Закончился бурный и страшный XX век. Начало нового столетия зовёт к спокойствию и размышлению, к анализу всего, что создано веком минувшим.
В истории России так много тех, кто преуспевал, имел успех и уважение, а потом происходило что – то мистическое: уходила слава, предавали друзья, а талант становился гонимым.
Поистине, нет пророков в своём Отечестве! 1930-ые годы нашей страны были сложными и противоречивыми. Этого время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время праздников, парадов…
В то же самое время именно 30-е годы самые кровавые и страшные в истории Советской России. Невозможно быть счастливым человеком в обществе, которое построено на расправе с инакомыслящими.
Об опальном поэте, Павле Васильеве, идёт разговор в данной статье. Но судьбы многих поэтов России трагичны.
Очень горько, что лучшие поэты погибали в расцвете творческих сил, не допев, не досказав, унося с собой тайну нераскрытых возможностей.
Мы никогда не узнаем, что потеряно русской литературой в недосказанности А.С.Пушкина. Не успел и десятой доли сказать М.Ю.Лермонтов. В сорок лет ушёл из жизни А.Блок, не смерившись с разорением Отечества. Тридцатилетним погиб С.Есенин. Двадцатишестилетний поэт Павел Васильев был расстрелян.
И все они пришли в литературу для того, чтобы принести миру новое, своё индивидуальное и неповторимое слово. Это у Есенина это рязанское приволье, берёзовые рощи, ржаные поля, маковки церквей и колоколен.
Павел Васильев внёс свой особенный, не бывалый до него сюжет – казахско – казачьей степи, беркуты в небе, волки на земле, атбасарские базары и свадьбы. И всё это нарядно красиво празднично, необычно.
Поэзия Павла Васильева столкнулась политикой, с античеловечной идеологией. Характер его был не тот, чтобы смириться “быть как все”.
Как же удалось ему, заклейменному, не единожды битому в эпоху террора, ломающего душу и черепа, сохранить свой голос и успеть высказаться “шибко да яро”.
Ответом на этот вопрос является его собственное признание:
“Я был заражён литературой,
Я не мог её бросить –
Она моя кровь и плоть”.
“Песни мои – сёстры, а сказы – братья…”.
“Суждено мне неуёмной песней
В этом мире новом прозвенеть…”
Поэзия Павла Васильева не захотела пробиваться сквозь шлюзы, “не вписывалась” в действительность.
Каждый талант погибает по – своему.
Подробности смерти Павла Васильева не известны, хотя и оттуда просочилось информация, что он, избитый до полусмерти бормотал сокамернику: “Запомни:, если уцелеешь…Запомни, Павел Васильев…поэт.. Русский поэт… Запомни.” А на другой день пять били пока не выбили из рук перо, то перо, которое не успело написать, может быть, самого главного.
Чем больше узнаёшь о Павле Васильеве, тем яснее представляется личность поэта, его особое обаяние, давшее пример нравственной стойкости, в удушающей атмосфере насилия.
Закончить статью хочу стихотворением замечательного павлодарского поэта Василия Лукова, которое посвящено Павлу Васильеву.
В стране расстрелянных поэтов.
У жизни множество сюжетов,
Различны судьбы у людей.
В стране расстрелянных поэтов
Всегда есть жертвы и злодей.
От пуль дуэльных пистолетов,
В “Крестах”, в “Бутырке”. чуть рассветВ стране расстрелянных поэтов
Их отправляли на тот свет.
Земля – хранилище скелетов,
Хоть гений ты, хоть грязный бомж.
В стране расстрелянных поэтов
Могил убитых не найдёшь…
А сколько песен не допето!
Не напечатано страниц!
В стране расстрелянных поэтов
Пожаров больше, чем зарниц!
Не нарисовано портретов,
Не каждый в бронзу был отлит,
В стране расстрелянных поэтов
В цене не мрамор – динамит!...
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВ, ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ (биогафия).
ЛИТЕРАТУРА.
- Поэзия Павла Васильева. Москва, 1971 год. А.Михайлова.
- Воспоминания о Павле Васильеве. С.Чёрных и Г.Тюрин. Алма-Ата, 1989 год.
- Журнал “Огонёк”. Шенталинский В.А. “Воскресшее слово” 1989 год. №39.
- Куприянов А.И. “Долог путь к человеку…” Павел Васильев: поэзия и судьба. Журнал “Собеседник”, 1989, №6.
- Е. Туманский “Павел Васильев, каким его не знали”. Самара, 1992 год.
- “Весны возвращаются”. РусаковаЮ.Г. Москва, 1991 год.