Не то, что мните вы, природа…
Ф.И. Тютчев
Человека не может занимать природа;
он связан с нею тысячью нерасторжимых нитей.
И.С. Тургенев
Тип урока: творческая лаборатория.
Концепция усвоения материала: ассоциативно-рефлекторная.
Преобладающий метод: эстопсихологический, творческий.
Перспективная цель урока: нравственно-эстетическое воспитание, формирование навыков самовоспитания.
Непосредственная цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, приблизить учащихся к философскому мировосприятию поэтов.
Образовательные цели:
1. Пробудить интерес к поэзии;
2. Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений;
3. Учить понимать настроение, чувства поэтов;
4. Учить инсценированию, готовить доклады-сообщения, рецензии ответа.
- Развивающие цели: создать условия для сотрудничества; совершенствовать эстетический вкус учащихся.
- Воспитательная цель: воспитывать желание совершенствовать свою речь, воспитывать любовь к Родине, родному краю.
- Эстетическая цель: учить видеть и слышать красоту русского языка.
- Психолого-дидактическая цель: развивать ассоциативно- образное мышление у учащихся.
- Дидактические задачи: совершенствовать навыки анализа поэтического текста на основе эстопсихологического метода, учить выразительному чтению поэтического текста, формировать потребность в чтении стихов.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений.
Оборудование урока: портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета; репродукции картин-пейзажей русских художников; картины-фотографии природы (мультимедиа), музыкальные произведения (“Времена года” П.И. Чайковского, др.).
Словарь:
1. Рифма - совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк;
2. Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель в своем произведении;
3. Лирика - род литературы; лирика отражает переживания, чувства, мысли автора литературного произведения в связи с жизненными впечатлениями, обстоятельствами;
4. Автор - создатель литературного произведения.
Ход урока
1. Приветствие. Организационный момент.
1) Звучит отрывок из симфонии П.И. Чайковского “Времена года”.
Слово учителя: “ Вы услышали музыку великого П.И. Чайковского “Времена года”.
(показ репродукций картин-пейзажей русских художников, картин-фотографий природы (мультимедиа).
Вы видите репродукции картин-пейзажей русских художников, картины-фотографии природы, портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Попробуйте определить тему урока.
(Ребята отвечают: “Природа в стихотворениях Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета”, другие ответы).
Да, ребята, тема урока: “Родная природа в стихотворениях русских поэтов”.
(Учащиеся записывают тему в тетрадь).
Учитель: “Сегодня на уроке мы узнаем…Продолжите, ребята!”.
(Примерные ответы учащихся:
“Как передаются в стихотворениях ощущения, настроения; какие картины природы рисуют поэты; какую роль играют эпитеты, сравнения в стихотворениях; как построены стихотворения; чем отличаются стихотворения; что изображается в стихотворениях, др.).
“На уроке мы узнаем, кто лучший чтец, кто сумеет точнее передать настроение поэтов, какой прием создает настроение стихотворения, др.
Ребята, какой эпиграф вы бы предложили к теме урока?
Посмотрите строчки стихотворений поэтов и выберите”.
(Школьники читают, выбирают и записывают).
(Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа…
Ф.И. Тютчев
Человека не может занимать природа;
он связан с нею тысячью
нерасторжимых нитей.
И.С. Тургенев
(Учащиеся записывают эпиграфы в тетрадь).
Итак, представим себе, что мы находимся в творческой лаборатории. В конце урока мы должны ответить на вопросы:
“Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?”
2. Проверка домашнего задания (задания были даны группам и учащимся):
1 сообщение:
Родная природа, родина… Это слово заставляет дрожать невидимые струны в душе каждого из нас. В нем все то, что особенно дорого: бескрайние просторы степей и глубокие ущелья гор, величие старых дубрав и просторная гладь озер и рек… Печаль, радость, боль, гордость - в одном коротком, удивительном слове…
Писатели и поэты во все времена посвящали родине, красотам родной природы лучшие строки своих произведений: и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, Я.П. Полонский и Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.Есенин и А. Блок…”
Рецензия ответа:
Ученик: Ответ (называет имя) достаточно полный, она (он) сумел донести до нас чувства поэтов Золотого и Серебряного века, воспевавших красоту родной природы.
3. Работа групп в творческой лаборатории.
Учитель: “А сейчас каждая группа получит задание. Напоминаю, что в конце урока мы должны ответить на вопрос: “Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?”
Задания группе “Лингвистов” 1. Прочитайте стихотворение Якова Петровича Полонского “Посмотри - какая мгла…”. 2. Какую картину рисует Полонский? 3. Какова композиция стихотворения? 4. Какой прием создает настроение стихотворения? 5. Какую роль играют эпитеты? |
Задания группе “Любители
словесности” 1. Прочитайте стихотворение Я.П. Полонского “ По горам две хмурых тучи…”. 2. Что общего в стихотворениях Полонского, посвященных пейзажам, и чем они отличаются? |
Задания редколлегии 1. Подготовьте газету, используя подготовленный материал. 2. Какие чувства вызывают стихи поэтов? 3. Разместите в газете свои наблюдения, вывод. |
Задание группе “Литературоведы” 1. Какие чувства ты испытываешь к стихотворениям поэтов? (сочинение-миниатюра)? Напиши на доске. |
Задание группе “Эстетов” Индивидуальное задание 1. Напиши письмо поэтам, передай в нем свое отношение к их произведениям, посвященным родной природе. |
Задания группе “Эстетов” 1. Близки ли вам строчки Ф.И. Тютчева, А.А. Фета о красоте родного края? Прочитайте любимые строчки(3-4). 2. Какие чувства преобладают в них? |
Задания группе “Лингвистов” Индивидуальные задания 1. Какие ассоциации возникли при чтении стихотворений? 2. Чем отличается настроение лермонтовских произведений? |
4. Физминутка “Сад чувств” (проводит ученица(к).
Цель: тренировка ума и активизация чувств. Достижение творческой сосредоточенности.
- Сядь в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад и становишься его садовником.
- Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.
- Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.
- Ты ощущаешь благоухание роз, жасмина, лилии и множества других цветов: сильный, как крепкий кофе, запах земли.
- Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, медленно открой глаза.
5. Ответы групп и учащихся.
После каждого ответа рецензия и оценка.
6. Рецензия ответа.
Алгоритм рецензии на ответ учащегося (группы)
1. Внимательно выслушай того, кто отвечает.
2. Оцени ответ по следующим показателям:
1) последовательность ответа;
2) полнота, глубина ответа;
3) Языковая культура (наличие речевых ошибок).
3. Отметь положительное в ответе и выскажи в корректной форме свои замечания по ответу.
4. Как вы оцениваете ответ группы? (если проверяем работу группы).
На доске - таблица, в которой фиксируются результаты ответов групп.
Оценки | Рецензия | ИТОГ | |
1-я группа | |||
2-я группа | |||
3-я группа | |||
4-я группа | |||
5-я группа |
Ответы оцениваются по пятибалльной системе.
В течение урока - выставление оценок учащимся с обоснованием.
Игра в течение урока: “ Кто получит больше жетонов за ответы в течение урока - тот выиграл”.
Ш. Подведение итогов урока.
Смотри вывод на доске (читает ученица).
Учитель: “Спасибо Вам, ребята, за работу. Мы ответили на вопросы, которые поставили перед уроком. Заполните анкеты, выразите свое отношение к работе групп, выскажите свои впечатления”.
Домашние задания каждой группе.
1. Написать сочинение-миниатюру “Тема родной природы в стихотворениях русских поэтов”.
2. Выучить 1 стихотворение наизусть (по выбору).
3. Анализ стихотворения (по выбору) (по алгоритму анализа поэтического текста).
За 1 минуту до звонка - музыка “Времена года” П.И. Чайковского, показ картин природы; учащиеся заполняют анкету.
Звонок
Учитель: “Спасибо за урок, ребята!”
Анкета
- Рефлексия (групповая)
- Каждая группа заполняет анкету.
- Комфортно ли вам было работать вместе?
- Как бы вы хотели изменить работу группы, чтобы результат стал лучше?
- Какую оценку каждый из вас поставит группе за работу. (Выбранный вариант обведите в кружок)
1. Актуальна ли тематика урока? 2. Насколько каждый этап урока способствует личностному росту? 3. Какой этап урока вам больше понравился? 4. Какая группа лучше справилась с заданием? |
12345 12345 12345 12345 |