментами поэмы Л. Рубинштейна «Каталог комедийных новшеств», отпечатанные тексты рассказа Т.Толстой «Ночь», дневниковых записей О.Павлова «Из дневника больничного охранника», монодрамы Е.Гришковца «ОдноврЕмЕнно» без имен авторов, примерные вопросы для анализа текстов в группах

Ход урока

1. Введение в тему

У доски 2 учащихся держат в руках каталожные карточки, перебирают их и по очереди читают фрагменты поэмы Льва Рубинштейна «Каталог комедийных новшеств».

Ученик: Можно чем-нибудь заняться.

Ученица: Можно заняться классификацией страстей с точки зрения размеров их последствий.

Ученик: Можно заняться классификацией событий с точки зрения их предрешенности.
Ученица: Можно заняться и каким-либо иным делом, не слишком вдаваясь в его подробности.

Ученик: Можно начать с чего угодно, будучи уверенным в том, что любое начало в данном случае будет многообещающим.

Ученица: Можно преподать урок великого терпения, да так, что никто и не почувствует.

Ученик: Можно остановиться перед необходимостью выбора, а можно и преступить порог мнимой необходимости.

Ученица: Можно опередить события, но предугадать их нельзя.

Ученик: Можно предусмотреть все до мелочей, но можно этого и не делать.

Ученица: Можно проповедовать не то, что исповедуешь, и наоборот, безо всякого риска быть разоблаченным.

Ученик: Можно никуда не смотреть, но все видеть.

Ученица: Можно все видеть, но ничего не понимать.

Ученик: Можно все видеть и все понимать.

Ученица: Можно вообще не обращать ни на что внимания, можно, напротив, обращать внимание на все; а можно обращать внимание на то, что кажется наиболее значительным.

2. Постановка проблемы

Учитель: А можно наконец прервать чтение поэмы Льва Рубинштейна «Каталог комедийных новшеств» и обратиться к спору о том, что собою представляет литература двух последних десятилетий. (На интерактивной доске появляется слайд с вопросом: «Что собою представляет литература двух последних десятилетий?») Вот как ее оценивают современные литературоведы.

У доски 2 учащихся цитируют современных литературоведов (цитаты зафиксированы на слайдахПриложение 2).

Ученица: «И похоже, ничего того, что было бы стыдно не прочесть, литература за минувшее десятилетие не произвела… Да, это десятилетие литература проиграла. При всем том, что ей была вручена козырная карта – свобода слова. Мы вступили в эпоху литературных сумерек.» Алла Латынина

Ученик: «Девяностые годы стали “замечательным десятилетием” потому, что это было время “отдельных” писателей. Работавших без оглядки на сложившуюся систему мод и групповые ценности». Андрей Немзер

Ученица: «Я не считаю это десятилетие “замечательным”. Я считаю его переходным. Переход никогда не бывает замечательным, это значит, что люди из одного пункта вышли, а в другой еще не пришли». Наталья Иванова

Ученик: «...в истории русской литературы никогда еще не было десятилетия, ознаменованного таким откровенным неуважением писателя к читателю, такой тотальной установкой на монолог: плевать, мол, я хотел, читаете вы меня или нет, понимаете или нет, а я свое скажу, самовыражусь на полную катушку». Александр Агеев

Учитель: И сегодня мы вновь задаем себе вопрос, на который пытались ответить на протяжении всего курса: «Что такое новейшая русская литература: восхождение к новой личности или рупор зла, средство дебилизации сознания, разрушения человека?» (Вопрос также зафиксирован на слайде.) Но вначале восстановим контекст, в котором развивалась литература новейшего периода, чтобы понять, почему она стала такой, какой мы ее сейчас видим. Что же произошло в стране и, как следствие, в атмосфере культуры после 1985 года? Об этом наш слайд-фильм. Задание перед просмотром: «Подумайте, какие изменения в обществе, на ваш взгляд, более всего повлияли на развитие литературы новейшего периода?»

3. Характеристика эпохи рубежа ХХ-ХХI вв., эпохи идеологического и эстетического плюрализма. (Демонстрация слайд-фильма, подготовленного учащимися)

Ученик 1: ХХ столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, Гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принесших народу неисчислимые страдания. За последние 20 лет радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. По сравнению с общественным застоем 1970-х годов новая стадия историко-культурного развития отличается стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Вот только некоторые вехи на этом пути.

Ученик 2: Март 1985. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачев. Он заговорил о необходимости перемен. С его легкой руки во многие языки мира вошли слова «перестройка» и «гласность». В условиях застойного и закрытого общества оба эти слова звучали как призыв к революции.

Ученик 1: 19 августа 1991 года в России произошла попытка государственного переворота. Когда путч провалился, стало очевидным, что для России начался новый этап истории.

Ученик 2: Главным итогом прошедшего десятилетия является создание и сохранение основ демократического строя. В России есть демократическая Конституция, гарантирующая права и свободы, которых никогда не имели российские граждане. Страна имеет реальную свободу слова, какой не было в России никогда. Полностью устранен институт идеологической цензуры. У нас есть действующий парламент.

Ученик 1: Есть Федерация — еще со многими противоречиями, с неурегулированными отношениями между центром и регионами, следствием чего стал социальный взрыв в Чечено-Ингушетии, провозглашение Чеченской республики, объявившей в 1991 году о своем выходе из состава РСФСР. Страна стала свидетелем торговли заложниками, пыток и публичных физических наказаний по законам шариата, наркоторговли. В ходе стычек между незаконными вооруженными формированиями гибнут мирные жители. Совершается серия террористических актов, происходят захваты заложников: 1995 год – в городе Буденновск (Ставропольский край); 1996 годв городе Кизляр (Республика Дагестан); 2002 год – в Театральном центре на Дубровке (город Москва); 2004 год – В городе Беслан в Северной Осетии.

Ученик 2: Колоссальные изменения произошли в экономике страны и в обществе в целом. В России проведена невиданная по масштабам приватизация. Частная собственность вновь стала легальной со всеми плюсами и минусами этого процесса: расслоением общества на богатых и бедных, безработицей.

Ученик 1: Несмотря на общую негативную экономическую динамику, продолжают расти показатели автомобилизации и телефонизации. Очевиден быстрый рост компьютеризации. Появляются различные виртуальные технологии. Развитие информационных технологий, транспортных и коммуникационных возможностей существенно ослабило роль географических пространств и ограничений, связанных с ними.

Ученик 2: Существенно меняется отношение к науке (особенно фундаментальной). Все достижения научно-технического прогресса оцениваются с точки зрения механизма извлечения высокой прибыли.

При всех разговорах о деградации образования и культуры в России на протяжении 90-х годов росло количество школ, количество вузов почти удвоилось. Несмотря на тяжелый финансовый кризис, заметно возросло число музеев, театров, спортзалов, бассейнов.

Ученик 1: Прибыль и законы рынка стали в этом мире обладать каким-то абсолютным авторитетом в ущерб достоинству личности. Человек становится придатком стремительно развивающейся техники. Новым стало мироощущение человека. Исчезла вера в высшие идеалы. Мир стал казаться нелепым, безумным и бессмысленным, непознаваемым, человеческая жизнь – бесцельной.

Учитель: Таковы основные черты современного российского общества (портрет общества). Какие изменения в обществе, на ваш взгляд, более всего повлияли на развитие литературы новейшего периода? Почему вы так думаете?

Ученики:

- Я думаю, что жестокие обстоятельства жизни повлияли на то, что в литературе так много «чернухи», появился даже особый творческий метод – жестокий реализм.

- Я считаю, что на развитие литературы очень сильно повлияло появление свободы слова. Не стало запрещенных тем. В то же время отсутствие цензуры повлекло за собой появление мата на страницах художественных произведений и книг явно порнографического содержания.

- Расслоение общества и стремление заработать на литературе повлияло на разделение литературы на массовую и элитарную, сказалось на появлении литературного ширпотреба. Литература стала очень разной, как когда-то на рубеже XIX-XX веков.

4. Современная литературная ситуация. Терминологический диктант с самопроверкой

Учитель: Вы правы, рубеж ХХ-ХХI веков стал эпохой многообразия и свободы взглядов, идей. Это не могло не сказаться на литературной ситуации. На смену мировоззренческому единству (зачастую насильственному), проповедничеству советской литературы пришла эстетическая многослойность. Восстановим основные литературные направления и течения с помощью терминологического диктанта. (С помощью интерактивной доски учитель представляет толкования понятий без терминов. Учащиеся должны по толкованиям узнать понятие и записать термин под соответствующей цифрой в тетрадь. В конце диктанта появляется слайд с ответами, и учащиеся проверяют себя. – Приложение 3)

  1. Неореализм.
  2. Неосентиментализм.
  3. Постмодернизм.
  4. Жестокий реализм.
  5. Постреализм.
  6. Магический реализм.
  7. Соц-арт.
  8. Концептуализм.
  9. Конкретизм.

Учитель: Мы видим, как раздробилась современная литература на течения, группы, школы, иногда резко отличающиеся друг от друга, иногда почти неразличимые, иногда случайные. Какую же картину мира представляют новейшие авторы, какие ценности проповедуют, какую жажду утоляют, зовут в тупик или к свету?

5. Анализ текстов в группах

Учитель: Обратимся к текстам современных авторов. Их имена от вас намеренно скрыты. Сейчас вы в группах обсудите свои впечатления о прочитанном, представите свое истолкование текста и его оценку. (Тексты без имен авторов были розданы учащимся заранее, как и примерные вопросы для анализа в группах – Приложение 4)

6. Обсуждение результатов групповой работы. Знакомство с писателями

Учитель: Какая картина мира предстала перед вами в прочитанных текстах?

1) Работа с текстом рассказа Олега Павлова «Из дневника больничного охранника»

Учитель: Слово группе № 1.

Ученики:

- Место действия – больница. Место, где спасают и лечат людей.Вот перед нами древняя, совсем больная бабка.Вот одинокий старик с истощением.Вот молодая женщина, бомжиха.Старик с наколками.Вот труп по фамилии Долгих.Женщина с обморожением стоп.Парализованная бабка с воспалением легких в палате астматиков.Авдеев. Пьянь. Проспался и помер.Бездомная. Просила хлебца, потом померла.Молодой наркоман.Бедствующая старуха с кошкой.Армянин с больной ногой.Вероника. Привезли с какой-то попойки.Едва не погибший в больничном воздухе воробей. Бездомная собака.

- А спасают их санитарки, которые тратят 100-120 тыс. на проезд. Хирурги, молодцеватые, розовощекие, которые напиваются тем, что модно и любят женщин для здоровья. Повариха с кухни раздает ворованные яблоки как свое, кровное. Приемная сестра-баптистка молится за всех прямо на рабочем месте, в регистратуре. Пьяный медбрат глубокой ночью выстраивает в коридоре насмерть перепуганных больных.

- Среди персонала больницы 60-летняя Галюня-лифтерша, которая уже второй год безысходно не может купить туфли. Чернорабочие, которые как бы подохли вместе с тараканами, а потом воскресли. Сантехник Саша, «наливающий колбасу», поддерживающий бесконечную «водочную эстафету». Начальник частного охранного предприятия, как ребенок радующийся, что крыса сдохла от купленного средства народной защиты «Удар». Сытые на рожу оперы из ФСБ. Считающие золотые зубы труповозы. Бригада скорой с полной машиной арбузов. А по-настоящему помогают только больные и родственники.

- В целом перед нами действительно больной мир, больной не только среди пациентов в прямом смысле этого слова, а больной нравственно и среди здоровых физически.

- Само «лечение» выглядит очень жестоко. Больного бьют в грудину. Женщину с обморожением стоп отсылают в травмпункт через улицу. И вообще начинают спасать, когда человек уже умер.

Учитель: Нравственно ли то, что опубликовал автор?

Ученики:

- Мне кажется, что в новейшей прозе уже переизбыток жестоких, порой крайне грубых подробно­стей, ситуаций. Нам хватает «чернухи» в самой жизни. В литературе ее не должно быть.

- А я полагаю, что нельзя молчать о неблагополучии современной России. И права Л.Петру­шевская, которая заявила, что «любое несча­стье, отрепетированное в искусстве, вызы­вает тем сильнее очищение, чем оно жестче в литературе».

Учитель: Давайте познакомимся с самим автором. (Идет демонстрация слайда с фотографиями Олега Блоцкого и чтение предисловия к дневнику – Приложение 5)

Учитель: В какой раздел нашего электронного учебника можно поместить произведения этого автора?

Ученики: Это произведение написано в духе жестокого реализма. Следовательно, войдет в раздел «Неореализм».

2) Работа с текстом монодрамы Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно»

Учитель: Слово группе № 2. Каким вы увидели рассказчика? Что его волнует? Что он узнал о мире? Что для него является самой большой ценностью?

Ученики:

- Перед нами простой, «маленький», негероический человек, который ищет самого себя. Ищет то, что в этом разрозненном мире по-настоящему принадлежало бы ему. Человек, из которого одновременно торчат «самолеты, железнодорожники, хочу в Грузию». Он хочет, чтобы было хорошо в этой жизни, а не в той. Самая великая ценность для него – не осмыслить, не понять, а почувствовать ситуацию. Не по частям, не по отдельности, а одновременно.

- Рассказчик находит счастье в самых простых вещах в самые обыденные минуты нашей жизни, происходящей всегда здесь и сейчас.

- Очень напоминает текст этой драмы стиль Гришковца. Это в его духе представлять поток сознания.

Учитель: Вы абсолютно правы в отношении автора этой монопьесы. Перед вами Евгений Гришковец (Представление фотографий Гришковца – Приложение 5), чей моноспектакль «ОдноврЕмЕнно» закрепил за актером успех и славу одного из самых оригинальных, самых серьезных актеров и режиссеров современности. В какой раздел нашего электронного учебника можно поместить произведения этого автора?

Ученики: Это произведение явно неосентиментальное. В нем есть детская свежесть чувств «маленького» человека.

3) Работа с текстом рассказа Татьяны Толстой «Ночь»

Учитель: Слово группе № 3. С какими героями встречаемся в рассказе «Ночь»? Чьими глазами смотрим на мир? Какую истину прозревает герой рассказа?

Ученики:

- В рассказе «Ночь» герой, престарелый инвалид-даун, совершает всего одну вылазку в мир Города. Выйдя из своего приключения испуганным и обновленным, он заявляет матери, что станет писателем: «Он беспокоится, ворчит, хватает лист, отодвигает локтем стаканы и сам, изумленный своим радостным обновлением, торопливо, крупными буквами записывает только что обретенную истину: «Ночь. Ночь»…В финале этого рассказа слово «Ночь» повторяется десять раз.

- Все герои рассказа, мир в целом сдались в плен хаосу, времени, ночи. Мир абсурден, как сознание больного человека.

- В конечном счете этот рассказ о взаимонепонимании всех, о разнице в культурах, о невозможности найти общий язык, о том, что никто не понимает никого.

- Нужно ли что-либо делать, чтобы прогнать тьму, или нужно просто отправиться спать в надежде, что утро придет само? Этот вопрос в рассказе остается без ответа.

Учитель: Представителем какого литературного направления, по-вашему, является автор данного рассказа?

Ученики:

- Рассказ «Ночь» написан в эстетике постмодернизма. В нем нет противопоставления духовного и материального, высокого и низкого.

- Реальность в рассказе обесценена, подчеркивается ее пустота и абсурдность.

Учитель: Этот рассказ действительно принадлежит представителю «другой» литературы, литературы с модернистской доминантой. Автором его является Татьяна Толстая. (Представление фотографий Толстой – Приложение5)

7. Возвращение к проблеме. Подведение итогов

Учитель: Итак, возвращаемся к центральному вопросу. Какую картину мира представляют новейшие авторы, какие ценности проповедуют, какую жажду утоляют, зовут в тупик или к свету? Что перед нами: замечательное десятилетие или сумерки литературы?

Ученики:

- Как не бывает плохих или хороших времен, так не бывает плохих или хороших десятилетий для литературы. Бесспорно, сейчас много пустых вещей, однодневок. Но настоящая литература пройдет проверку временем, а пустышки останутся в прошлом.

- В 90-е годы литература не умерла и умирать не собирается. Очень много талантливых книг. К сожалению, рекламируется чаще всего бездарное, а талантливое без денежной поддержки с трудом добирается до читателя.

- Есть, конечно, книги, без которых вполне можно обойтись. Я, например с отвращением читала книги Сорокина и Габышева, мне совсем не понравилась поэзия Веры Павловой, но при этом я с большей любовью стала относиться к классической литературе. Я впервые поняла, что это действительно настоящая литература.

Учитель: Я соглашусь с вами в том, что девяностые годы стали «замечательным десятилетием» хотя бы потому, что это было время «отдельных» писателей. Работавших без оглядки на сложившуюся систему мод. Знающих, что на вопрос: «Зачем ты пишешь?» — кроме прочих иногда очень важных ответов существует и наступательно-неуступчивый: «А затем!» И пока у нас на дворе замечательное десятилетие. Как очень серьезно пошутил в недавнем стихотворении Тимур Кибиров:

Треплется язык бескостный
Славным флагом на «Варяге».
Может, потому и «Варяг» не сдается».

8. Домашнее задание (по группам)

Учитель: Подготовить в электронном виде новые главы учебника, связанные с творчеством О. Павлова, Е. Гришковца, Т. Толстой.