Своеобразие мироощущения каждого поэта наглядно проявляется в системе его художественно-изобразительных средств, составной частью которой являются различные приёмы образного употребления слова, раскрывающие разнообразие художественного метода поэта, особенности его стиля. Многие новообразования Е.А. Евтушенко в силу “публицистичности” его поэзии выполняют стилистическую функцию, то есть используются для выявления в слове новых семантических или эмоциональных оттенков. Такие новообразования имеют ярко выраженную экспрессивно-стилистическую окраску и служат средством подчёркнутой оценки описываемых предметов, событий, явлений. Тональность поэтических индивидуальных новшеств различна
- от лирической:
Лифтёрше Маше под сорок.
Грызёт она грустно подсолнух,
и столько в ней детской забитости,
и женской кричащей забытости.
(“Лифтёрше Маше под сорок.” 1957г.)
И пренебрежительно-уничижительной:
Когда, устав от пошломордия
и опостылевшей брехни,
ты мертвый сам и пишешь мертвое,
вздохни и Пушкина вдохни.
(“Непредставима жизнь без Пушкина” 1973 г.)
- до гневного обличения:
Выпавлинивание,
выпендреж,
и хрустит муравьями жареными
позолоченная молодежь.
(“Аполло - 16” 1972 г.)
Или одобрительный призыв:
Не уставай до самой смерти,
неустаюноша седой,
от возмущенья грязью, мерзью,
от восхищенья красотой.
(“Не уставай” 1974 г.).
Такие стилистико-оценочные индивидуальные образования усиливают образность самого поэтического произведения, подкрепляя собой выводы, выделяя логически важные темы, идеи, придают стихотворному произведению различную стилистическую окрашенность и тональность.
Другую функцию индивидуальных образований — акцентную — выполняют поэтические неологизмы, являющиеся обозначением понятий, которые уже имеют свое лексическое выражение в языке. Такие словотворческие факты призваны служить акцентированию, привлечению внимания читателей к называемому новообразованием известному понятию, явлению с целью выделения в нём каких-либо отдельных качеств, свойств. В подобной функции выступает, например, слово немолодость в следующем контексте:
И у меня на лбу такие складки,
жестокие, за всё со мной сочлись,
и у меня в душе в неравной схватке
немолодость и молодость сошлись.
Всё резче эта схватка проступает.
За пядью отвоёвывается пядь,
немолодость угрюмо наступает,
и молодость не хочет отступать.
(“Сквер величаво листья осыпал...” 1957 г.).
Лексическое значение этого новообразования немолодость - “отсутствие молодости”. Мы можем вести речь о том, что это новообразование выполняет акцентную функцию, свойственную многим словесным новшествам Е.А.Евтушенко, т.к. никаких дополнительных смысловых оттенков не наблюдается, слово обладает простым значением и просто акцентирует внимание читателя на этом понятии.
В номинативной функции выступают поэтические неологизмы, созданные художником слова для обозначения нового смысла или явления, которые в языке имеют лишь описательную форму выражения. Например, в следующем контексте:
Скрестил он розу с микрофоном...
И тысячи живых шпионов,
как совесть наций, честь и суд,
букеты розомикрофонов
к шпионам бронзовым несут.
(“Западные киновпечатления” 1966 г.)
Контекст позволяет вскрыть словопроизводную структуру новообразованного слова и его внутреннюю форму, в результате чего перед читателем предстаёт образ ирреального предмета, состоящего из логически несовместимых компонентов (роза и микрофон), каждый из которых считается атрибутом славы, известности.
Некоторые неологизмы отражают явление нашей современности, называют явления окружающего нас быта. О конкретной эпохе, которую они отражают, можно судить из контекста:
Но когда Чухрай Григорий
дал Феллини главный приз,
от опасных аллегорий
дурократы напряглись.
(“Журавли ещё летят” 2003 г.).
Оценочная направленность поэтических неологизмов, созданных собственно окказиональными способами ощущается уже при обращении к контексту, поскольку в самой структуре слова присутствуют компоненты, имеющие определённую оценочность. Индивидуально-авторский неологизм дурократы образован поэтом способом контаминации: “дурак” + “бюрократ” + флексия множественного числа –ы. Неологизм госбуржуи образован сложением прилагательного с существительным: “государственные” + “буржуи”. В толковом словаре Ожегова С.И. слово “буржуй” даётся с пометой разг. презр. [Толк. Словарь рус. яз., 64]. Таким образом, многие поэтические новообразования Е.А.Евтушенко вступают в стихотворениях в образные синтагматические связи с контекстуальным окружением, выполняя акцентную, оценочную стилистическую, номинативную функции и участвуя в построении различных тропов: эпитета, олицетворения, сравнения, персонификации и метафоры.
Выводы
1. Вопросы, связанные с выяснением стилистической значимости, смысловой нагруженности новых слов, определяющих особенность поэтического языка Е.А.Евтушенко, весьма актуальны, поскольку мы можем назвать важнейшим элементом в создании и использовании индивидуально-авторских неологизмов определение их как наиболее эффективное средство передачи идейного и эмоционального содержания поэтического произведения.
2. Поэтические неологизмы Е.А.Евтушенко, которые называют определённые речевые ситуации, тесно взаимодействуют с контекстом, выполняя акцентную, оценочную стилистическую, номинативную функции.
3. Неологизмы, созданные с целью привлечения внимания читателя к объекту изображения, логического выделения важных, с точки зрения автора, тем, идей, образов, используются в стихотворных произведениях для создания символического образа, участвуют в построении различных тропов: эпитета, олицетворения, сравнения, персонификации и метафоры.
4. Большинство созданных Евтушенко поэтических неологизмов, имеющих ярко выраженный оценочный характер, отражают систему ценностей самого поэта, и представляют собой характеристику осваиваемых поэтом явлений объективной действительности.
5. В творчестве Евтушенко преобладают определённые жизненные темы (правда/ложь, добро/зло, честь/бесчестие, талант/бесталанность, любовь/ненависть, человек/природа, человек/цивилизация).
6. Индивидуально-авторские неологизмы выполняют в тексте все возложенные на него автором функции.
7. Формальная новизна созданных поэтом слов не служит самоцелью, а находится в полной зависимости от смысловой наполненности содержания.
8. Индивидуально-авторский неологизм становится для Е.А.Евтушенко стилеобразующей единицей его художественного пространства.