Стихи поэтов XIX века о родной природе "Край ты мой, родимый край"

Разделы: Литература


Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский “Времена года”, репродукции картин, портреты писателей.

Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение.

Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Ход урока

1. Организационный момент. Запись темы урока.

Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл “Времена года”, где мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?

2. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века.

3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году.

М. Ю. Лермонтов. “Когда волнуется желтеющая нива”. С. 137

- О чем оно?

Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?

- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?

- Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны?

4. Работа с учебником.

- Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет чтение стихотворений. С.294 -295.

- Как жилось большинству населения России в XIX веке?

- найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека?

5. Слово учителя.

Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852)

Давайте прочитаем его стихотворение “Приход весны” и подумаем,

- о чем оно?

- Какие яркие приметы весны выделяет поэт?

- С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души)

- Почему? (Душа весной оживает)

- Как человеческие чувства “переплетаются” с состоянием природы?

- Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение)

6. Слово учителя.

Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-)

С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. (“Осень. Осыпается весь наш бедный сад”)

В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы.

Давайте прочитаем вместе стихотворение, первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока “Край ты мой, родимый край…” и подумаем, о чем оно.

- О чем оно?

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

- Похоже ли оно на народную песню? (повторы, “гой”)

- Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий?

- В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением)

Какие средства художественной выразительности использует автор?

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину?

7. Чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест” Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения “открылись” нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

8. Словарная работа: Найдите в словаре и объясните, что означают эти слова.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

- Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.

9. Чтение стихотворения А. К. Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала”

- О чем это стихотворение?

- Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)

- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека (“с новою враждою”, “презрительной пятой”)

10. И. А. Бунин Чтение стихотворения “Родина”. О чем оно?

- Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении?

- Какой мы видим родину? Какие краски преобладают в стихотворении?

- Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины?

Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль)

Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий.

Словарная работа:

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.

11. Итог урока.

У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?

Что объединяет эти произведения?

12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом по предложенной карточке. (Приложение 1)

12. Домашнее задание.

Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение.