Цели урока: читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни потов и в жизни композитора, прочесть стихи поэтов и прослушать музыкальные произведения композитора так, чтобы их голоса отозвались в сердце.
Задачи:
1. Развивать навыки выразительного чтения стихотворений Баратынского, Тютчева.
2. Уметь находить художественно – выразительные средства, определять их роль в тексте.
3. Выявить восприятие учащимися стихотворений Баратынского, Тютчева и в музыке Рахманинова, посвященных теме природы.
4. Определить черты внутреннего сходства, духовного родства поэтов (Баратынского и Тютчева) и композитора (Рахманинова) и их индивидуальности в раскрытии темы природы.
Приобретенные навыки учащихся: выразительное чтение, в том числе и наизусть; монолог, диалог, анализ стихотворения, определение тропов.
Роль учителя на уроке: организатор процесса учения, оказывающий им нужную поддержку и помощь.
Форма работы на уроке – групповая (беседа, ответы на вопросы, анализ лирического произведения, выразительное чтение).
Технические особенности:
1. Компьютер, учебник “Литература 6 класс” под ред. В.Я.Коровиной,
Музыкальные произведения С.В. Рахманинова “Вокализм”, “Сирень”.
2. Презентация Power Point (99 слайдов).
План урока:
I. Оргмомент.
1. Вступительное слово учителя.
2.Объявление темы урока.
3. Эпиграф урока.
II. Беседа о “Вокализе” С.В. Рахманинова.
III. Поэтическая страница Е.А.Баратынского.
IV. Ф.И. Тютчев “Неохотно и несмело”.
V. Прослушивание романса Рахманинова “Сирень”.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике стихотворения Е. Баратынского “Чудный град…” и Ф. Тютчева “Листья”.
Какое стихотворение вам ближе, почему? Выучите наизусть.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит “Вокализ”).
Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча собрав полевую росу.
Сердце свое, сердце, полное песен,
Не расплескав до тебя донесу. (В. Набоков)
(Слайд №1–5). Презентация
В этих строках В. Набокова, писателя, поэта ХХ в., мы видим красоту и совершенство мира, восхищение природой.
(Слайд № 6-12)
Русские поэты посвятили природе различных времен года множество стихотворений. При это каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.
Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для нас она всегда останется родиной.
(Музыка звучит и объявляется тема урока)
2. Объявление темы урока.
На прошлом уроке мы знакомились со стихами Полонского и Фета о родной природе.
Тема нашего сегодняшнего урока – “ Родная природа в стихотворениях Е. А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и в музыке С.В.Рахманинова” (Слайд №13)
Цель нашего урока: научиться читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни потов и в жизни композитора, прочесть стихи поэтов и прослушать музыкальные произведения композитора так, чтобы их голоса отозвались в наших сердцах.
(Слайд №14)
3. Эпиграфом к нашему уроку будут строки из стихотворения Ф.И.Тютчева.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.И.Тютчев)
В этих строках заключена основная мысль нашего урока.
II. Беседа о “Вокализе” С.В. Рахманинова.
Мы начали урок с музыки С.В. Рахманинова. Прослушайте эту композицию.
(Звучит “Вокализ” 30 сек.) (Слайд №15)
Ответьте на вопросы:
1. Как называется это произведение Рахманинова? (“Вокализ”) (Слайд №16)
2. Что такое вокализ? (Вокализ – то песня без слов)
3. Что вы представляете себе, слушая эту музыку?
4. Как вы думаете, почему в вокализе нет слов? (Слайд №17)
Великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова, исполнявшая знаменитый “Вокализ”, вспоминала: “Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: "Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.
- Давайте поговорим о композиторе по книге Е.Рудакова “С.В. Рахманинов”. (Слайд №18)
Его жизнь связана с тамбовским краем.
Посмотрите внимательно на портрет композитора, мы видим задумчивое лицо. Итак, откроем первые страницы. (Слайд №19-24)
И сразу же видим картины русской природы: родные дали, ширину полей и рек. Это не случайно, потому что композитор общался с природой, его душа как бы разговаривала с родной природой, которая навеяла ему музыкальные пейзажи: “Островок”, “Сирень”, “Маргаритки” и др.
(Слайд №25)
Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот на усидчивую работу, - рассказывал он. – Имение было степное, а степь – это то же море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы и овса от горизонта до горизонта. С.Рахманинов
(Слайд №26-27)
В воспоминаниях Асафьева читаем: “В Рахманинове-пианисте всегда присутствовала русская стихия, хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и “говор” и тишину лесов и полей”.
(Слайд №28-29)
III. Поэтическая страница Е.А.Баратынского.
И, пробужденный вдохновеньем,
Природу снова обниму... (Е.А. Баратынский)
Е.А.Баратынский родился 7 март 1800 г. В Тамбовской губернии в родовом имении Мара. (Слайд №30)
Село раскинулось в живописной местности. “Начальной любовью” называл Баратынский тамбовские степи, где протекали его первые годы. (Слайд №31)
Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, (Слайд №32-33) которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.
Готовясь к уроку, вы учили стихотворения Е. Баратынского “Весна, весна! Как воздух чист…” и анализировали его, а также выполняли иллюстрации к этому стихотворению.
- Кто желает прочитать стихотворение? (Учащиеся читают стихотворение)
- При чтении стихотворения идут (Слайд №33-50)
В этом стихотворении автор восхищается приходом весны. Поэт радостно приветствует раннюю весну. Природа пробуждается, во всем стихотворении чувствуется движение, оно быстрое стремительное, увлекает за собой читателя и создает радостное. Приподнятое настроение.
1. С какими средствами художественной выразительности мы уже знакомы? (Слайд №51)
- олицетворение (Слайд №52)
- метафора (Слайд №53)
- эпитеты (Слайд №54)
2. Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловечными, одухотворенными? (Олицетворение. “Летают облака”, “лист шумел”, “шумят ручьи”, “блестят ручьи”, “река ревёт”) (Слайд №55 - 59)
3. Какие метафоры и эпитеты вы нашли? (Метафоры - Своей лазурию живой слепит мне очи небосклон”, “река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед”) (Слайд №60 - 62)
(Эпитеты - “Яркая вышина”, “заздравный гимн”, “торжествующий хребет”) (Слайд №63-65)
4. Обратите внимание на последнее четверостишье. (Слайд №66)
Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы в единое целое)
5. Давайте, посмотрим ваши иллюстрации к стихотворению. (Слайд №67-79)
IV. Ф.И. Тютчев “Неохотно и несмело”. (Слайд №80)
Итак, мы перешли ко второй поэтической странице.
“Созвучье полное в природе” (Ф.И. Тютчев)
- Откроем учебники и познакомимся с стихотворение Ф.И. Тютчева о весне “Неохотно и несмело”.
- Учитель читает выразительно. (Слайд №81-83)
(Слайд №84)
- О чем это стихотворение? (О том, как начинается и проходит гроза.)
- Какова основная мысль стихотворения? (Автор учит видеть и наблюдать красоту природы)
- Назовите основные образы? (Солнце, туча, земля)
- Что происходит между основными героями стихотворения? (Автор включает себя в мир природы, он как бы её часть, он наблюдает борьбу солнца и тучи, выражает тревогу)
- Какие изобразительно-выразительные средства вы нашли? (Олицетворения, эпитеты, инверсия, метафора, сравнение)
Олицетворения: солнце смотрит, выглянуло, земля принахмурилась, струя молнии пробилась) (Слайд №85)
Ребята, олицетворения помогают представить основные образы в виде живых существ, как Ярило – Солнце, Перун – мать – сыра земля.
Эпитеты: теплый ветер, дальний гром, пламень белый. (Слайд №86)
Метафора: вот пробилась из-за тучи синей молнии струя. (Слайд №87)
Инверсия: ветра теплого порыва. (Слайд №88–89)
1. Каким размером написано стихотворение? (Хорей – двусложный размер стиха с ударением на первом слоге)
V. Прослушивание романса Рахманинова “Сирень”. (Слайд №90-92)
Природа! Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией.
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт…
Давайте, вспомним, что такое романс?
Романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением, в то время как песня может исполняться и хором, и без аккомпанемента. (Слайд №93)
Звучит романс “Сирень”. (Слайд №94)
Вы почувствовали, что музыка романса наполнена трепетом и восторгом любования природой. Здесь и колыхание ветерка, и душистый запах сирени, и теплота летнего воздуха. Может ли музыка передать все эти ощущения? Оказывается, может.
VI. Подведение итогов. (Слайд №95)
Итак, вернемся к эпиграфу:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.И.Тютчев)
- Что увидели и почувствовали в произведениях о природе мы на нашем уроке? (Слайд №96-97)
1. Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой природы.
2. Душа поэта и композитора созвучна душе природы и образует единое целое.
3. Природа сближает людей.
4. Человек, наблюдавший природу, становится лучше.
VII. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике стихотворения Е. Баратынского “Чудный град…” и Ф. Тютчева “Листья”.
Какое стихотворение вам ближе, почему? Выучите наизусть. (Слайд №98)
- Спасибо за урок (Слайд №99).