Литература
-
Рассказы А.П. Чехова на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста 2006
Представлены фрагменты уроков в 10-м классе, на которых дети учились композиционному анализу прозаического текста А.П. Чехова.
-
Рассказы-миниатюры "Крохотки" А.И. Солженицына. Жанровое своеобразие и тематика 2010
Цель урока: определить тематику произведения, исследовать его жанровое своеобразие, выявить авторскую позицию писателя. Рассказы "Крохотки" представляют собой небольшие микрорассказы, лирические миниатюры. Основная тема рассказов-миниатюр писателя - единство человека и природы.
-
"Рассудок и любовь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»" 2009
На уроке обобщаются признаки сентиментализма как литературного метода, воспитывается у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе, учащиеся рассуждают по поставленной проблеме, опираясь на повесть, свои личные примеры.
-
Растём вместе с Республикой 2019
Цель урока. формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
-
Реализация междисциплинарного проекта "Клуб книгопутешественников" 2010
Основной особенностью программы является подход к изучению художественных произведений как к путешествиям по художественным мирам.
-
Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии 2016
В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Литературный ОЛИМП». Статья и приложения к ней в совокупности дают полное представление о способах реализации образовательных проектов, а также возможность использования данной технологии в любом образовательном учреждении.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2011
В помощь учителю предложен урок, на котором художественными средствами, описаниями природы, народных обычаев показан колоритный образ народа, населяющего Украину.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2011
Урок в 9-м призван формировать у учащихся умения сравнительного анализа, исследовательского умения, внимательного чтения. Учащиеся должны к этому уроку прочитать два варианта повести. Тема искушения, потери высоких ценностей является актуальной и в наше время, поэтому урок имеет и важное воспитательное значение.
-
Ребенок и книга на страницах "Былого и дум" А.И. Герцена. 10-й класс 2011
В статье предлагаются различные задания на основе фрагментов из произведения А.И. Герцена "Былое и думы". Выбранные фрагменты позволяют определить, какую роль в формировании личности юного героя "Былого и дум" сыграли книги. На занятии учащиеся работают не только с текстом из книги А.И. Герцена, но и с репродукциями картин, с афоризмами, с выдержками из работ современных исследователей, чьи статьи посвящены проблеме чтения современных подростков.
-
Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. "Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2007
Предлагаемый урок является очередным из цикла "Революция и Гражданская война в творчестве писателей ХХ века". Каково видение этой темы Михаилом Булгаковым в романе "Белая гвардия"? В процессе урока учащимся предлагается выявить две стороны личности Булгакова-художника: Булгаков-повествователь (его видение истории) и Булгаков-лирик (его основной мотив в романе). Широко используются биографические факты из жизни самого писателя, сопоставление их с внутренней автобиографией, которая нашла свое воплощение в произведении. Учащиеся выполняют исследовательскую работу и творческие задания. Урок показывает художественный мир писателя и ценность его романа "Белая гвардия".
-
Региональное краеведение – залог патриотического воспитания 2009
Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы. Познакомить учащихся с творчеством донских поэтов, внесших большой вклад в литературный процесс и развитие поэзии Дона.
-
Региональный компонент в преподавании литературы 2011
То, что дорого сердцу учителя и учеников, изучается увлекательно и интересно, и поэтому часто результаты этой учебы становятся достаточно яркими, такими как участие и победы детей в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.
-
Региональный компонент на уроках литературы и во внеклассной работе: "Поэтический Север" 2009
Стихи мирнинских поэтов становятся доброй памятью о жизни в космической гавани со всеми ее событиями: грустными и веселыми, радостными и печальными. Хочется, чтобы учащиеся другими глазами увидели мир, в котором живут, чтобы научились бережно относиться к тому, что их окружает.
-
Региональный компонент. С.Хохлов ("Кубанские синие ночи, "Дума о Росии", "Кубань", "Три имени…"), 10-й класс 2009
В статье вы познакомитесь с творчеством С.Н.Хохлова и его биографией.
-
Редьярд Джозеф Киплинг "Рикки-Тикки-Тави". 4-й класс 2012
Урок литературы для проверки осознанного чтения использует прием составления "Пирамиды-отзыва" по прочитанному. Прилагается презентация о творчестве Редьярда Киплинга.
-
Рекомендации (шпаргалки) для подготовки к ЕГЭ по литературе 2011
Работа представляет собой рекомендации для подготовки выпускников к экзамену по литературе в форме ЕГЭ. Структура пособия позволяет сэкономить время на поиски необходимой информации.
-
Религиозно-нравственное мировоззрение Гоголя по "Выбранным местам из переписки с друзьями" 2010
Цель работы – попытаться обозначить религиозно-нравственные ориентиры, заявленные Николаем Васильевичем в несколько неожиданном для него эпистолярном жанре, и дать с помощью работ К.В. Мочульского, М.М. Дунаева, С.Л. Франка, О.Зеньковского, святителя Игнатия Брянчанинова оценку писательскому труду Гоголя.
-
Рефлексия на уроках литературы и русского языка при подготовке к итоговому сочинению 2022
Главное – ученику важно понять, насколько важен для него вопрос и само произведение. И здесь, несомненно, на помощь должен прийти учитель и его умение и навыки использовать школьниками рефлексии на уроках, так как она «Заключается в рассмотрении учеником собственных мыслей и предметных действий, обеспечивает потребность и возможность Личности в саморазвитии».
-
Рецензия на "программу элективного курса "Основы книжной культуры" (8–9-е классы). Предпрофильное обучение 2008
Элективный курс "Основы книжной культуры" разработан в качестве сопровождения к курсу литературы средней школы в рамках предпрофильного обучения и предполагает знакомство учащихся 8–9-х классов с книжной культурой в целом, а также с некоторыми аспектами библиографического и библиотечного дела. Выбор тематики курса чрезвычайно актуален, поскольку в условиях тотальной информатизации общества книга оказывается потесненной новыми информационными технологиями. Преподаватель хорошо понимает, что книга является не только источником информации, но и культурным феноменом, неотъемлемой частью человеческой культуры, и стремится донести это до сознания школьников, воспитать в них любовь и уважение к книге.
-
Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв." 2008
Программа факультативного курса по литературе "Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков" разработана учителем русского языка и литературы С.М. Шпаковой Данная программа предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной - автора В.Г. Маранцмана и опирается на действующую в настоящее время программу литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5–11-е классы), авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышин, А.Б. Есин, а также на программу по зарубежной литературе (5–11-е классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классов. М.: "Дрофа", 2003 г.). Программа, созданная С.М. Шпаковой, позволяет решать важнейшие образовательные задачи: учит выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, поэта и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, формирует навыки анализа художественного произведения, развивает умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью, умение написания сочинений разных жанров.
-
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения по УМК Л.А. Ефросининой 2009
Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем. Работа с книгой требует умения читать, записывать свои мысли о прочитанном, делать выписки из текста. Формы записи о прочитанном разнообразны: дневник читателя, отзыв о книге, аннотация. В статье говорится, как научить ребёнка вести читательский дневник, как написать отзыв о прочитанной книге или аннотацию.
-
Речевые фигуры и тропы в произведениях А.С.Пушкина 2022
Русский язык обладает огромным лексическим составом. Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи. Они используются для усиления выразительности речи пишущего и говорящего. Ни для кого не секрет, что богатство русского языка отражается в произведениях русских классиков.
-
Речь как средство характеристики персонажа 2020
Может ли речь характеризовать героя, указывать на его нравственные качества.
-
Решаем логические задачи русского языка 2012
Русский язык – сложный учебный предмет, но очень нужный. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, взрослой жизни. По школьным учебникам русского языка мы учимся грамотно писать, правильно строить свои фразы. Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, не все ребята называют любимым предметом русский язык. В языке есть много интересного: чудесные превращения слов, загадки, ребусы.
-
Ризома как модель текстовой структуры современного постмодернистского романа 2023
В центре внимания автора статьи рассматривается литературоведческое понятие ризомы, как одно из ключевых понятий постмодернизма. «Корневище» романов писателей - постмодернистов четко проявляет себя в таких концепциях как аллюзии, реминисценции, цитатность, коллажность, фрагментарность, нелинейность повествования, смешение жанров и стилей. Многоуровневость постмодернистских текстов порождают их двуадресность, создают возможность диалога элитарной и массовой культур. Образ библиотеки-лабиринта как синонима ризомы в литературе используют современные писатели в постмодернистском романе или романе-ризоме, где размываются «кореневища» разных жанров с целью выразить цикличность человеческой культуры, показать духовный поиск как лабиринт, в котором невозможно найти истину. Рождается современный роман, представляющий собой весь комплекс «постмодернистской чувствительности».
-
Рисунок как форма опорного конспекта на уроках литературы 2009
Создавая опорный конспект-иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для пересказа. Рисунок помогает детям в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить своё отношение к изображаемому.
-
Риторизация литературы в старшем звене средней школы как один из способов формирования творческого читателя 2014
Представлена «Модель изучения монографической темы по литературе как гипертекста», описаны основные этапы изучения литературного произведения и опубликованы творческие работы и рефлексии учащихся и учителей.
-
Риторика и риторизация учебного процесса - способы формирования саморазвития учащихся 2010
Риторическая деятельность – это сложная, многогранная и комплексная деятельность, которая включает в себя замысел, создание, исполнение, рефлексию, диалог с готовым текстом – реконструкцию авторского замысла. Урок – это тоже гипертекст – учебный диалог, у которого есть все признаки риторического текста.
-
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции 2010
Риторика в своем новом качестве учит понимать и создавать текст по всем правилам и законам речевой деятельности. Тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста. Риторические технологии можно рекомендовать всем учителям–предметникам, потому что все мы вместе работаем с текстом.
-
Риторический ринг для учащихся 5-х классов "Будь вежлив" 2010
Риторический ринг для учащихся 5-х классов с целью обобщения знаний, полученных на уроках риторики; создания условий для развития познавательного интереса учащихся; воспитания уважительного отношения к русской речи.