Литература
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2010
Драматургу важно сконцентрировать внимание на самых значительных для развития действия сценах, поэтому некоторые эпизоды приходится относить за сцену, зрителю о них известно из разговоров действующих лиц, но они не показаны. Это внесценическое действие.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Тропа к Тургеневу" 2008
Форма проведения урока - творческая мастерская. Урок помогает ребятам приблизиться к миру И.С. Тургенева, увидеть истоки его духовной стойкости.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Ты в ответе за тех, кого приручил" (по произведению Л.Н. Андреева "Кусака") 2009
Конспект и презентация урока по рассказу «Кусака». Цели занятия: продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871–1919); помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему – проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас; на основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе; воспитать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность; способствовать выработке навыков выразительного чтения.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2009
На изучение рассказа А.П. Платонова «Юшка» отводится один час. В предлагаемом конспекте урока особое внимание уделяется групповой форме организации учащихся, что позволяет создавать партнерство в учении, развивает умение слушать и слышать друг друга, способствует формированию информационной, коммуникативной компетентностей.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Хамелеонство как социальное явление" (по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон") 2012
На примере рассказа "Хамелеон" выявляются стилевые особенности юмористических рассказов А.П. Чехова; расширяются литературоведческие понятия; формируется нравственная позиция учащихся. Урок сопровождается презентацией и аудиозаписью рассказа.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль" 2007
Проводится подробный анализ художественного текста по проблемным вопросам, учащиеся учатся определять роль средств художественной выразительности, составлять синквейны по ключевым словам.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина" 2007
Центральной эстетической проблемой курса 7-го класса является “Герой – характер – образ”. Раздел, посвященный лирике, построен на сопоставлении эпического героя с лирическим, выяснении художественно-выразительных средств, которые используются для создания этого образа. Роль курса литературы в 7-м классе в общей структуре программы А.Г. Кутузова заключается в обучении эстетическому анализу, а основным структурным принципом является жанрово-родовой. С этой точки зрения образ автора приобретает первостепенное значение. Тема “Лирический герой поэзии С. Есенина” продолжает разговор о любви к родным местам, к родной природе, начатый на предыдущем уроке стихотворением Глинки. У ребят появляется возможность проверить свои знания о лирическом герое и умение определять его характерные черты. Живая, красочная поэзия Есенина – хороший материал для закрепления таких понятий, как "эпитет", "сравнение", "олицетворение" и "метафора".
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Мир детства в повестях Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм" 2005
Проблемы взаимопонимания взрослых и детей, проблемы взросления близки подросткам. Благодатный материал для их нравственного становления можно почерпнуть в ярких повестях двух разных писателей: Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм".
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Наперсница волшебной старины" 2010
Урок помогает познакомить учащихся с жизнью Яковлевой Арины Родионовны, показать её значение в жизни и в творческой деятельности А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Образ помора-труженика в рассказах Бориса Шергина" 2009
Русский Север богат своими древними художественными традициями. В произведениях Б.В. Шергина мы видим спокойный, живой и самостоятельный образ помора, его характер. Вот почему при имени Шергина первая мысль не только о нём самом, а прежде всего о Севере, северном народе. И книгами, и примером своей жизни Шергин даёт нам урок памяти и любви.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2005
Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 2007
Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы в 7-х и 10-х классах при изучении творчества И.С. Тургенева. К уроку прилагается компьютерная презентация, содержащая интересные сведения о жизни и творчестве писателя, есть музыкальное оформление.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Хокку – жанр японской поэзии" 2010
В школьной практике зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Учебник литературы для 7-го класса (автор-составитель В.Я. Коровина) располагает достаточным количеством хокку, ребята могут получить представление о самых ярких поэтах Японии.
-
Урок литературы в 7-м классе: "Жанры эпоса, лирики, драмы в произведениях литературы" 2010
Курс изучения литературы по данному учебнику в 7-м классе направлен на формирование у учащихся понимания того, что каждое произведение художественной литературы строится по законам жанра. Важной задачей учителя становится формирование у ребят четких представлений о родах и жанрах литературы. Учитывая возраст учеников, формы работы должны быть разнообразными, в том числе и игровыми.
-
Урок литературы в 7-м классе: "Житие Сергия Радонежского. Создание образа идеального героя" 2003
В течение долгих лет житийная литература была закрытой темой для многих поколений учителей и учеников. Однако нельзя отрицать факт, что агиография оказала огромное влияние на становление классической русской литературы. Неоспоримо и воспитательное её значение. Неслучайно многочисленные жития были любимейшим чтением наших предков. Учебник «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова знакомит детей с духовной литературой, начиная с 5 класса. В 7 классе учащимся предлагается для прочтения «Житие Сергия Радонежского». Тема интересна тем, что она мало изучена в школе – здесь есть над чем работать, думать.
-
Урок литературы в 7-м классе. "В детях стараюсь разглядеть…" (Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2008
Эхо детства слышится во многих произведениях Ю.Яковлева. Вот только некоторые из них: "Мальчик с коньками", "Реликвия", "Сын лётчика", "Рыцарь Вася", "Багульник". Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: "В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека". Перелистывая страницы рассказа "Багульник", поучимся друг у друга понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь, милосердие... Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.
-
Урок литературы в 7-м классе. "Последняя поэма" И.С. Тургенева 2010
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, с особенностями жанра. В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Тургенева, приводятся интересные факты из истории создания стихотворений, углубляются знания литературных особенностей стихотворений в прозе, а также расширяется материал программы.
-
Урок литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник" 2009
При проведении урока используются информационные технологии - презентация PowerPoint. Основная цель урока - показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I.
-
Урок литературы в 7-м классе. Встреча с Антоном Павловичем Чеховым. Живая картина нравов в рассказе "Хамелеон" 2009
Урок заставляет ребят задуматься над проблемой "хамелеонства" в современном обществе. Учит видеть художественные детали и определять их роль в литературном произведении.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ермолай – Еразм "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2008
Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей: например, выявить новаторство в создании характера главной героини. Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов: "фольклор", "литературное произведение", "эпизод", "эпическое", "повесть", "сказка", "житие", "стиль писателя", "средства языка", "пейзаж", "интерьер", " зачин", " финал", "эпитет", "образ", "тема", "идея".
-
Урок литературы в 7-м классе. Изучение произведения "Житие Сергия Радонежского" 2003
Предложены методические находки, которые были использованы автором при изучении раздела «Духовная литература».
-
Урок литературы в 7-м классе. Рассказ А.Чехова "Толстый и тонкий". Нравственный облик героев 2012
Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением, проследить проблемы, затронутые в нем, проследить, как решается проблема нравственности; пробудить в детях интерес к литературе, совершенствовать умение выражать свои мысли в устной речи, умение анализировать произведение, выделять главное, делать выводы.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема Родины в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева "Русский язык", "Деревня" 2009
Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. С целью осознанного восприятия информации использовалась схема, составленная из ключевых слов указанных текстов: великий, могучий и т.д. В нашем случае схема является не столько иллюстративным материалом, сколько ключом к решению проблемного вопроса.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Серебряные звоны" (по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный") 2009
Урок литературы в 7-м классе составлен по методике заслуженного учителя России профессора В.В.Шогана. Урок посвящен роману А.К.Толстого "Князь Серебряный". Данный урок, согласно методике В.В. Шогана, - урок-образ (вводный урок), на котором учащиеся только начинают знакомиться с произведением.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Я видел все пятна на его камзоле" 2009
Урок литературы в 7-м классе, составленный по методике заслуженного учителя России, профессора В.В.Шогана, посвящен роману А.Толстого "Петр Первый". Главным героем урока становится Петр I; внимание учащихся сосредоточено на психологической характеристике героя. В конце урока семиклассникам предлагается интересное творческое задание.
-
Урок литературы в 7-м классе. Урок-исследование по рассказу А.И. Шадрина "Степанида и Степан" 2009
Представленный урок проводился в 7-м классе как урок внеклассного чтения. Адихан Измайлович Шадрин - известный астраханский писатель. Творчество его знают и любят многие астраханцы. Небольшой рассказ потрясающе эмоционален, поэтому задания, данные к уроку, не только способствуют интеллектуальному поиску, но и пробуждают "чувства добрые" в ребенке.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ф.А. Абрамов. "О чем плачут лошади" 2009
Что нужно сделать человеку, чтобы внезапно не почувствовать себя "каким-то нелепым, отжившим существом"? Как не нарушить невидимую и хрупкую связь человека с природой? Об этом, а также о сострадании к "братьям меньшим" и ответственности за тех, кого приручили, размышляем, читая рассказ Ф.А. Абрамова "О чём плачут лошади".
-
Урок литературы в 8 классе "Традиции зарубежной литературы в русском сонете"для УМК под редакцией А.Г. Кутузова 2005
Материалы представляют собой подробный конспект урока с описанием всех видов деятельности учащихся и учителя, вопросы и задания, иллюстративный материал, изучаемые понятия. В работе есть элементы лекции учителя, ответы ребят, выводы и обобщения. В приложениях 1, 2, 3 представлен раздаточный материал для учащихся.
-
Урок литературы в 8 классе в системе занятий по программе Кутузова с использованием технологии "Развитие критического мышления через текст и письмо" 2005
Основные цели и задачи урока - определить значение духовной литературы в жизни современного человека; создать формулировки, объясняющие суть данного понятия; проанализировать библейский текст.
-
Урок литературы в 8-м классе 2010
Урок начинается с терминологической разминки и целеполагания. Затем подготовленный ученик делает сообщение о сентиментализме, попутно демонстрируются репродукции картин художников-сентименталистов, виды архитектурных построек в духе сентиментализма. В итоге заполняется сравнительная таблица «Классицизм и сентиментализм».