Цели:
- формирование навыков лингвистического анализа текста, оперирования литературоведческими терминами;
- научится обобщению путём сравнения;
- сопоставить опыт поколений и собственный жизненный опыт.
Я пришла к поэту в гости.
А. Ахматова
Оттого, что каждому хочется
возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним;
всякий ждет, что вот он скажет мне что-то
прекрасное, новое,
чего нет у меня, чего не достает мне, но он скажет,
и это сейчас же сделается моим.
А. Н. Островский
ХОД УРОКА
1. Индуктор (обращение к эпиграфам урока)
– Сегодня мы работаем в режиме мастерской. А
мастерская предполагает стремление увидеть
уровень мастера художественного слова,
приобщаясь к этому уровню, создавать собственные
творческие интерпретации.
С литературным жанром "стихотворение в
прозе" учащиеся знакомятся в восьмом классе,
затем обращаются к нему при изучении творческого
наследия И.С. Тургенева в десятом классе. Задача
этой мастерской – проникновение в особенности
жанра через сопоставительный анализ двух
стихотворений в прозе французского писателя
Ш.Бодлера (1821 – 1867) и русского мастера
художественного слова И.С. Тургенева (1818 – 1883).
Мы пришли в эпоху двух замечательных мастеров
художественного слова, в их творческую
мастерскую. Зачем?
Мастерская начинается с обращения к эпиграфу –
словам Островского. Что дает нам литература?
Способность “возвышено мыслить”, “чувствовать
вместе” с художником; ожидание того, что “он
скажет” нам “что-то прекрасное, новое”, чего нет
у нас, чего “не достает” нам, и “это сейчас же
сделается” нашим и продолжится в наших мыслях и
в наших произведениях. Что же станет для каждого
"своим"? (Выделяем ключевые слова эпиграфа
на доске.)
Что же скажут нам сегодняшние стихи, что станет
для каждого своим и подтолкнет к созданию своего
собственного текста?
2. Первый этап работы с материалом (работа с известной информацией о жанре "стихотворение в прозе").
– Стихотворения в прозе. Какое художественное средство лежит в основе этого сочетания? (Оксюморон)
– Наверное, это и привлекло И.С.Тургенева, когда
он давал название своему последнему
произведению, не желая вначале даже публиковать
его при жизни. Первоначально И.С.Тургенев
рассматривал стихотворения в прозе как
"эскизы" для будущих произведений. Тургенев
не рассчитывал, что стихи будут приняты публикой,
называл их “материалами”, (этюдами). Но
современники оценили его творения, называя
“калейдоскопом, составленным из разнообразных
по величине и качеству бриллиантов”. Вопрос о
печати стихотворений возник, когда Тургенева
посетил в Париже М.М.Стасюлевич. Он изменил
название цикла и вместо "Старческое"
озаглавил его "Стихотворения в прозе".
Стасюлевич приписал новое название самому
Тургеневу, якобы им "невзначай оброненное".
В действительности название принадлежит самому
Стасюлевичу, который, по-видимому,
воспользовался уже ставшим достаточно
популярным во французской литературной среде
наименованием "Стихотворение в прозе"
Бодлера.
На первый взгляд это наброски, заметки. Но на
самом деле – законченные произведения, в которых
отражается и внутренний мир автора, и духовная
жизнь народа, и черты окружающего писателя
общества.
Ш.Бодлер о своих стихотворениях в прозе, посвящённых другу Арсену Уссе, в письмах к нему сказал так:"Посылаю Вам небольшое произведение, о котором было бы несправедливо сказать, что оно без начала и без конца, ибо, напротив, всякая часть в нём может попеременно служить для других началом. Посудите сами, какие поразительные удобства это представляет для нас всех – для Вас, для меня и для читателя. Мы можем прервать по желанию: я – свои мечты, Вы – разбор рукописи, читатель – своё чтение, ибо я не опутываю своенравной воли читателя нескончаемой нитью утончённой интриги. Выньте любой позвонок, и обе части извивающегося вымысла без труда соединяться между собой. Изрубите его на множество отрезков, и Вы увидите, что каждый может существовать отдельно…".
3. Знакомство с новой информацией и её обработка (чтение текстов и их анализ).
– В этой роли перед нами предстает стихотворение И.С.Тургенева “Довольный человек” (см. Приложение).
Анализ содержания
– Раскройте смысл названия стихотворения в прозе "Довольный человек". (В заглавии содержится иронический намёк: человек не счастливый, не радостный, а именно довольный.)
– Чем же он доволен, что вызвало у него чувство довольства собой? (Много предположений даёт нам автор: "хорошо позавтракал", "получил орден святого Станислава"… Но всё гораздо страшнее. Настоящая причина довольства нас разочаровывает и пугает – "он сочинил клевету на своего знакомого и сам её поверил". Это вызывает недоумение и у читателя, и у автора. Последнее восклицание: "О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!" – это уже не радостное описание человека, а печальный вывод.)
– Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется Тургенев? (Ирония, даже сарказм – "многообещающий".)
– Какова основная мысль автора? (Пустота и пошлость светских людей. Ограниченность и извращённость их удовольствий и интересов.)
– До Тургенева к жанру стихотворений в прозе обратился французский поэт Шарль Бодлер (1821 – 1867), снискавший себе славу поэта-бунтаря, за свой сборник “Цветы зла” даже подвергнувшийся судебному преследованию за “попрание общественной морали”. Какие же принципы общественной морали были попраны Бодлером? (См. Приложение).
– Какие же принципы общественной морали были "попраны" Бодлером? Какова основная мысль автора? (Делать зло не сознательно, по глупости и жить по этим принципам аморально.)
– Тургенев и Бодлер независимо друг от друга
осуждают не только социальные пороки общества,
но и общечеловеческие пороки, т.е.
“непоправимые” пороки делать зло
“сознательно” и “по глупости”.
Два великих гения обратились к одному жанру.
Почему? Попробуем найти ответ у самих классиков,
попробуем разобраться в специфике жанра.
Докажем, что эти произведения стихи, хоть и без
ритмической организации.
Участники мастерской по желанию делятся на четыре группы (по четырём уровням лингвистического анализа). Им предстоит сделать сопоставительный анализ стихотворений в прозе Ш.Бодлера и И.Тургенева. Затем каждая группа знакомит всех участников мастерской с итогами своей работы.
4. "Афиширование" (озвучивание результатов работы в группах).
1 группа. Композиция стихотворений в прозе
Тургенев
|
Бодлер
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Тургенев и Бодлер указывают на преступное наслаждение, которое испыты : вают оба их героя. Ответим словами Бодлера:
2 группа. Лексико-семантическая организация стихотворений в прозе
Тургенев |
Бодлер |
|
|
Вывод: выбор лексики зависит от задачи, которую автор ставит перед собой.
3 группа. Синтаксическая организация стихотворений в прозе
Тургенев |
Бодлер |
Почти все стихотворение состоит из
простых предложений, которые иногда прерываются
многоточиями (остановка для того, чтобы
подумать).
|
|
Вывод: это не рифмованные строки, но они кажутся менее звучными, поэтичными и выразительными, т.к. не нарушается идейная целостность произведения. “Мысль ясна, когда размером строк не стеснена”. (М.Ю. Лермонтов).
4 группа. Звуковое восприятие стихотворений в прозе
Тургенев |
Бодлер |
“До/во/льный че/ло/век” – только
открытые слоги, нет ни одной резкой согласной. Во
всем тексте тоже [а], [о], [э] – ассонанс Создается впечатление скользящей легкости, которая, в последней части сталкивается с утяжелением слога в последнем абзаце – появляются ретуширующие слух [р], [з] – концентрация внимания на этих строках. |
1. [р], [з], [ж] – аллитерация (пересказ
истории – напряжение). 2. [о], [а], [у] – ассонанс (внутренняя речь автора поэтична, выразительна). 6. [г], [ж], [д], [р] – аллитерация (взглянул, прямо, ужаснулся, неоспоримым – категоричность оценки). |
Вывод: в обоих стихотворениях в прозе звукопись – поэтическая характеристика,
используется для достижения контраста.
После этого формулируем особенности жанра "стихотворение в прозе".
Что характерно для произведения в жанре “Стихотворения в прозе”?
- Это особый стихотворно-прозаический жанр, который мало кто использовал в литературе. (М. Пришвин “Фацелий”, Ю.Бондарев “Мгновенья”, Арсен Уссе, друг Бодлера).
- Целая система миниатюр свободно, но крепко связанных между собой философским осмыслением фактов объективного мира и духовной жизни человека.
- Миниатюрность формы, краткость текста.
- Без рифмы и размера, но по содержанию, языку, структурно-композиционным особенностям – это стихи.
- Эмоциональность повествования.
- Лирический герой – субъект переживания и объект изображения.
- Языковые средства:
- Слова-символы (нищий, приятель)
- Ирония, сарказм
- Инверсия
- Ассонанс, аллитерация
- Эмоциональная и экспрессивная лексика
5. Рефлексия (общий анализ пережитого, написание и чтение собственных текстов).
– В лингвистическом отношении язык Тургенева и Бодлера совершенен.
"Классик – это писатель, у которого можно учиться образцовой речи" (Винокур).
– Напишите свое определение жанру “стихотворение в прозе”.
– Реальный повод, побудивший Тургенева и
Бодлера написать стихи, неизвестен и лица, на
которых писатели создали эти сатирические
характеристики, тоже неизвестны. Но, может быть, в
том и заключается гениальность Тургенева и
Бодлера – мыслителей, художников, которые в
нескольких строках отобразили не только судьбу
отдельно взятого человека, но и пороки всего
общества. Писатели раскрыли перед нами
собственные мысли, чувства и тайные желания. А
Бодлер написал однажды: “Кто из нас в минуты
честолюбия не мечтал о чуде поэтической прозы,
музыкальной без размера и рифмы, достаточно
гибкой и послушной, чтобы примериться к
лирическим порывам жизни, к извивам мечты, к
содроганию совести”.
Испытаем и мы себя, создадим собственное
стихотворение в прозе.
Пусть ваше “собранье пестрых глав” (Пушкин)
состоит из мимолетных “ума холодных наблюдений
и сердца горестных замет” (П).
В завершении мастерской обращаемся к эпиграфу –
цитате А.Н.Островского – и отвечаем на вопрос: что
стало моим?