Тема: Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки.
Урок 2. Мои первые стихи. Иллюстрирование стихотворений. Игры. Пр.р.
Раздел: Преподавание в начальной школе.
Цель : приобщение обучающихся к жанру стихотворения, умение различать смысловую единицу жанра – рифму, и апробация данного жанра на собственном опыте обучающихся.
Задачи:
- Воспитать культуру речи и культуру общения у обучающихся; уверенность в себе.
- Повысить мотивацию и активизацию творческой деятельности.
- Развивать творческое воображение, преодоление психических барьеров в процессе устного общения.
Оборудование:
Компьютер, проектор, колонки. Интернет.
Литература:
- Книги онлайн
- Стихи для детей. Даниил Хармс.
- Аудиокнига онлайн Даниила Хармса
- Выставка детских книг, включающих стихотворения.
http://www.bookol.ru/detskoe/index.htm
http://www.bookol.ru/detskoe/detskie_stihi/22323.htm
http://www.ruaudioknigi.ru/load/audioknigi/dlja_detej/kharms_daniil_vy_znaete_audiokniga/6-1-0-10304
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Тема урока.
Цель: будем учиться сочинять стихи.
III. Речь учителя.
Вспомним, о чем речь шла на прошлом занятии. Чем “стихотворение” отличается от других видов литературы. Что такое рифма?
А поможет нам в этом разобраться Незнайка. Перенесемся сейчас все к нему домой. Где живет Незнайка? ( В Солнечном городе) Он собирается в гости к Цветику. Давайте отправимся вместе с ним. Посмотрим и послушаем, каким важным делом они занимаются.
(Инсценировка диалога Незнайки и Цветика, когда Незнайка учился писать стихи. Данный фрагмент можно зачитать из самого произведения Н. Носова “Приключение Незнайки и его друзей”)
Отрывок:
“– Это я про вас сочинил, – признался Незнайка.
– Вот сначала стихи про Знайку:
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
– Что? – закричал Знайка. – Когда это я прыгал через овечку?
– Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы,– объяснил Незнайка.
– Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? – вскипел Знайка.
– Конечно, – ответил Незнайка. – Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.
– Вот попробуй еще, так узнаешь! – пригрозил Знайка. – Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
– Вот послушайте про Торопыжку, – сказал Незнайка.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
– Братцы! – закричал Торопыжка. – Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
– Да ты не кричи, – ответил Незнайка. – Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
– Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! - кричал Торопыжка.
– А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, – ответил Незнайка. – Вот послушай стихи про Авоську:
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Авоська подошел к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
– Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.”
Учитель:
Ребята, почему все обиделись на Незнайку? Он же ничего плохого не делал?
(Ответы учащихся)
А зачем же он, Незнайка, тогда писал, что Торопыжка съел холодный утюг, если он его не ел? (чтобы была рифма)
Что такое рифма? (ответы учащихся)
Сегодня и мы с вами на уроке попробуем написать стихи собственного сочинения. Только с одним условием, чтобы никому не было обидно. Договорились?
IV
. Работа учащихся. Индивидуальная помощь каждому. Пр.р. См. Приложение 1, 2Одновременно, каждый из обучающихся, к своему стихотворению рисует иллюстрацию.