Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский “Времена года”, репродукции картин, портреты писателей.
Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение.
Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Ход урока
1. Организационный момент. Запись темы урока.
Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл “Времена года”, где мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?
2. Прослушивание музыкальных фрагментов.
Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века.
3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году.
М. Ю. Лермонтов. “Когда волнуется желтеющая нива”. С. 137
- О чем оно?
–Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?
- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?
- Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны?
4. Работа с учебником.
- Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет чтение стихотворений. С.294 -295.
- Как жилось большинству населения России в XIX веке?
- найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека?
5. Слово учителя.
Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852)
Давайте прочитаем его стихотворение “Приход весны” и подумаем,
- о чем оно?
- Какие яркие приметы весны выделяет поэт?
- С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души)
- Почему? (Душа весной оживает)
- Как человеческие чувства “переплетаются” с состоянием природы?
- Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение)
6. Слово учителя.
Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-)
С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. (“Осень. Осыпается весь наш бедный сад”)
В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы.
Давайте прочитаем вместе стихотворение, первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока “Край ты мой, родимый край…” и подумаем, о чем оно.
- О чем оно?
- Какие чувства выражены в этом стихотворении?
- Похоже ли оно на народную песню? (повторы, “гой”)
- Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий?
- В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением)
Какие средства художественной выразительности использует автор?
У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину?
7. Чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест” Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения “открылись” нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.
8. Словарная работа: Найдите в словаре и объясните, что означают эти слова.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?
- Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.
9. Чтение стихотворения А. К. Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала”
- О чем это стихотворение?
- Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека (“с новою враждою”, “презрительной пятой”)
10. И. А. Бунин Чтение стихотворения “Родина”. О чем оно?
- Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении?
- Какой мы видим родину? Какие краски преобладают в стихотворении?
- Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины?
Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль)
Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий.
Словарная работа:
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.
11. Итог урока.
У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?
Что объединяет эти произведения?
12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом по предложенной карточке. (Приложение 1)
12. Домашнее задание.
Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение.