Родная природа в стихотворениях поэтов XIX–XX вв.

Разделы: Литература


Оборудование урока: распечатки со стихами русских поэтов XIX и XX веков ( по выбору учителя), экспозиция репродукций картин русских художников-пейзажистов с обязательным включением репродукций современных художников, музыкальные произведения П.И. Чайковского, Г. В.Свиридова , А. Вивальди.

Методические приёмы: выразительное чтение наизусть, аудиозаписи МР3, словесное рисование для создания образов-ассоциаций с элементами интегративного погружения; работа со словарём настроений; составление коллажей на этапе рефлексии, или составление весенних букетов – для детей, не умеющих рисовать, со слабой моторикой руки, исходя из психологических особенностей школьников.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Дети входят в класс, звучат “Времена года. Весна” П.И. Чайковского”, в классе цветы, в вазочках веточки берёзы, вербы и ивы с молодыми листочками. (Эмоциональный настрой школьников). На доске написаны слова А.А. Фета:

Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей,

Дети рассаживаются за круглые столы по группам 4–5 человек.

2. Вступительное слово учителя.

Итак, ребята, вот и весна пришла незаметно. На улице стало теплее, хотя зима ещё не хочет отдавать свою власть красавице весне. Мы настежь открываем свои окна, потому что в душу просится весна. Вот и поговорим сегодня о ней.

3. Сообщение темы урока.

4. Актуализация темы.

Родоначальником пейзажной лирики является Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение “Приход весны”.

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

Осмысление сказанного.

- Какие приметы весны называет поэт?

- Объясните слово “лепет” (говорить неразборчиво, подобно маленькому ребёнку).

- Найдите олицетворения? Для чего использовал их автор?

Словесное рисование.

- Представьте, что вы художники? Что бы вы нарисовали сейчас, какие бы краски использовали? Какое настроение будет у вашей картины?

5. Познакомимся с произведениями поэтов XIX века.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873).

Ф.И. Тютчев является мастером пейзажной лирики. Его стихи – зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких строчках может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Он не только изображал природу, но и старался понять, как она связана с жизнью человека, какое влияние оказывает на него. Поэт не рисовал каких-то невиданных красот, а изображал то, что каждый человек видел много раз. В его словах звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи открывают всё новые и новые грани поэзии.

- Давайте послушаем его стихотворение “ Весенние воды”.

Читает подготовленный ученик.

- Давайте попробуем нарисовать увиденную картину. Весёлая или грустная эта картина? Почему?

Весна в стихотворении пробуждает природу от сна. Она игривая, звонкая, полная задора и движения.

- Какая из картин подойдёт к этому стихотворению?

Картина Исаака Ильича Левитана (1860–1900).“Большая вода”, 1897 год

Встреча с поэзией Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1893)

Стихотворение “Я пришёл к тебе с приветом”. Звучит аудиозапись.

- Давайте попробуем передать чувства, которые испытывает лирический герой? Что он видит, чувствует?

- Что мы изобразим на картине?

Солнце живое, оно как Бог оживляет и пробуждает всё вокруг. Все в движении, трепещут листья. Создаётся впечатление, что листья раскрываются на наших глазах. Лес проснулся, веткой каждой. Лес “весенней полон жаждой”.

- А что такое “жажда”? Это когда очень хочется пить.

У Фета жажда – жажда жизни. Мы радуемся весне, потому что это тепло, свет, пробуждение души. Мы счастливы!

- Какая картина более всего откликается на это стихотворение?

Картина Архипа Ивановича Куинджи (1841–1910).
“Березовая роща” 1879 г.

Природа в стихотворениях поэтов XX века

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)

Стихотворение “Уступи мен, скворец, уголок”. Стихотворение читает учитель.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Вспомните словарь “настроений”?

И радость от прихода весны, и в то же время почему-то грустно. Лирический герой торопиться насладиться весной, как будто бы хочет напиться её прелестями и радостями. Оно перекликается со стихотворением А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

- Какие рифмы использует поэт?

- Какие художественные особенности использованы автором для создания картины природы и выражения собственного настроения?

(Работа в творческих группах – 7 минут). В это время звучит музыка

А. Вивальди.

Проверка работ. Поощрение учащихся за внимательное отношение к чувствам автора и лирического героя.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889–1966.

Стихотворение “Перед весной бывают дни такие…..”

Стихотворение читает подготовленная ученица.

- Какие приметы весны отмечает поэт?

Начало весны, намёк на весну, время ожидания чуда обновления жизни. Создаётся слуховые впечатления (с помощью звукописи, аллитерации (“ш”, “с”, “х”).Автор передаёт ощущения человека. В жизни происходят чудеса.

- Какие средства выразительности помогают поэту передать наступление весны?

- Что бы вы изобразили на полотне? Словесное рисование.

- Какая картина может проиллюстрировать это стихотворение?

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. 1871 г.

- Что общего у картины А.К. Саврасова и стихотворения А.А. Ахматовой.

Подведение итогов урока.

- Ребята, вам понравился урок?

Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Тема природы стала сквозной в русской поэзии XIX и XX веков, а затем получила своё развитие в творчестве советских поэтов. Обращение к этой теме требовало и творческого учения, и человеческого мужества.

Пейзажная лирика передаёт настроение и чувства человека, созвучна его душе. Мир души и природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, всё сливается в общий хор жизни и любви.

Этот урок показал вам, что читать лирические произведения – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Думаю, что нам сегодня это удалось.

- Сегодня все поработали хорошо. Оценки поставите сегодня сами.

(Дети обсуждают оценки). В заключение урока дети рисуют весну. В конце урока склеивается коллаж и вывешивается на стенд.