Цель урока:
- Познакомить учеников с поэзией К.Х. Прокопенко.
Задача:
- Воспитание у детей потребности осмыслить и выразить впечатления, полученные от художественной литературы не только в классических её образцах, но и в более скромных её проявлениях.
Оборудование урока:
- Портрет К.Х. Прокопенко.
- На каждой парте – сборники стихов (из библиотеки кабинета).
- Аудиокассета с записью песен на стихи К.Х. Прокопенко в исполнении школьного ансамбля.
- Фотовыставка “Город родной!” А.П. Потапова, журналиста газеты “Наше слово”.
Литературоведческий словарь:
- ЛИРИЗМ – прямое выражение личных эмоций, возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора (В.Е. Хализев); очевидная проявленность чувств, эмоций, настроений, ощущений автора и передача их в художественном произведении.
- ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ – образ поэта, его лирическое “Я”, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Герой лирический не тождествен биографической личности. (Из литературоведческого словаря под редакцией М. Мещеряковой).
Ход урока
За неделю до урока восьмиклассники получают задание познакомиться со сборником стихов К.Х. Прокопенко “Книга бытия” и подготовить выразительное чтение стихов о своём родном городе Североуральске, об Урале.
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламенённой чьей-нибудь.
Б.Л. Пастернак
Урок начинается с песни “Город родной”:
Над Ваграном свет пробудил рассвет,
С добрым утром, мой любимый город!
В этот ранний час слышу я сейчас
Тихие шаги твои и голос.
Необычайно задушевно и сердечно звучит песня, слова которой написал выпускник нашей школы № 1 Александр Кравченко, а музыку – учитель математики А.И. Волков, в исполнении самого маэстро – Анатолия Ивановича, что создаёт эмоциональный настрой урока.
Стихи и песни о Родине, о родном городе … Они всегда нам необходимы. Каждый поэт и композитор вкладывает в свою творческую работу все душевные силы, свою любовь и нежность к родному краю, городу. Хотя К.Х. Прокопенко родилась не на Урале и не по своей воле её родители (учителя) в 1931 году оказались в нашем суровом северном крае, в её стихах об Урале звучит и гордость за северян, и особая лирическая нота. На фотографии К.Х. Прокопенко чуть грустная, задумчивая, но сколько внутренней, неброской независимости в позе, иронии в глазах. Видно, что ничто мелкое её не волнует, не имеет касательства к ней. Вся она – её жизнь, душа, мысли – в стихах. Выросшая среди природы, Ксения Хрисанфовна всю жизнь любила её нежно и глубоко.
В её стихах осыпается черёмуха, качаются ромашки луговые, шумят за окнами “семь ветров”, грустит при расставании с выпускниками школьная рябинка. Природу она слышит как музыкант и видит как художник (“Шумят сосны над Ваграном”). Многие её стихи отличаются лиризмом, поэтому звучат как песни, её мелодии – часто романсового или народного склада.
Дочь поэтессы Светлана Леонидовна Прокопенко (преподаватель музыки Таганрогского пединститута) вспоминает, что Ксения Хрисанфовна очень любила Североуральск и вообще Урал. Её литературный псевдоним – Елена Северная (Елена – в честь матери).
Ею написано много стихов и песен о ставшем родным молодом северном городе “в кольце тайги и синих гор” и его людях. Северный Урал навсегда покорил Ксению Хрисанфовну и её детей суровой неподдельной красотой природы. Ксения Хрисанфовна читала свои ещё незавершённые стихи матери и детям. В семье много пели под гитару, а позднее и под фортепиано, и под баян.
Ребята читают стихи “Северяне”, “На реке – на Вагране”, “Родному городу”, “Город их не забудет”, “Город – воин, город – фронтовик”, “Над Кумбой горой…”, “На Урале – снега”, “Шахтёрский марш”. Образ шахтёрского городка, такой уютный и вроде бы очень знакомый, предстаёт перед детьми то в героическом облике:
В военные грозные годы
Ты не был в беде огневой,
Не знал ты бомбёжек невзгоды,
Но жил фронтовою судьбой …,
То в облике дружной шахтёрской семьи.
Читая стихи, по-новому вглядываются восьмиклассники в огненные тополя, трепетные берёзы, лесистые скалы с седыми вершинами, видные из окон класса. Работая в группах, ученики создают портрет лирического героя стихов К.Х. Прокопенко: романтик-кладоискатель, созидатель, творец всех ценностей человеческих – характер которого сформировали синие горы (Кумба, Болотный камень), синие реки (Вагран, Колонга), обращаем внимание на топонимику названия реки Вагран: “ва” – вода, “гран” – тёмная, отливающая синевой металла. Действительно, стерженёк крепкий у североуральцев! Повтор-обращение
Северяне! Таёжники! Терпеливцы!
Вечно в поисках мы, на бегу –
Может, мы-то и есть счастливцы
В этих кедрах по пояс в снегу! –
передаёт уважение, восхищение автора людьми и могучей природой Урала (не случайно олицетворение “кедры по пояс в снегу”).
Вторая часть занятия – текстуальное изучение стихотворения “Не губи ярко-красных рябин”, ставшего известным романсом (музыку написал А.И. Волков).
Не губи ярко-красных рябин
С их тяжелыми гордыми гроздьями,
Что пришли из таежных долин
И украсили улицы города.
Помню я, как садили мы их
В дни рождения города нашего.
Как узором их веток живых
За полдня было все принаряжено.Пусть пылают они, как огни,
Согревая воспоминания.
Ой, как дороги сердцу они,
Эти памятники созидания.
Эти гроздья в сиянье зари
Прямо с веток морозных заснеженных
Будут шумно клевать снегири
Яркогрудые, пышные, нежные.И в холодном седом декабре
Песней посвиста тихого птичьего
Будут славить они на заре
И людей, и природы величие.
Пусть из снежных уральских глубин
Вдаль летит эта песня под звездами
О красе ярко-красных рябин
С их тяжелыми гордыми гроздьями.
Звучит романс в исполнении школьного ансамбля “Криницы”. Пауза … Идёт процесс эмоционального восприятия текста и музыки, а затем эмоционально-ценностное постижение текста.
- К кому обращается поэтесса?
- Стихотворение начинается глаголом в форме повелительного наклонения “Не губи …”, что указывает на обобщённо-личное предложение и придаёт характер обобщённости, т.е. Ксения Хрисанфовна обращается к любому из нас, североуральцев, живших в 60-е годы и к сегодняшним, людям XXI века.
- Какие улицы нашего города вы представили, слушая стихотворение?
- Центральную улицу Ленина, окраины города, и не только город, но и наши суровые скалы с рябиновыми кострами ясной осенью, почувствовали нежный чуть терпкий запах цветущей рябины в мае и июне …
- Назовите поэтический образ, передающий главную примету родного города, каким художественным приёмом он обозначен.
- Приём кольцевой композиции (стихотворение начинается строками
Не губи ярко-красных рябин
С их тяжёлыми гордыми гроздьями …
и заканчивается
Пусть из снежных уральских глубин
Вдаль летит эта песня под звездами
О красе ярко-красных рябин
С их тяжелыми гордыми гроздьями.)
Ненавязчиво высвечивает образ “ярко-красных рябин с их тяжёлыми гордыми гроздьями”, ставших символом нашего таёжного города, образ, в котором воплощён и характер его жителей, в основном горняков с их внешней суровостью, определённой природой (холодный седой декабрь, снежные уральские глубины), и в то же время душевной щедростью, устремлённостью к светлому (“гроздья в сиянье зари”, “снегири будут шумно славить на заре”, “вдаль летит эта песня под звёздами”). Расширяется поэтическое пространство “улицы города” – “песня под звёздами”.
- Теплоту сердца К.Х. Прокопенко мы чувствуем в метафорах и сравнении “пусть пылают они, как огни”, в повторе гласных (ассонанс) первой строки [а], [а], [а], второй строки [о], [о], [о]. Через повтор согласных (аллитерация) [п] и [п'] передаётся волнение лирического героя, повтор этого звука невольно замедляет темп чтения.
Звуковой тон стихотворения светлый, звонкий, нежный. Звуки не только оформляют слова, но и создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нежном и энергичном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста, очень чутко понятого композитором А.И. Волковым.
Таковой вывод делает ученица, которой было дано индивидуальное творческое задание по исследованию текста.
- Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Трёхстопным анапестом).
- Почему именно этот размер использует поэтесса? (Несмотря на звучащую нежность, анапест противоположен дактилю, который придаёт замедленность, плавность, анапест же создаёт стремительность ритма: “Не губи'”, “пусть пыла'ют”, “будут шу'мно клева'ть снегири'”, “будут сла'вить”, “вдаль лети'т эта пе'сня под звёздами”.)
- Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета выбрали бы? (Ярко-красный, нежно-розовый, голубой, изголуба-белый, зелёный).
- Вывод: поэтический талант Ксении Хрисанфовны Прокопенко проявляется в её интуиции, помогающей создать образ любимого города не только через подбор нужных слов, рифм, звуков, но и способности заставить саму ткань стиха звучать волнующей душу музыкой и сиять красками живописи.
Подведение итогов
Сегодня, в День рождения нашего города, в день его 245-летия, мы познакомились с поэзией Ксении Хрисанфовны Прокопенко, для которой наш город стал средоточием красы земной, заметьте, именно красы, в этом удивительно коротком, но ёмком слове вместилось откровенье и щедрота её души, наполняющие наши сердца нежностью и любовью к родному краю, к родному Североуральску.
На дом дети получают задание по желанию:
- выучить наизусть стихотворение К.Х. Прокопенко;
- написать миниатюру о городе, о любимой улице, нарисовать любимый уголок города.
При подготовке к уроку была использована следующая литература:
- Прокопенко К.Х. Книга бытия. Североуральск, 1993 г.
- Волков А.И. Сборник песен. Североуральск, 1994 г.