Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;
- выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение;
- привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- Портреты поэтов; презентация биографии поэтов XX века; репродукции известных художников, изображающих природу; магнитофон, классическая музыка.
- На каждой парте лист бумаги и цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент (2-3 мин)
А) Приветствие.
Б) Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, дневников, письменных принадлежностей, рабочая поза).
В) Определение отсутствующих.
2. Основная часть урока
А) Сегодня на уроке мы будем изучать пейзажную лирику поэтов XX века. А эпиграфом к уроку я взяла слова Федора Ивановича Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
– Как вы понимаете слова Федора Ивановича Тютчева?
– Откройте тетради по литературе и запишите тему урока и эпиграф.
Лирика – особенный пласт нашей культуры, в котором с предельной искренностью отразились и душевная щедрость, и щемящая тоска, и светлая грусть русских поэтов.
– Ребята, что такое пейзажная лирика? Стихотворения о чем?
– Давайте прочитаем статью в учебнике.
Александр Александрович Блок (1880–1921) – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции XIX века и повлиявший на всю русскую культуру 20 века. К его творчеству мы будем обращаться не раз. А пока прочитаем стихотворения, которые относятся к жанру пейзажной лирики. |
Б) – На дом я задавала подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А.А. Блока. (Чтение наизусть учащимися).
Летний вечер.
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
– Какое впечатление производит на тебя это стихотворение? (Стихотворение Александра Александровича Блока «Летний вечер» было написано 13 декабря 1898 года. В нем рассказывается о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды).
Для творчества Анны Андреевны Ахматовой (1889–1966) тема природы не была главной. Но в русской поэзии, пожалуй, никто не прошел мимо жанра пейзажной лирики. |
Перед весной бывают дни такие: |
– Что вы представляете, читая это стихотворение? (Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» описывает приближение, предчувствие весны. Автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям.)
С творчеством Сергея Александровича Есенина (1895–1925) вы уже знакомы. В старших классах мы продолжим изучение его творчества. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики. Природа в стихах Есенина всегда является очеловеченной – страдающей, ликующей, смеющейся, поющей, тоскующей. Эти стихотворения надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того, чтобы понять, как слова складываются в строфы. |
Пороша. |
– Какое состояние передано в стихотворении? (В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности.)
– Что объединяет все эти стихотворения? (Тема природы).
В) Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (5-7 мин.)
– А теперь мы познакомимся с еще одним стихотворением Есенина «Мелколесье. Степь и дали …»
– Послушайте его.
Мелколесье. Степь и дали,
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога ,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет…
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень…
– Итак, давайте поработаем над прочитанным текстом.
– Чему посвящено это стихотворение? (Зимней дороге).
Г) Словарная работа
– Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные?
- Мелколесье – редкие насаждения кустарников.
- Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко.
- Чахленькую – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.
- Венка – двухрядная гармонь.
- Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.
- Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.
– В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Мы чувствуем мотив русской пляски:
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
– В последней строфе появляется образ русской гармошки – «венки», под которую «Будет рядом веселиться/ Юность русских деревень…»
– Есенин в своем стихотворении «Мелколесье. Степь и дали …» использует такие выразительные средства языка как эпитет, метафора, олицетворение. Вспомните определения выразительных средств языка.
– У каждого из вас на партах лежат тексты и разноцветные карандаши. Давайте с вами эпитеты закрашивать красным цветом; метафоры – синим; олицетворение – зелёным.
– Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? (Разливные бубенцы; неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность – для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха).
– А где же здесь метафора? (Юность русских деревень).
– Найдите олицетворение. (Бубенцы зарыдали; ножка у березки).
– Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (Зримую, живописную картину).
– Посмотрите, какое разноцветное стихотворение у нас получилось. Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «различных бубенцов», «мерзлыми звонами осин», особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.
Д) Устное рисование (2-5 мин)
– О природе слагали стихи, мы с вами слушали мелодии Вивальди «Времена года», где композитор передает настроение зимы, и конечно, художники писали картины на тему природы. Посмотрите на выставку картин.
– Какая из размещенных на доске картин наиболее подходит к этому стихотворению? Покажите. Почему вы так считаете? (Передает настроение природы, краски). Представьте на минуту, что вы – художник. Закройте глаза и послушайте музыку Вивальди из цикла «Времена года» – зима. И подумайте, какие бы краски вы использовали и что было бы изображено на вашей картине? (Основная цветовая гамма – светлые тона. Голубые оттенки, а по этому светлому полю – синего, белого цвета, которые помогут передать красоту природы).
3. Подведение итогов (10 мин).
А) Обобщение.
– Этот урок был посвящен пейзажной лирике русских поэтов XX века. Вы прочитали стихотворения Александра Блока, Анны Ахматовой, Сергея Есенина и почувствовали, что за каждым из произведений скрывается огромный мир чувств и мыслей.
Вы узнали:
- Что поэзия требует к себе внимательного и чуткого отношения;
- Об особенностях стихотворений Блока, Ахматовой, Есенина;
- Вспомнили выразительные средства языка;
- Учились анализировать стихотворения.
– Молодцы, ребята, сегодня все хорошо работали на уроке, а самым активным я выставила оценки:
– Сейчас мы начнем с вами работу, которую вы закончите дома. У вас на партах лежат бумага и карандаши. Я прошу вас постараться изобразить картины, которые предстают перед вами при чтении любого стихотворения о природе Блока, Ахматовой, Есенина.
Б) Самостоятельная работа учеников.
(2-3 рисунка показываю). На следующем уроке мы проведем конкурс рисунков.
– Итак, рисунки вы дорисуете дома и выучите одно из стихотворений поэтов XX века.
– Молодцы, ребята. Спасибо за урок.
– Урок окончен.