Цель урока:
- дать представление о жизни и творчестве А.В.Вампилова; познакомить с рассказом "Солнце в аистовом гнезде",
- выявить особенности произведения; совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: портрет писателя, раздаточный материал (фрагменты текста и задания к ним)
Ход урока
1. Слово учителя (или выступление заранее подготовленного ученика).
Р.Ролланом сказаны замечательные слова: "Сущность человека - творчество. Именно
оно поднимает человека над судьбой, делает его победителем. Именно в творчестве раскрывается с наибольшей глубиной внутренний мир человека". А что мы можем назвать творчеством? (Ответы учащихся) Творчество - это создание культурных, материальных ценностей. Кто-то призван создавать картины, а кто-то - художественные произведения, потому что один родился художником, другой - писателем, и каждый из них не мыслит жизни без искусства, в котором выражает свои чувства, мысли, мечты, т.е. свой внутренний мир. Не является и исключением и А.В.Вампилов.
Этот удивительный писатель родился в иркутских краях, в сибирском селе Кутулик в 1937 году. Несомненно, что именно здесь истоки его творчества. Родители будущего писателя были учителями. Может быть, и назвал своего сына Александром отец, учитель-словесник, как бы предрекая мальчику творческую судьбу, в честь великого поэта А.С.Пушкина, ушедшего из жизни столетие назад. Неслучайно самое важное место в жизни А.В.Вампилова уже в школьные годы занял театр.
В наши дни о Вампилове больше говорят как о драматурге, а ведь начинал он свою деятельность как писатель и издал при жизни небольшой сборник рассказов, о которых сегодня, к сожалению, юные читатели знают мало. В произведениях "малого жанра" Вампилов поднимает "вечные" проблемы - добро и зло, жизнь и смерть, счастье и горе, нежелание понять внутренний мир другого человека и т.д.
Первый сборник рассказов А.В.Вампилова называется "Стечение обстоятельств". В рассказе с таким же заглавием привлекают особенное внимание слова: "Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека". Писатель погиб в 35 лет. Может быть, эта гибель - тоже стечение обстоятельств? Так или иначе, но творчество А.В.Вампилова позволило подняться ему над судьбой, стать победителем.
А вот для героя рассказа "Солнце в аистовом гнезде" стечение обстоятельств оказалось ярким, счастливым моментом в его жизни.
2. Словарная работа. Игра "Одним словом".
- Перед тем, как обратиться к тексту рассказа, выясним значение некоторых слов. (Реализация домашнего задания)
Рабочий, обслуживающий моторы (моторист). Прибор для измерения силы электрического тока (амперметр). Проволочная сеть для передачи тока (проводка). Керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи (керосинка). Пронырливый, жуликоватый человек (пройдоха - прост. неодобр.). Тяжело дышать, издавать носом свистящие звуки (сопеть). Неправильно оценивающий, не понимающий окружающее (несознательный). Суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях (метаться). Быстро и монотонно-неразборчиво говорить (бубнить - разговор. неодобр.). Устанавливаемое на сцене живописное и архитектурное изображение места и обстановки театрального действия (декорация). Оттенок, тонкое различие в чём-нибудь (нюанс). Недовольство, выражаемое негромкой речью, в неясной форме (ропот). Тайное сообщение представителю власти, начальнику о чьей-нибудь противозаконной деятельности (донос). Быстро, наскоро писать (строчить - разг. шутл.). Поставить в положение, из которого нет выхода (припереть со всех сторон - перен.).
3. Игра "Соавтор".
Учитель читает рассказ "Солнце в аистовом гнезде" до слов "Это был час тоски и обиды всей босоногой публики. Витька узнал, что в клуб его не пустят, отправят спать".
- Как, по вашему мнению, будут развиваться события? (Предположения учащихся.)
Чтение рассказа учителем до конца.
4. Беседа.
- Какова тема этого рассказа? (Ожидание чуда.)
- Кто является главным героем произведения? (Витька.)
- Возраст героя? Подтвердите текстом.
- Какие детали внешности Витьки выделяет автор?
- Белобрысая голова, жёлтые пятки - казалось бы, обыкновенный сельский мальчишка. Так ли это? Как автор называет Витьку в конце рассказа? (Пожиратель чудес.) Почему? (Витька ждёт чего-то необыкновенного, не похожего на то, что он видел.) Как относятся окружающие к его мечте? (Окружающие не понимают Витьку.) Оправдались ли ожидания мальчика? (Ожидания героя оправдались, для Витьки театральное представление стало осуществлением его мечты.) Найдите в тексте предложение, которое подтверждает эту мысль. ("Солнце село в аистово гнездо".)
- Как вы думаете, почему рассказ называется "Солнце в аистовом гнезде"? (В ходе беседы в тетрадях оформляются записи.)
5. Работа в группах.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает раздаточный материал - фрагменты текста и задания к ним.
- I группа - фрагмент от начала рассказа до слов: "Так сидит он на крыльце в ожидании необыкновенного, не похожего на всё, что он видел". Задание: прокомментируйте начало рассказа; прочитайте по ролям эпизод от слов "Он сидел здесь вчера:" до слов "Понял?"
- II группа - фрагмент от слов "Когда солнце подожгло аистово жилище:" до слов "Мог ли он теперь не увидеть всего остального?" Задание: пересказ эпизода.
- III группа - фрагмент от слов "Открыли двери." до слов ":театр отживает свой век". Задание: инсценирование эпизода "Артисты перед выходом на сцену".
- IV группа - фрагмент от слов "В половине одиннадцатого Витька сбежал со своей постели:" до конца рассказа. Задание: словесное рисование.
Задание всем группам: с помощью каких художественных средств автор добивается выразительности рассказа?
6. Итог урока.
- Какие выводы вы бы сделали к уроку?
- Согласны ли вы со словами автора, что жизнь - это самый большой, самый прекрасный, самый правдивый театр?
- Как вы понимаете слова П.Павленко, записанные на доске: "Жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились"?
7. Домашнее задание: нарисовать рекламу прочитанного рассказа.