Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с поэзией нашего края, посвящённой теме урока; провести словарную работу;
  • развивать чувство прекрасного, ведь на уроке представлена выставка книг, картин, рисунков;
  • воспитывать любовь к родному краю; уважение к людям, которые её воспевают.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование

  • иллюстрации о жизни и творчестве поэтов нашего края.
  • выставка книг.
  • компьютер.
  • тексты стихотворений.
  • рисунки детей о природе.

Оформление доски:

  • тема урока
  • эпиграф урока:

…На тысячу вёрст
кругом Россия –
родной край.

И. С. Тургенев

Родная сторонка
прописана в сердце,
И нету на свете милей,
чем она.

Л. Сенекина

Ход урока

Презентация

- Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учеников; дежурные сообщают об отсутствующих.

Данный этап необходим для того, чтобы настроить детей на учебную деятельность и играет серьёзную воспитательную роль. У учеников формируется умение мобилизовать себя, сосредоточиться на учебной деятельности.

- Сообщение темы урока.

Записывают в тетради дату и название новой темы.

- Вступительное слово учителя.

Природа, которая даёт нам всё для жизни, - свежий воздух, чистую воду, хорошее настроение и бодрость, требует от нас бережного, повседневного, осторожного отношения к себе, основанного на глубоком знании её закономерностей.

- Записи в тетради

Словарная работа на уроке позволяет пополнить словарный запас учащихся.

Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и других номеров художественной самодеятельности.

Природа – всё существующее во вселенной, всё живое и неживое в мире; места вне городов (поля, леса, горы, речки…).

- Сегодня, ребята, у нас урок-концерт.

Мы прослушаем стихотворения о родной природе поэтов нашего края. Я обращаю ваше внимание на выставку книг поэтов нашего края: три сборника стихов Любови Евгеньевны Сенекиной “Я дочка средней полосы”, “Струны сердца”, “Ягода поздняя”; сборник стихов и прозы вознесенцев “С любовью к родному краю”, сборники стихотворений “Живи, родник” и другие.

- Учитель читает отрывок из вступительной статьи В. Е. Горина, главы местного самоуправления Вознесенского района, которая открывает книгу “С любовью к родному краю”:

“Не одарила природа наш родной Вознесенский край ни плодородными черноземами, ни богатствами недр. Но зато наделила его живописной, радующей глаз и душу природой…

Прочитав строки Любови Сенекиной:

Усталой отдохнув душой,
Я снова в странствия пускаюсь,
И в дальней стороне чужой
Тобой, Отчизна, причащаюсь-

Искренне веришь в то, что не погаснет жизнь в нашем маленьком уголке России, взрастившем таких людей, не очерствевших душой, думающих о будущем отечества”.

- Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”.

Данный этап урока позволяет: развить эстетическое восприятие данной темы через музыку.

- Информация о поэтессе из соседнего села Любови Сенекиной.

“О себе”.

“…23 апреля 1948 года в селе Илёво Горьковской, ныне Нижегородской области, появилась на свет девочка. Нарекли её Любовью и оставили жить. Это и была я.

На одиннадцатом году жизни я потеряла родителей и началась моя жизнь в детском доме г. Арзамаса.

В 1961 году к нам в детдом пришёл Александр Иванович Плотников и организовал у нас кружок любителей поэзии. Вот тогда-то и начались мои первые опыты в стихосложении.

В большой и нелёгкой жизни много было всякого: окончила педагогическое училище и пять лет проработала в школе преподавателем физкультуры. Потом судьба распорядилась так, что мне пришлось освоить много других профессий: киномеханика, шофёра, токаря, сварщика, крановщика, но любовь к поэзии осталась во мне на всю жизнь.

С 1981 года мои стихи стали регулярно появляться в районной газете на моей родине…”

“Читателю”.

Судьбу свою, читатель, не изменишь –
В руках ты держишь исповедь мою.
Прочтёшь и по достоинству оценишь,
Когда припомнишь молодость свою.

- Выступления учащихся:

Данный этап урока позволяет:

- развивать навык выразительного чтения стихотворений,

- воспитывать любовь к родному краю.

- Л. Сенекина “Песня о России”. Читает стихотворение Максименко Любовь.

Выйду рано в голубые травы.
Обниму за речкою рассвет.
Как тебя, Россия, мне не славить!
Как мне песни о тебе не петь!

Я умоюсь ветерком весенним,
Наклонюсь к ручью воды попить.
Как любил тебя Сергей Есенин,
Так и мне всю жизнь тебя любить.

В буднях трудных ты меня растила.
Ты была наставницей в судьбе.
За твою заботу, мать-Россия,
Низко в пояс кланяюсь тебе.

- Л. Сенекина “Старый дом”. Читает стихотворение Шанина Мария.

Вернулась я в дом свой, в Россию,
Времён восстановлена связь.
И плачет метель от бессилья,
В нагретые избы стучась.

Хоть сделали годы подранком,
Осилю высокий порог.
Над крышей моей спозаранку
Танцует весёлый дымок.

Здесь каждая тропка знакома,
И даль высока и светла.
Под окнами старого дома
Стоит, наклонившись, ветла.

Она постарела за годы,
И нет молодой красоты,
Но быстрые вешние воды
Погонят по веткам листы.

А птицы в зелёную крону
Слетятся и песни споют.
Вернулась я к отчему дому,
И раны мои заживут.

И я допою свою песню
С хорошим и добрым концом.
Как Феникс из пепла, воскресну
Я в доме с высоким крыльцом.

- Л. Сенекина “Твоя судьба сродни моей”. Читает стихотворение Лашманова Марина.

Редеет лес, мелеют реки.
Стоят деревни без людей.
Илёв, ты мой приют навеки,
Твоя судьба сродни моей.
Я сиротой была когда-то,
Теперь сиротство терпишь ты:
Старушки мрут, пустеют хаты,
Поля засеяли кусты.
И нить времён мотая в кокон,
На Барский сад – древесный хлам –
Глазницами разбитых окон
Глядит незряче Божий храм.
Хранят развалины завода
Навеки память о селе,
В котором тесно от народа,
И нет народа веселей.
Когда на шумные базары
Съезжались знатные купцы,
Неслись гнедые тройкой, парой,
Звенели рьяно бубенцы.
Пестрели разные товары:
Вот Городецкие платки,
А вот из Тулы самовары.
Ломились от еды лотки.
Кичились парни пред народом,
Кто кулаком, а кто умом,
Водили девки хороводы.
Был полной чашей каждый дом.
По вечерам неслись частушки
Под разливанную гармонь,
А на завалинках старушки
Плевали семечки в ладонь…
Иду тропой заметной.
(Кому топтать на ней траву?)
Селом безлюдным и бездетным.
Сон страшный вижу наяву:
Редеет лес, мелеют реки,
Стоят деревни без людей.
Илёв, ты мой приют навеки.
Твоя судьба сродни моей.

- Информация об учительнице нашей школы Пономарёвой В. А., ведь она пишет замечательные стихи.

- Звучит музыка. Вручают цветы В. А. Пономарёвой. Учитель читает строки из биографии по журналу “Провинция”.

- Выступления учащихся:

Данный этап урока позволяет:

- развивать навык выразительного чтения стихотворений,

- воспитывать любовь к родному краю.

- В. Пономарёва “Нарышкино”. Читает стихотворение внучка поэтессы Сергеева Валерия.

Нарышкино – старинное село
Ему быть может лет четыреста.
С тех пор воды немало утекло,
Оно ещё растёт и ширится.

Вдоль улиц, залитых асфальтом,
Теперь уже не избы, а дома,
И в окна вулканическим базальтом
Весенняя струится кутерьма.

В зеркальной глади пруда отражаясь,
Стоит уютный двухэтажный дом.
-Здесь детский сад, - ответят улыбаясь.
Его мы нежно “Солнышком” зовём.

Вот подрастают наши ребятишки –
Уже в поход за знаньями пора.
И школа с радостью приветствует детишек:
“Добро пожаловать, родная детвора!”

Прекрасным украшением села
Явилась церковь, из руин восставши.
Воскресла! Вновь, как облако, бела.
Как по писанью “Смертью смерть поправши”.

В честь праздника Святого Покрова
Назвали эту церковь наши люди,
И вот она предстала такова,

Что глаз не оторвёшь и не забудешь.
Но главным достоянием Нарышкина
Является, конечно, человек.
Он труженик, герой, но скромный слишком,

Из тех, кто кормит всю страну вовек.
Пусть будем мы прощаться и прощать,
Обиды не беря с собой в дорогу,
Вернёмся вновь в родную благодать,

К высокому отцовскому порогу, в Нарышкино.
Ты от него отвык, пути-дороги к счастью выбирая,
Но помни: нет милее края,
Где твой услышан первый в жизни крик.

В.Пономарёва

- В. Пономарёва “Деревни России”. Читает стихотворение Блохин Александр Иванович.

Избы крепкие, окна в кружевах,
Деревянных, резных, как на блюде, -
Вот они, деревеньки русские,
Разве я их когда-нибудь забуду?

Подают мне напиться квасу,
Поведут отдохнуть к столу
И. как встарь повелось, не сразу
Разговор о житье поведут.

Пахнет вкусно хлебом пшеничным
И ещё чем-то русским, родным,
Мне всё это с детства привычно,
Это я называю своим.

- В. Пономарёва “Масленица”. Читает стихотворение Тучина Дарья.

Откуда это столько ясности
И распогодившейся сини?
А это просто красна масленица
Пошла гулять по всей России.
И снова в избах по-гусиному
Шипят блины на сковородках,
А небеса синее синего
Перед весенним поворотом.
И я иду, теплом обласкана,
Отрешена от дел обычных,
Между качелями, салазками,
И настроение отличное!
А мне навстречу чьи-то розвальни
И чьи-то шубы, стелют кони!
И хлещут искристыми звёздами
О передок шальные комья.
Девчонка в ярком полушалочке
В расцвете юности своей:
На щёчках – маки, взгляд русалочки,
Как обещанье вешних дней.
Слышней пичуг скороговорочки,
Довольно жаться по застрехам!
И мчится детство с белой горочки
С весёлым гомоном и смехом.
Ах, что за солнышко за сёлышком!
Ну, право слово, так и тянет
Макнуть блином горячим солнышка
В густую снежную сметану.

- В. Пономарёва “Зима”, “Что ты плачешь, прозрачный ручей”. Читает стихотворения Блохин Александр Иванович.

- В. Пономарёва “Подорожник”. Читает стихотворение Хаустова Мария.

Его толкли подошвы и копыта,
Колёса в грязь вминали у межи.
Но шинами – глядите! – не убит он,
И после каблуков остался жив.

Ему б, кажись, обидеться навечно,
Колючкой стать…А он все дни подряд
Чужие лечит раны и увечья,
Корнями помня, как они болят.

Чем тяжелее пыль и небо мглистей,
Тем он упорней, цепче и сильней,
Его большие жилистые листья –
Как руки наших старых матерей.

И я гляжу всё зорче, всё тревожней,
Я всё больней запоминаю впрок,
Как доброту проносит подорожник
Вдоль всех людских тропинок и дорог.

- КРОССВОРДЫ: (см. Приложение к уроку.)

Данный этап позволяет:

- развить внимание,

- развить мыслительные операции,

- проверить умение учеников применять полученные знания на практике – для того, чтобы по описанию узнать загаданное,

- выявить способность давать точный ответ.

Цель применения данного метода – повышение познавательного интереса.

- Слово учителя.

- Что же значит родной?

Родной - состоящий в кровном родстве; свой, близкий по рождению, связанный с местом рождения, работы, жизни.

Стихотворения, посвящённые родной природе, я думаю, волнуют нашу душу, требуют от нас, чтобы мы строили наш внутренний мир прекрасным.

- Выступления учащихся:

Данный этап урока позволяет:

- развивать навык выразительного чтения стихотворений,

- воспитывать любовь к родному краю.

- Р. Блохин “Снег”. Читает стихотворение Салтыков Николай.

Белый снег на серую землю,
Покрывалом ложась в тишине,
Убирает все лишние мысли.
Настроенье готово к зиме.

Снег смешается с грязью дороги
Лишь на время, потом грязи нет –
Исчезает она из природы,
Остаётся лишь снег. Снег…

Он красив. Красив и холоден,
Не даёт он людям тепла.
Раздевает деревья природа,
Пережить она зиму должна.

Но зима – это время не вечно,
И в апреле польётся вода,
Не вода, а прозрачные слёзы.
Плачет, значит, и злая зима.

- Р. Блохин “Вновь заплакано небо”. Читает Филичкина Ольга.

Вновь заплакано небо, на землю
Прилетят слёзы – капли дождя,
Но осенним дождям я не верю
На асфальте лужи – моря.

Я не верю осенним туманам –
От них холодом веет зимы,
И тепло стало только обманом
Так давно пролетевшей весны.

Я не верю осенним листьям –
Их краса вдруг ушла навсегда,
В грязь втоптали все листья люди.
К жизни их не вернуть никогда.

Может быть, всё не так уж плохо,
Может быть, я просо устал,
Может быть, завтра день будет лучше.
Только он ещё не настал.

- И. Пешехонова “Священная Россия”. Читает Лашманова Оксана.

Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Обрывных берегов.

О сколько слёз и крови
В себя впитала ты.
Но всё ж не потеряла
Безумной красоты.

В твоих полях безбрежных
Утонет томный взгляд.
И ты всё также нежна
Как много лет назад.

И красоту берёзы
Не променяешь ты
На красоту бездушной
Искусственной мечты.

И зимние морозы, и утренние грозы –
Всё это так присуще и свойственно тебе.
Но с неба к нам на землю так часто льются слёзы
О тех великих людях, погибших на войне.

Они в бою за Родину отдали свои жизни,
Они за нас боролись, не покладая сил.
Давайте ж поклонимся той раненой отчизне
И вспомним тех, кто у врага пощады не просил.

Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Великих мастеров.

- Слово учителя.

Давайте внимательно посмотрим на картины и рисунки. Мы хотим, чтобы природа, которая даёт нам всё для жизни, становилась с каждым годом краше, то есть вот такой, какой нам представили её на рисунках вы, дорогие мои детки. Огромное вам спасибо.

Любовь к родному краю – основное чувство в сердце каждого человека.

В нашей огромной стране под красивым названьем Россия у каждого из нас есть своя маленькая Родина.

Родина наша – это всё: и культура нашего края, и скромный пейзаж за окном.

Данный этап позволяет:

- развить внимание, зрительное восприятие;

- выявить ценность приобретённых знаний на данном уроке.

Приложение