Наши ученики сейчас растут и формируются в обстановке каждодневных больших и малых научных открытий, творческих находок. Сама жизнь заставляет их уже в школе искать применения своим творческим силам. Когда это не удаётся, они скучают.
В стремлении уменьшить число отстающих учеников учителя незаметно отдают им больше внимания, мало и без определённой системы работая со способными учащимися. Эти ученики начинают терять интерес к занятиям, скучать на уроках: мы не даём им возможности проявить себя, потому что всё время заняты с отстающими. Изредка некоторые дети справедливо сетуют на то, что им уделяют мало внимания. Опыт работы, выводы из него заставляют задуматься над этой серьёзной проблемой, искать формы и приёмы работы со способными детьми, развивать их творческую индивидуальность.
А ведь задача воспитания творческой, самостоятельно мыслящей и действующей личности – одна из самых сложных, актуальных и увлекательных задач школы.
Стимулирование интереса учащихся к литературе, формирование творческого мышления учащихся, развитие их творческих способностей, выявление наиболее талантливых детей, совершенствование преподавания литературы – вот цели, которые преследует каждый словесник.
Рождение творческой личности вовсе не таинственный перманентный процесс, изолированный от жизни общества, наоборот, это процесс накопления жизненных наблюдений, это увлекательная борьба точек зрения и оценок, это поиски истины, кристаллизация жизненного опыта.
В последнее время всё более входит в свои права понятие “творческая педагогика”, под которой понимаются непосредственная творческая работа со способными детьми, поиски средств, методов и форм воздействия на формирование личности.
“Стремление к глубокому познанию, мечта найти не только пример для подражания, но и интересное, познавательное, конкретное для себя дело – вот те черты способного ребёнка, которые обязана,- по мнению писателя Альберта Лиханова,- учитывать творческая педагогика”.
Существует различные приёмы выявления творческих способностей учащихся, например, с помощью проведения тестирования, социологических опросов родителей, учителей – предметников. В своей книге “Психология литературного творчества” А.Г.Ковалёв утверждает, что для исследования творческих возможностей может быть применена специальная программа. К примеру, можно взять следующие вопросы:
- уровень образования и характер интересов членов семьи;
- образ жизни ученика в семье (игры, занятия, труд);
- отношение ребёнка к сказкам, рассказам и реакция на них;
- основы восприятия жизни и природы;
- интерес к музыке, театру и т.д.
- первые попытки сочинительства и их качества;
- отношение к школе, желание учиться;
- впечатлительность;
- острота и наблюдательность;
- убеждения и требовательность к себе.
Приведённые из программы А.Г.Ковалёва вопросы могут дать учителю интересный материал для понимания творческой индивидуальности ученика, раскрытию его внутреннего мира. Это может лечь в основу дальнейшей работы с учеником с учётом его индивидуальных особенностей.
Ещё на первых уроках в 5 классе целесообразно знать, что требования к каждому будут различные в зависимости от его возможностей. Практически это можно осуществить так. В течение первой четверти проверяются возможности и интересы учащихся по схеме, предложенной А.Г.Ковалёвым. Далее ставятся разные по трудности вопросы и ведутся наблюдения, кто как отвечает; ведётся индивидуальная работа во время исправления сочинений; наблюдается, как ученик выполняет поставленные учителем устные и письменные задания. Всё это помогает проверить уровень знаний, творческие способности, творческое воображение, богатство языка. Задания могут быть такие: самим придумать темы сочинений; описать своё психологическое состояние во время первого учебного дня; дать ответ на вопрос, почему фольклор – источник нашей литературы и т.д.
После проведения обстоятельной работы по изучению творческой индивидуальности учащихся и получения интересующего нас ответа, переходим к изучению творческих способностей методом экспериментально- проверочных работ. Для выявления литературных наклонностей всем учащимся можно дать экспериментально-проверочные сочинения на разнообразные темы творческого характера: на основании жизненных впечатлений, по картинам, художественным произведениям и т.д.
Урок литературы прежде всего требует атмосферы творчества, так акт постижения искусства немыслим без личностного включения в мир художника, без творческого напряжения. Если творчество в общем плане может быть определено как умение открывать то, чего люди раньше не знали, то творчество ученика – это тоже открытие мира, но скорее для себя, чем для человечества.
Творчество отличается от ученического усвоения правил и закрепления их упражнениями, созданием своего, нового, личностного, преображённого, оригинального. Творческое решение задачи – это такое решение, когда заранее не известен набор правил и операций, последовательность которых приводит к цели. Основа творческого решения – чувственная сфера: в ней формируется и создаётся – из впечатлений, знаний, эмоций – нечто новое. Активная работа над художественным текстом, выражающаяся в иллюстрировании, графических и словесных зарисовках, выразительном чтении, инсценировании, отражение наблюдений в стихах способствуют художественному восприятию: творчество приближают к творчеству.
Методические приёмы, побуждающие школьников к творческому действию, не могут быть сведены к упражнениям, а требуют тонкой проработки с учётом определённых условий. Главным из этих условий выступают изучение учителем социогенных потребностей детей и предоставление свободы выбора деятельности, вариативность работы учащихся, создающая реальные возможности самовыражения.
В результате учитель получает определённое представление о творческих возможностях учащихся, что позволяет выбрать соответствующие формы работы.
Метод экспериментально- творческих сочинений является началом последующей деятельности учителя, в процессе которой развивается творческая индивидуальность ученика.
Урок развития письменной речи как форма учебного занятия предоставляет больше возможности для развития творческих способностей учащегося.
Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала.
Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. Это литературное произведение, созданное в процессе индивидуального творчества ученика на доступном ему материале и доступными выразительными средствами; на основе соответствующего его возрасту жизненного, общественного и читательского опыта.
По способу изложения школьные сочинения могут быть художественными, научными и публицистическими с элементами взаимопроникновения. Выбор способа изложения диктуется, с одной стороны, характером материала для сочинения, с другой- особенностями склада ума школьника, его творческими способностями. Допустим, в 9 классе предстоит сочинении о Чацком. Учитель предлагает такие темы, чтобы одни ученики могли писать научные сочинения, другие – публицистические, третьи – художественные. Тему “Взгляды Чацкого в его монологах” (Или “Прав ли Гончаров, утверждая, что “борьба истомила” Чацкого?”, “Согласен ли Гончаров с мнением Пушкина о Чацком?” и т.п.) успешно разовьют те ученики, которые любят исследовать художественный текст, те, у кого рождаются мысли на основе прочитанных критических и литературоведческих материалов, кто любит ссылаться на авторитеты, у кого логика ума развита больше, чем воображение и чувства. Перед такими учениками стоит задача: самостоятельно сделать наблюдения над текстом, сопоставления, выводы, подкрепить их выдержками из авторитетных источников (учебник, критические статьи, цитаты из произведения – на всё автор научного сочинения должен ссылаться) и изложить в жанре научной статьи (наблюдение, тезис, подтверждение выдвинутой мысли фактами, ссылками и выводы).
Надо научить школьника правильно работать: пользоваться несколькими источниками и ссылаться на них. Обобщать, цитировать и т.п. Навыки такого рода пригодятся им в будущей практической деятельности, многие учащиеся избавятся от упрёков в списывании, в компиляции и будут работать с удовольствием.
Для тех , кому сочинение необходимо для самовыражения, кто не мыслит восприятия художественного произведения и литературного героя без слияния со своими чувствами, со своей личностью, кто ищет в книгах прежде всего ответы на нравственные и эстетические вопросы, лучше дать темы в иной редакции: “Чем привлекает меня образ Чацкого?”, “Чацкий – передовой человек своего времени” и т.п. Такое сочинение по своей жанровой природе близко к короткой литературно-критической статье или рецензии. Как всякому публицистическому произведению, ему свойствен страстный тон. Ученик высказывает свои мнения, впечатления, иногда даже не совпадающие с общепринятыми, что свидетельствует об особом интересе, о самостоятельности автора. Он обратится и к портрету героя, и к его характеру, и к его взаимоотношению с окружающими. В таком публицистическом сочинении обычно присутствуют два героя: литературный и сам автор – школьник.
Учащиеся с ярко выраженными гуманитарными способностями, для которых любимые герои – лучшие друзья и наставники на всю жизнь, можно предложить тему художественного сочинения “Ещё одна удивительная встреча”. Такую тему можно раскрыть в жанре дневниковой записи. Этот жанр при всём своём многообразии не мешает ученику показать в полной мере знания о персонаже произведения.
Предлагаемые принципы классификации не схема, а методическая рекомендация, которая может помочь и учителю и учащимся в творческой работе над сочинениями.
Какими основными умениями должен овладеть ученик?
- умению вдумываться в тему, осмысливать её границы, умению раскрыть тему сочинения;
- умению подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
- умению собрать материал для сочинения;
- умению сгруппировать и определить последовательность подачи материала;
- умению строить сочинение в определённой композиционной форме.
Начинать целенаправленное и систематическое приобщение к творческой деятельности, формирование литературно- творческих умений следует начинать с начала изучения курса литературы. Фольклор представляется для этого наиболее благоприятной темой. Эти произведения любимы, что позволяет рассчитывать на активное, эмоциональное восприятие и на ответную реакцию попытку создания собственного произведения .
Основным содержанием уроков развития письменной речи являются сочинения на литературные и сочинения по жизненным впечатлениям. Сочинения на литературные темы ориентируют на самостоятельную работу учащихся , на выражение ими личного отношения к изучаемому художественному произведению. Сюда входят:
- оценка литературных героев (“Что мне нравится и не нравится в Обломове”?
- анализ произведения в целом (“Человек сомневающийся” в рассказе А.П.Чехова “ О любви”)
- разбор отдельных эпизодов и частей (“Календарь природы в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”)
- литературные обзоры (“Живой Пушкин”)
- размышления учащихся об отношении литературы к жизни (“Как Толстой вошёл в мою жизнь”)
Следуя за указаниями новых программ, словесник озабочен не только знаниями своих питомцев, но и формированием умений самостоятельной деятельности талантливого ребёнка. Адресуясь к творческим способностям учеников, учитель формирует умение видеть проблемы, которые несут художественные произведения. Мысля и переживая, ученики оценивают то, что принёс в их жизнь писатель своим произведением.
Книга читается с интересом, работа приносит удовлетворение, если нравственные и социальные проблемы, изображённые в произведении, не “зависают”, а имеют реальную опору. Так, комедия Н.В.Гоголя вызывает живой интерес у современного читателя, потому что остро затрагивает нынешние проблемы. После аналитического прочтения комедии можно предложить учащимся написать сочинение-размышление на тему: “Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора”?
Творческий процесс включает два основных этапа: накопление впечатлений, знаний, умений и творческую переработку накопленного. Поэтому так необходимо приветствовать творческую индивидуальность ученика, развивать их воссоздающее воображение, планомерно формировать литературно-творческие умения.
Всем давно известна истина: художественное произведение живёт до тех пор, пока затрагивает болевые точки времени. Можно привести много примеров из классики, в которой так ясно и чисто дышит время. Например, роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Это живой современный роман. Читаем слова Базарова: “А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме… и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе…” Роман, как видим ,соединяет целые эпохи. В этом, наверное, основной успех его и интерес школьников к Тургеневу: ребята с удовольствием читают его роман.
Учитель должен делать ставку на сугубо личностное, самим учеником осуществляемое и поэтому особенно ценное усвоение материала. После текстуального изучения романа можно предложить письменную работу малого формата на тему “ Я с Вами не согласен, господин Базаров”.
В развитии творческого потенциала нет мелочей. Особо следует подчеркнуть то огромное значение, которое имеет отношение учителя к творческим опытам ребят. Очень важно, чтобы они почувствовали интерес к своим произведениям, устным и письменным, со стороны доброжелательного, заинтересованного наставника.
Самостоятельность суждений и оценок художественных произведений может сформироваться у школьников только на основе литературного развития, развития образного мышления, наблюдательности, воображения, чувства поэтического слова, на прочном фундаменте исторических и историко-литературных знаний, представлений.
Дети нуждаются в творческом проявлении своих эмоций, в осознании опыта. Если учитель не приблизит тематику сочинений к жизни, не учтёт при её составлении интересы и возможности ученика, то не научит его самостоятельно выражать свои мысли.
Очерк – эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку опирается на реальные события реально существующих людей. Написание сочинения- очерка расширяет круг жизненных наблюдений ребёнка, учит видеть, слышать, наблюдать, думать.
Испытав трудности в написании таких творческих сочинений и чего-то добившись, ученик замечает и оценивает то, мимо чего раньше проходил не замечая, увидит богатый и сложный внутренний мир реального человека.
Конечно, самое блестящее сочинение не станет вровень с произведениями даже рядовых писателей. Но в том-то и дело , что это школьное, детское произведение. Талантливые школьники не писатели в полном смысле слова, но согласно М.А.Рыбниковой, они “писатели особого рода”. Они наблюдают окружающую жизнь и природу, участвуют в общественной жизни, изучают литературу и обо всём пишут в сочинениях, приобщаясь к процессу создания литературного произведения.
Каждая творческая работа должна усложняться: требовать от талантливого ученика всё новых усилий мысли, новых эмоциональных переживаний, новых результатов.
Ныне действующая программа по литературе даёт хорошую возможность развития творческой активности учащихся на уроках. Конечно, состав и структура школьного курса литературы ещё будут определяться в широких дискуссиях и серьёзных научных спорах. А пока общее направление поисков каждой школы и каждого учителя можно было бы обозначить так: от осознания более общих и принципиально новых подходов к изучению предмета до тщательной отработки методических приёмов работы со способными детьми.
В процессе этой работы активизируется учебный процесс и раскрывается творческий потенциал не только способного ученика, но и самого учителя.
Важно, чтобы передача знаний и опыта в школе была организована с расчётом на максимальное развитие созидательных сил учащихся, на воспитание самостоятельности их ума и деятельности. Сегодняшнему обществу нужны не начётчики, а люди, умеющие активно и разумно пользоваться тем богатством знаний, которые они получают в школе, умеющие применять их на практике, делая их орудием дальнейшего познания. Учитель должен постепенно оставлять руку ученика, за которую он вёл его по новым путям, звал его за собой, теперь он предлагает идти рядом, а иногда и самому искать дорогу, определять её по звёздам, по солнцу, по компасу.
Использованная литература.
- Леонов С.А. Развития речи учащихся на уроках летературы.-М.: Высшая школа,1988.-123с.
- Мусорин Н.П. В сельской школе после звонка.-Книга для учителя.- М.:Просвещение,1989.-95с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. Книга для родителей.-М.:Просвещение,1985.-143с.
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях.-М:Просвещение, 1986.-160с.
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8класс. В помощь школьному учителю.-М.: Вако,2003.-335с.