Цели:
- познакомить учащихся с поэзией нашего края, посвящённой теме урока; провести словарную работу;
- развивать чувство прекрасного, ведь на уроке представлена выставка книг, картин, рисунков;
- воспитывать любовь к родному краю; уважение к людям, которые её воспевают.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование
- иллюстрации о жизни и творчестве поэтов нашего края.
- выставка книг.
- компьютер.
- тексты стихотворений.
- рисунки детей о природе.
Оформление доски:
- тема урока
- эпиграф урока:
…На тысячу вёрст
кругом Россия –
родной край.И. С. Тургенев
Родная сторонка
прописана в сердце,
И нету на свете милей,
чем она.Л. Сенекина
Ход урока
- Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников; дежурные сообщают об отсутствующих.
Данный этап необходим для того, чтобы настроить детей на учебную деятельность и играет серьёзную воспитательную роль. У учеников формируется умение мобилизовать себя, сосредоточиться на учебной деятельности.
- Сообщение темы урока.
Записывают в тетради дату и название новой темы.
- Вступительное слово учителя.
Природа, которая даёт нам всё для жизни, - свежий воздух, чистую воду, хорошее настроение и бодрость, требует от нас бережного, повседневного, осторожного отношения к себе, основанного на глубоком знании её закономерностей.
- Записи в тетради
Словарная работа на уроке позволяет пополнить словарный запас учащихся.
Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и других номеров художественной самодеятельности.
Природа – всё существующее во вселенной, всё живое и неживое в мире; места вне городов (поля, леса, горы, речки…).
- Сегодня, ребята, у нас урок-концерт.
Мы прослушаем стихотворения о родной природе поэтов нашего края. Я обращаю ваше внимание на выставку книг поэтов нашего края: три сборника стихов Любови Евгеньевны Сенекиной “Я дочка средней полосы”, “Струны сердца”, “Ягода поздняя”; сборник стихов и прозы вознесенцев “С любовью к родному краю”, сборники стихотворений “Живи, родник” и другие.
- Учитель читает отрывок из вступительной статьи В. Е. Горина, главы местного самоуправления Вознесенского района, которая открывает книгу “С любовью к родному краю”:
“Не одарила природа наш родной Вознесенский край ни плодородными черноземами, ни богатствами недр. Но зато наделила его живописной, радующей глаз и душу природой…
Прочитав строки Любови Сенекиной:
Усталой отдохнув душой,
Я снова в странствия пускаюсь,
И в дальней стороне чужой
Тобой, Отчизна, причащаюсь-
Искренне веришь в то, что не погаснет жизнь в нашем маленьком уголке России, взрастившем таких людей, не очерствевших душой, думающих о будущем отечества”.
- Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”.
Данный этап урока позволяет: развить эстетическое восприятие данной темы через музыку.
- Информация о поэтессе из соседнего села Любови Сенекиной.
“О себе”.
“…23 апреля 1948 года в селе Илёво Горьковской, ныне Нижегородской области, появилась на свет девочка. Нарекли её Любовью и оставили жить. Это и была я.
На одиннадцатом году жизни я потеряла родителей и началась моя жизнь в детском доме г. Арзамаса.
В 1961 году к нам в детдом пришёл Александр Иванович Плотников и организовал у нас кружок любителей поэзии. Вот тогда-то и начались мои первые опыты в стихосложении.
В большой и нелёгкой жизни много было всякого: окончила педагогическое училище и пять лет проработала в школе преподавателем физкультуры. Потом судьба распорядилась так, что мне пришлось освоить много других профессий: киномеханика, шофёра, токаря, сварщика, крановщика, но любовь к поэзии осталась во мне на всю жизнь.
С 1981 года мои стихи стали регулярно появляться в районной газете на моей родине…”
“Читателю”.
Судьбу свою, читатель, не изменишь –
В руках ты держишь исповедь мою.
Прочтёшь и по достоинству оценишь,
Когда припомнишь молодость свою.
- Выступления учащихся:
Данный этап урока позволяет:
- развивать навык выразительного чтения стихотворений,
- воспитывать любовь к родному краю.
- Л. Сенекина “Песня о России”. Читает стихотворение Максименко Любовь.
Выйду рано в голубые травы.
Обниму за речкою рассвет.
Как тебя, Россия, мне не славить!
Как мне песни о тебе не петь!Я умоюсь ветерком весенним,
Наклонюсь к ручью воды попить.
Как любил тебя Сергей Есенин,
Так и мне всю жизнь тебя любить.В буднях трудных ты меня растила.
Ты была наставницей в судьбе.
За твою заботу, мать-Россия,
Низко в пояс кланяюсь тебе.
- Л. Сенекина “Старый дом”. Читает стихотворение Шанина Мария.
Вернулась я в дом свой, в Россию,
Времён восстановлена связь.
И плачет метель от бессилья,
В нагретые избы стучась.Хоть сделали годы подранком,
Осилю высокий порог.
Над крышей моей спозаранку
Танцует весёлый дымок.Здесь каждая тропка знакома,
И даль высока и светла.
Под окнами старого дома
Стоит, наклонившись, ветла.Она постарела за годы,
И нет молодой красоты,
Но быстрые вешние воды
Погонят по веткам листы.А птицы в зелёную крону
Слетятся и песни споют.
Вернулась я к отчему дому,
И раны мои заживут.И я допою свою песню
С хорошим и добрым концом.
Как Феникс из пепла, воскресну
Я в доме с высоким крыльцом.
- Л. Сенекина “Твоя судьба сродни моей”. Читает стихотворение Лашманова Марина.
Редеет лес, мелеют реки.
Стоят деревни без людей.
Илёв, ты мой приют навеки,
Твоя судьба сродни моей.
Я сиротой была когда-то,
Теперь сиротство терпишь ты:
Старушки мрут, пустеют хаты,
Поля засеяли кусты.
И нить времён мотая в кокон,
На Барский сад – древесный хлам –
Глазницами разбитых окон
Глядит незряче Божий храм.
Хранят развалины завода
Навеки память о селе,
В котором тесно от народа,
И нет народа веселей.
Когда на шумные базары
Съезжались знатные купцы,
Неслись гнедые тройкой, парой,
Звенели рьяно бубенцы.
Пестрели разные товары:
Вот Городецкие платки,
А вот из Тулы самовары.
Ломились от еды лотки.
Кичились парни пред народом,
Кто кулаком, а кто умом,
Водили девки хороводы.
Был полной чашей каждый дом.
По вечерам неслись частушки
Под разливанную гармонь,
А на завалинках старушки
Плевали семечки в ладонь…
Иду тропой заметной.
(Кому топтать на ней траву?)
Селом безлюдным и бездетным.
Сон страшный вижу наяву:
Редеет лес, мелеют реки,
Стоят деревни без людей.
Илёв, ты мой приют навеки.
Твоя судьба сродни моей.
- Информация об учительнице нашей школы Пономарёвой В. А., ведь она пишет замечательные стихи.
- Звучит музыка. Вручают цветы В. А. Пономарёвой. Учитель читает строки из биографии по журналу “Провинция”.
- Выступления учащихся:
Данный этап урока позволяет:
- развивать навык выразительного чтения стихотворений,
- воспитывать любовь к родному краю.
- В. Пономарёва “Нарышкино”. Читает стихотворение внучка поэтессы Сергеева Валерия.
Нарышкино – старинное село
Ему быть может лет четыреста.
С тех пор воды немало утекло,
Оно ещё растёт и ширится.
Вдоль улиц, залитых асфальтом,
Теперь уже не избы, а дома,
И в окна вулканическим базальтом
Весенняя струится кутерьма.В зеркальной глади пруда отражаясь,
Стоит уютный двухэтажный дом.
-Здесь детский сад, - ответят улыбаясь.
Его мы нежно “Солнышком” зовём.Вот подрастают наши ребятишки –
Уже в поход за знаньями пора.
И школа с радостью приветствует детишек:
“Добро пожаловать, родная детвора!”Прекрасным украшением села
Явилась церковь, из руин восставши.
Воскресла! Вновь, как облако, бела.
Как по писанью “Смертью смерть поправши”.В честь праздника Святого Покрова
Назвали эту церковь наши люди,
И вот она предстала такова,Что глаз не оторвёшь и не забудешь.
Но главным достоянием Нарышкина
Является, конечно, человек.
Он труженик, герой, но скромный слишком,Из тех, кто кормит всю страну вовек.
Пусть будем мы прощаться и прощать,
Обиды не беря с собой в дорогу,
Вернёмся вновь в родную благодать,К высокому отцовскому порогу, в Нарышкино.
Ты от него отвык, пути-дороги к счастью выбирая,
Но помни: нет милее края,
Где твой услышан первый в жизни крик.
В.Пономарёва
- В. Пономарёва “Деревни России”. Читает стихотворение Блохин Александр Иванович.
Избы крепкие, окна в кружевах,
Деревянных, резных, как на блюде, -
Вот они, деревеньки русские,
Разве я их когда-нибудь забуду?Подают мне напиться квасу,
Поведут отдохнуть к столу
И. как встарь повелось, не сразу
Разговор о житье поведут.Пахнет вкусно хлебом пшеничным
И ещё чем-то русским, родным,
Мне всё это с детства привычно,
Это я называю своим.
- В. Пономарёва “Масленица”. Читает стихотворение Тучина Дарья.
Откуда это столько ясности
И распогодившейся сини?
А это просто красна масленица
Пошла гулять по всей России.
И снова в избах по-гусиному
Шипят блины на сковородках,
А небеса синее синего
Перед весенним поворотом.
И я иду, теплом обласкана,
Отрешена от дел обычных,
Между качелями, салазками,
И настроение отличное!
А мне навстречу чьи-то розвальни
И чьи-то шубы, стелют кони!
И хлещут искристыми звёздами
О передок шальные комья.
Девчонка в ярком полушалочке
В расцвете юности своей:
На щёчках – маки, взгляд русалочки,
Как обещанье вешних дней.
Слышней пичуг скороговорочки,
Довольно жаться по застрехам!
И мчится детство с белой горочки
С весёлым гомоном и смехом.
Ах, что за солнышко за сёлышком!
Ну, право слово, так и тянет
Макнуть блином горячим солнышка
В густую снежную сметану.
- В. Пономарёва “Зима”, “Что ты плачешь, прозрачный ручей”. Читает стихотворения Блохин Александр Иванович.
- В. Пономарёва “Подорожник”. Читает стихотворение Хаустова Мария.
Его толкли подошвы и копыта,
Колёса в грязь вминали у межи.
Но шинами – глядите! – не убит он,
И после каблуков остался жив.Ему б, кажись, обидеться навечно,
Колючкой стать…А он все дни подряд
Чужие лечит раны и увечья,
Корнями помня, как они болят.Чем тяжелее пыль и небо мглистей,
Тем он упорней, цепче и сильней,
Его большие жилистые листья –
Как руки наших старых матерей.И я гляжу всё зорче, всё тревожней,
Я всё больней запоминаю впрок,
Как доброту проносит подорожник
Вдоль всех людских тропинок и дорог.
- КРОССВОРДЫ: (см. Приложение к уроку.)
Данный этап позволяет:
- развить внимание,
- развить мыслительные операции,
- проверить умение учеников применять полученные знания на практике – для того, чтобы по описанию узнать загаданное,
- выявить способность давать точный ответ.
Цель применения данного метода – повышение познавательного интереса.
- Слово учителя.
- Что же значит родной?
Родной - состоящий в кровном родстве; свой, близкий по рождению, связанный с местом рождения, работы, жизни.
Стихотворения, посвящённые родной природе, я думаю, волнуют нашу душу, требуют от нас, чтобы мы строили наш внутренний мир прекрасным.
- Выступления учащихся:
Данный этап урока позволяет:
- развивать навык выразительного чтения стихотворений,
- воспитывать любовь к родному краю.
- Р. Блохин “Снег”. Читает стихотворение Салтыков Николай.
Белый снег на серую землю,
Покрывалом ложась в тишине,
Убирает все лишние мысли.
Настроенье готово к зиме.Снег смешается с грязью дороги
Лишь на время, потом грязи нет –
Исчезает она из природы,
Остаётся лишь снег. Снег…Он красив. Красив и холоден,
Не даёт он людям тепла.
Раздевает деревья природа,
Пережить она зиму должна.Но зима – это время не вечно,
И в апреле польётся вода,
Не вода, а прозрачные слёзы.
Плачет, значит, и злая зима.
- Р. Блохин “Вновь заплакано небо”. Читает Филичкина Ольга.
Вновь заплакано небо, на землю
Прилетят слёзы – капли дождя,
Но осенним дождям я не верю
На асфальте лужи – моря.Я не верю осенним туманам –
От них холодом веет зимы,
И тепло стало только обманом
Так давно пролетевшей весны.Я не верю осенним листьям –
Их краса вдруг ушла навсегда,
В грязь втоптали все листья люди.
К жизни их не вернуть никогда.Может быть, всё не так уж плохо,
Может быть, я просо устал,
Может быть, завтра день будет лучше.
Только он ещё не настал.
- И. Пешехонова “Священная Россия”. Читает Лашманова Оксана.
Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Обрывных берегов.О сколько слёз и крови
В себя впитала ты.
Но всё ж не потеряла
Безумной красоты.В твоих полях безбрежных
Утонет томный взгляд.
И ты всё также нежна
Как много лет назад.И красоту берёзы
Не променяешь ты
На красоту бездушной
Искусственной мечты.
И зимние морозы, и утренние грозы –
Всё это так присуще и свойственно тебе.
Но с неба к нам на землю так часто льются слёзы
О тех великих людях, погибших на войне.Они в бою за Родину отдали свои жизни,
Они за нас боролись, не покладая сил.
Давайте ж поклонимся той раненой отчизне
И вспомним тех, кто у врага пощады не просил.Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Великих мастеров.
- Слово учителя.
Давайте внимательно посмотрим на картины и рисунки. Мы хотим, чтобы природа, которая даёт нам всё для жизни, становилась с каждым годом краше, то есть вот такой, какой нам представили её на рисунках вы, дорогие мои детки. Огромное вам спасибо.
Любовь к родному краю – основное чувство в сердце каждого человека.
В нашей огромной стране под красивым названьем Россия у каждого из нас есть своя маленькая Родина.
Родина наша – это всё: и культура нашего края, и скромный пейзаж за окном.
Данный этап позволяет:
- развить внимание, зрительное восприятие;
- выявить ценность приобретённых знаний на данном уроке.