Цель: выполнить сравнительный анализ двух поэтических текстов
Задачи:
- познакомить с творчеством кузбасского поэта В. Баянова;
- учить читать стихотворное произведение;
- учить видеть в стихотворении слова-образы, слова-символы;
- выявить ритмическую структуру стихотворения;
- показать любовь автора к своей малой Родине
Оборудование: портрет писателя, сборники стихотворений.
Эпиграф:
“Я знаю только наше поле
Да потемневшие стога,
Да эти белые, до боли,
Мир полонившие снега”
1. Слово учителя.
Поэзия Кузбасса сравнительно молодая, сложившаяся после Великой Отечественной войны, но ее знают в нашей стране. Такие поэты, как Василий Федоров, Михаил Небогатов, Евгений Буравлев, Игорь Киселев и др. известны всем любителям поэзии.
В.П. Астафьев говорил, что лучшая поэтическая школа в Сибири, в России – это Кемеровская школа. Мы сегодня знакомимся с поэзией В. Баянова. Его называют самым лиричным из кузбасских поэтов. Он писал стихи о детстве, о родном крае, о Родине, о природе, о любви. Сегодня на уроке мы познакомимся с его стихами “Теперь не знаю - в шесть ли, в семь ли...”, “Сторона любимая, приметная...”.
- Несколько заранее подготовленных учеников читают стихи В. Баянова “Томь-река”, “В четыре ребячьих обхвата...”, “Гора ветров” (по усмотрению учителя).
Беседа.
- Какое из прочитанных стихотворений больше понравилось? Почему?
Анализ стихотворения В. Баянова “ Теперь не знаю - в шесть ли, в семь ли...”.
Этим стихотворением открывается сборник кузбасских поэтов “Дыхание земли родимой”.
- Учитель читает стихотворение сам (у всех на парте лежит ксерокопия этого стихотворения).
Теперь не знаю, в шесть ли
В семь ли,
А может быть чуть-чуть поздней
Я полюбил вот эту землю
И все цветущее на ней.
Иные равнодушны к рощам,
А мне бы снова в дебри те,
Где я учился между прочих
И красоте, и доброте.
Я пил прохладный сок березы
В старинных русских туесах,
И оттого мой чуб белесый –
И зелень легкая в глазах.
И вот стою – большой и взрослый,
Меня попробуй отдели
От этой теплой, этой рослой
От русской утренней земли!
Где молодое сено косят,
Где ветка каждая цветет!
Земля моя меня не бросит
И никогда не подведет.
2. Анализ стихотворения.
- Определите жанровые особенности стихотворения (классификация лирических стихотворений: пейзажные, любовные, патриотические, философские и т.д.)
- Тема стихотворения?
(Любовь к Родине.)
- О чем размышляет лирический герой?
(Лирический герой вспоминает детство, тот период жизни, когда он осознал свою любовь к Родине.)
- Из чего сложился образ Родины? Назовите поэтические слова-образы, которые мы называем опорными.
(Рощи, дебри, прохладный сок березы, старинные русские туеса, росная утренняя земля, молодое сено)
- Какова композиция стихотворения?
(Можно выделить две смысловые части: воспоминание о детстве и осознание себя в настоящем: “И вот стою - большой и взрослый”, связанные между собой единым чувством.)
- Какие чувства испытывает лирический герой, вспоминая детство?
1) восхищение красотой родного края: “ Я полюбил вот эту землю / И все цветущее на ней”;
2) чувство грусти по ушедшему детству: “Иные равнодушны к рощам, / А мне бы снова в дебри те...”;
3) любовь к Родине: “ Меня попробуй отдели от...русской земли!”)
- Какова тональность стихотворения?
(Мягкая, нежная, душевная)
- Почему лирический герой любит свою Родину?
(Он научился “и красоте и доброте” у нее; лирический герой уверен в ответном чувстве: “Земля моя меня не бросит / И никогда не подведет”.)
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств достигается лиричность стихотворения?
( Поэт использует эпитеты: легкая зелень, теплая росная земля, молодое сено; обилие определений: в старинных русских туесах, от этой теплой, этой росной, от русской утренней земли.)
- Гордится ли лирический герой своей Родиной?
(Да, он подчеркивает свою принадлежность к русской земле: в... русских туесах, от русской...земли, чуб – белесый / И зелень легкая в глазах. Его Родина – Россия.)
Вывод: В стихотворении выражена любовь поэта к родному краю. Его лирический герой – это человек, прочно стоящий на своей земле, уверенный, что Родина, которая его воспитала, научила “красоте и доброте”, его не предаст, “не бросит”, “не подведет”.
Слово учителя.
Непременный спутник поэзии – стих, особое построение речи. В нем множество своих специфических элементов: ритмическая организация, рифма, особая интонация, паузы и многое другое.
Рифма – созвучие концовок стихотворных строк. Рифма бывает перекрестная (авав), парная (аавв), кольцевая (авва); мужская (ударение на первом слоге от конца слова), женская (ударение на втором слоге от конца); точная (звуки, начиная от последнего ударного гласного в стихе совпадают полностью и в том же самом порядке), неточная (совпадают ударные гласные, но различаются некоторые заударные согласные).
Размер создается чередованием сильных (ударных) и слабых (безударных) слогов. Существует пять основных размеров русской поэзии, у каждого размера своя цифровая “формула”. На классной доске.
Хорей | /U | / U | 1,3,5,7,9... |
Ямб | U/ | U/ | 2,4,6,8,10... |
Дактиль | /UU | /UU | 1,4,7,10... |
Амфибрахий | U/U/ | /U/U | 2,5,8,11... |
Анапест | UU/ | UU | 3,6,9,12... |
- Определим ритмическую структуру стиха (рифму и размер).
В стихотворении “Теперь не знаю...” рифма перекрестная:
- ...к рощам а
- ...в дебри те б
- ...прочим а
- ...доброте б
Преобладает точная рифма:
- березы – белесый
- туесах – глазах
Отмечаем чередование мужской рифмы:
- поздней – на ней
- отдели - земли
и женской:
- косят – не бросит
- взрослый - росной
Стихотворный размер - ямб.
Фонетическая организация стиха.
Читая стихотворение вслух, мы, в первую очередь, отмечаем его звуковую организацию, а не смысл. Отчетливо слышится ритм стихотворения, благодаря простой перекрестной рифме, характерной для народной поэзии. На фонетическом уровне можем отметить повторы гласных звуков о-о-о-о: большой – взрослый - росной – попробуй
согласных звуков бр – зр- тр- пр: дебри – доброте – бросит – взрослый – прохладный – попробуй – утренней.
Звуковые повторы экспрессивны, заметны и поэтому приобретают смысловое и эстетическое значение. Они привлекают внимание к ключевым словам и тем самым расширяют границы смысла.
3. Анализ стихотворения “Сторона любимая, приметная...”
Беседа: Критики говорят, что поэтический путь В.Баянова начался счастливо, так как он понял необходимость предметной лирики (это предметное освоение мира). Подтверждение тому стихотворение “Сторона любимая, приметная...”
- Выразительное чтение стихотворения учителем (у всех на парте лежит ксерокопия этого стихотворения).
Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами.
Горы есть со снеговыми шапками
И поселки с трубами и шахтами.
Только нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного.
Сердцу только одному известного.
Стоит лишь откуда-то вернуться,
Как готово сердце захлебнуться.
Весь мой век такое с ним случается,
Пробовал унять – не получается.
- Найдите в данном стихотворении приметы нашего края.
(кедры с соснами, горы со снеговыми шапками, поселки с трубами и шахтами)
- Что изображено в стихотворении В. Баянова?
(Сторона любимая)
- Какая художественная мысль выражена в стихотворении?
(Где-то есть такое же, похожее, но “только нет нигде чего-то главного”...)
- Что имеет в виду лирический герой?
(Чего-то главное равноценно жизни. Лирический герой не говорит конкретно, но мы осознаем, что это дом, семья, любовь, работа - все повседневное, но такое дорогое и милое сердцу.)
- Когда лирический герой особенно остро ощущает любовь к родному краю?
( “Стоит лишь откуда-то вернуться, / Как готово сердце захлебнуться”)
- Какие изобразительно-выразительные средства использованы?
Эпитеты: “снеговые шапки”, “сторона приметная”.
Метафора: “готово сердце захлебнуться”.
Олицетворение: “с ним (сердцем) случается”.
Повторы слов, одинаковое построение предложений, инверсия.
- Определим ритмическую структуру стихотворения “Сторона любимая, приметная...”
В стихотворении рифма парная, точная, мужская, идеальная рифма за счет грамматических форм:
Соснами – веснами (сущ. тв. п. мн.ч.)
Главного – равного (прил. род. п. ед.ч.)
Вернуться – захлебнуться (инфинитив, совершенный вид, возвратность.)
Благодаря этому достигается своеобразная мелодика стиха.
Стихотворный размер – хорей.
- Фонетическая организация стиха:
- повтор гласных звуков: приметная, приметы, предметная, есть, кедры, местного.
На фонетическом уровне можно выделить внутреннюю рифму, которая задает определенный ритм, музыкальность стихотворению: главного - равного, близкого - местного - известного.
Ритмически организует стихотворение одинаковое построение стихотворных строк (Где-то есть такие ж кедры с соснами, / Где- то есть такие ж зимы с веснами...).
Вывод:
Любовь к родному краю выражена сдержанно и нежно. Стихотворение верно открывает смысл творчества Виктора Баянова. Он поэт сугубо местный в лучшем смысле этого слова, от него мы много узнаем о Сибири, ее людях. Сыновняя любовь поэта к своему краю – источник его вдохновения, задушевности в изображении героев. Оттого его стихи так легко читать. Главное в этом стихотворении – впечатление. Поэт передает картину родного края в отрывочных деталях, штрихах: кедры, шахты, трубы, шапки гор.
Но вместе они создают скрытое единство, и мы представляем наш родной Кузбасс.
4. Сравним две модели стихотворений В. Баянова.
Сходство:
- объединяет два стихотворения тема – любовь к родному краю;
- оба не имеют названия – при их разборе учимся выделять “ключевые” слова, те, которые насыщены максимальной информацией, и через них определяем тему стихотворения;
- при чтении стихотворений вслух обращаем внимание на их звуковое, фонетическое оформление.
Отличие:
- стихотворения отличаются размером, подбором рифм (грамматические/ неграмматические). Это две разные модели.
5. Домашнее задание: выучить на выбор стихотворение.