Рождественские посиделки

Разделы: Литература


Цель:

  • формирование интереса к истории страны, культуры, духовной жизни своего народа;
  • развивать познавательный, эмоциональный опыт школьников (традиционное празднование Рождества Христова православными христианами);
  • воспитание творческой инициативы, активности, самостоятельности;
  • воспитание общей культуры, культуры досуга.

Оборудование:

  • празднично украшенное помещение, рождественская символика;
  • выставка художественной и духовной литературы;
  • репродукции фрески “Поклонение волхвов”, иконы Владимирской Богоматери;
  • музыкальное сопровождение:
    1. Ф. Шуберт “Ave Maria”;
    2. И. Бах - церковная музыка;
    3. П.И. Чайковский “Времена года (декабрь)”;
    4. П.И. Чайковский, вальс из балета “Щелкунчик”.
  • на столах, накрытых белыми скатертями (5 столов - 5 групп), - свечи, рождественские атрибуты;
  • выставка детских рисунков и сочинений школьников по теме “Сон в Рождественскую ночь”.

Сценарий праздника

Дети и гости за празднично накрытыми столами, белые скатерти, свечи.

1-й ведущий:

Дай бог тому,
Кто в этом дому:
Вам и каша густа,
Вам и мёд на уста,
Вам и плюшки с творогом
И детишек полный дом.
С Рождеством вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеница
И горох, и чечевица!
На столе - всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!

2-й ведущий:

- Когда приходит зима? Если верить нашим предкам, то не с первым снегом и не в декабре. И хотя к нам давно заглянула настоящая зима - с сугробами, холодами, морозами, - по старому народному календарю она ещё не началась.

В древней Руси началом зимы считали праздник Рождества Христова. Его называли самым радостным днём года. “Случится Рождество в воскресенье, зима добрая будет, весна и лето - мокрое”, - гласит одна из летописей.

На Рождество было принято ходить друг к другу в гости. Этот обычай завёл Петр I. Все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. Накануне Рождества и в день праздника одевались во всё новое, да ещё переодевались по несколько раз - чтобы весь год были обновы.

Раздаётся стук в дверь. Входит Пастух с кнутом, мешком, наполненным овсом.

Сею-сею, рассеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Уродись, пшеничка, горох - чечевичка!
На поле копнами,
На столе пирогами!
Сею-сею, рассеваю
овсом, рожью,
Милостью божьей!
На крутой творожок
Пастушку пирожок!

(Бросает три горсти зерен. Ведущие угощают его пирожком. Пастух убегает, оставив мешок).

1-й ведущий:

- Убежал, мешок-от забыл, проверю, что там у него.

(Раздаёт карточки ребятам: нужно собрать пословицы и поговорки про зиму).

- Ничего не понимаю, помогите разобраться в этой путанице.

(Дети находят “свои” половинки, читают пословицы и поговорки):

  • Мороз не велик / да стоять не велит.
  • В зимний холод / всякий молод.
  • Мороз и железо рвёт / и на лету птицу бьёт.
  • Береги нос / в большой мороз.
  • Январь - году начало / зиме середина.
  • Шубка / зимой не шутка.
  • Зима / хранительница полей.
  • Осенний мороз не выдавит слёз / а зимние морозы - из глаз слёзы.

За дверью шум, хохот, звуки гармошки, бубна. (Фольклорная группа).

- Пришла Коляда - открывай ворота!

2-й ведущий:

- А вот и гости с колядками пожаловали!

(Входят ряженые, мехоноша с бородой, усами, полушубок наизнанку; цыганка, остальные одеты в русские костюмы - элементы одежды).

Ряженые по очереди:

Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, хозяюшки!
Позвольте во горницу войти!
Во горницу войти, да на лавочку сесть!
На лавочку сесть, да песенку спеть!

Хором (музыкальное сопровождение - гармонь):

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка,
Не ленись, подымись.
Ты подай пирога -
Целый двор живота.
Не подашь пирога -
Одна куричья нога.
Хозяюшка в дому
Как оладейка в меду.

По очереди:

Что вы нам, хозяюшка, подарите?
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки или конфеточки?
Или гривеннички на прянички?

Хором:

Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья.
Нам на угощенье!

1-й ведущий:

- Попели вы на славу, получайте-ка печенье, конфетки, бараночки. Да и копейками ребята богаты.

(Ребята одаривают ряженых монетами, мехоноша собирает дары в мешок, связку баранок ему вешают на шею).

Ряженые хором:

Будете нас дарить - будем вас хвалить,
А не будете нас дарить - будем вас корить!
Примите нас на посиделки!

2-й ведущий:

- Выкуп платите или прочь уходите!

Ряженые:

Денег немае - сами занимаем.
Пряники, орешки съели сладкоежки.
Но нам нече горевать -
Можем загадки отгадать.

Ребята хором:

- Загадать им загадки!

(Дети загадывают ряженым по очереди загадки про зиму):

  • Будто пух небесной птицы всё пушится да пушится.
  • Во дворе - горой, а в избе водой.
  • Из воды родился, в воду превратился.
  • Камень не драгоценный - а сверкает.
  • Голос подаёт - слов нет, захочешь поговорить - самого нет.

1-й ведущий:

- Ах вы, хитрые ребятки,
отгадали все загадки
Садитесь за стол!
Да спойте-ка нам ещё колядки!

2-й ведущий:

Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо,
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
А.С. Пушкин, “Евгений Онегин”.

1-й ведущий:

- Верно. С нетерпением ждали девушки Святок, чтобы погадать о своей судьбе. На них глядя, гадали и парни, и ребятишки. Давайте и мы погадаем. (Цыганка обходит ребят, гостей, гадает).

Сцена гадания (по группам).

I группа. Ребята демонстрируют гадание, приговаривая:

- В неглубокую миску наливали воду и говорили:

“Ты, вода не шуми, не блажи, не греми,
Через край не лейся,
Всю правду
О грядущем скажи”.

- Миску выносили в холодные сени или на улицу, а утром смотрели, как замёрзла вода:

Лёд в гору пойдет -
будет добрым год,
Лёд застынет ровнешенько -
Быть жизни прямешенькой,
Лёд вымерзнет лункой -
Год будет трудный.

II группа.

- Укажи, башмак, сторонку,
Где придется вековать,
Мне потом на ту дорожку,
Где мне милого встречать.

Девушка снимала с левой ноги башмак и кидала его за дверь (кидает), наблюдая при этом положение башмака. Куда ляжет носком - в той стороне быть ей замужем. Если же носком к дверям ляжет, то девушка в этом году останется в родительском доме.

III группа.

- Растопися, воск мой ярый,
Венчальный вылей мне венец,
Чтоб жених мой был не старый,
Лицом красавец, молодец.

- Растопим воск в металлической ложке, разом выльем в холодную воду и по образовавшимся фигуркам судят о судьбе той, для которой лили воск. Если на фигурке много крупинок или она похожа на кудрявое дерево, судьба даст изобилие в наступающем году.

(Ребята рассматривают фигурки, каждый делает свои выводы).

IV группа.

- На столе лежат предметы: хлеб, бутылка, зеркало, соль, нож. Гадающему завязывают глаза и подводят его к столу. Правой рукой он должен взять первый попавшийся предмет.

  • Если это будет нож - невеста окажется скандальной особой.
  • Если возьмет в руки хлеб - невеста будет богатой.
  • Если возьмет бутылку - пьяницей.
  • Если возьмет солонку - вредной.
  • А зеркало возьмет - модницей.

Колядовщики - ребята V группы.

- И мы не лыком шиты. Мы тоже хотим погадать.

Инсценирование сцены гадания из поэмы В.А. Жуковского “Светлана”

… Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою…
Вот красавица одна
К зеркалу садится,
С тайной радостью она
В зеркало глядится.
Темно в зеркале, кругом
Мертвое молчанье,
Свечка трепетным огнём
Чуть лиёт сиянье…
(и т. д.)

Ведущие:

Вот и подошел к концу наш праздник. Мы говорим всем - Счастливого Рождества! Мир вашему и нашему дому. До новых встреч, до Нового года!

Приглашаем всех на чаепитие с рождественскими угощениями.

Заканчивает урок ученица чтением стихотворения А. Блока “Сочельник в лесу”.

(Каждая группа и гости зажигают бенгальские огни).

Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,
Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей,
Загорелся луч иной,
Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.

Оценки получают все учащиеся.

Домашнее задание (на каникулы) чтение:

I группа. Л. Андреев “Ангелочек”.

II группа. И. Шмелев “Лето Господне”, глава “Святки”.

III группа. А. Куприн “Чудесный доктор”.

IV группа. В. Белов “Даня”.