Оборудование урока: распечатки со стихами русских поэтов XIX и XX веков ( по выбору учителя), экспозиция репродукций картин русских художников-пейзажистов с обязательным включением репродукций современных художников, музыкальные произведения П.И. Чайковского, Г. В.Свиридова , А. Вивальди.
Методические приёмы: выразительное чтение наизусть, аудиозаписи МР3, словесное рисование для создания образов-ассоциаций с элементами интегративного погружения; работа со словарём настроений; составление коллажей на этапе рефлексии, или составление весенних букетов – для детей, не умеющих рисовать, со слабой моторикой руки, исходя из психологических особенностей школьников.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Дети входят в класс, звучат “Времена года. Весна” П.И. Чайковского”, в классе цветы, в вазочках веточки берёзы, вербы и ивы с молодыми листочками. (Эмоциональный настрой школьников). На доске написаны слова А.А. Фета:
Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей,
Дети рассаживаются за круглые столы по группам 4–5 человек.
2. Вступительное слово учителя.
Итак, ребята, вот и весна пришла незаметно. На улице стало теплее, хотя зима ещё не хочет отдавать свою власть красавице весне. Мы настежь открываем свои окна, потому что в душу просится весна. Вот и поговорим сегодня о ней.
3. Сообщение темы урока.
4. Актуализация темы.
Родоначальником пейзажной лирики является Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение “Приход весны”.
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
Осмысление сказанного.
- Какие приметы весны называет поэт?
- Объясните слово “лепет” (говорить неразборчиво, подобно маленькому ребёнку).
- Найдите олицетворения? Для чего использовал их автор?
Словесное рисование.
- Представьте, что вы художники? Что бы вы нарисовали сейчас, какие бы краски использовали? Какое настроение будет у вашей картины?
5. Познакомимся с произведениями поэтов XIX века.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873).
Ф.И. Тютчев является мастером пейзажной лирики. Его стихи – зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких строчках может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Он не только изображал природу, но и старался понять, как она связана с жизнью человека, какое влияние оказывает на него. Поэт не рисовал каких-то невиданных красот, а изображал то, что каждый человек видел много раз. В его словах звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи открывают всё новые и новые грани поэзии.
- Давайте послушаем его стихотворение “ Весенние воды”.
Читает подготовленный ученик.
- Давайте попробуем нарисовать увиденную картину. Весёлая или грустная эта картина? Почему?
Весна в стихотворении пробуждает природу от сна. Она игривая, звонкая, полная задора и движения.
- Какая из картин подойдёт к этому стихотворению?
Картина Исаака Ильича Левитана (1860–1900).“Большая вода”, 1897 год
Встреча с поэзией Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1893)
Стихотворение “Я пришёл к тебе с приветом”. Звучит аудиозапись.
- Давайте попробуем передать чувства, которые испытывает лирический герой? Что он видит, чувствует?
- Что мы изобразим на картине?
Солнце живое, оно как Бог оживляет и пробуждает всё вокруг. Все в движении, трепещут листья. Создаётся впечатление, что листья раскрываются на наших глазах. Лес проснулся, веткой каждой. Лес “весенней полон жаждой”.
- А что такое “жажда”? Это когда очень хочется пить.
У Фета жажда – жажда жизни. Мы радуемся весне, потому что это тепло, свет, пробуждение души. Мы счастливы!
- Какая картина более всего откликается на это стихотворение?
Картина Архипа Ивановича Куинджи
(1841–1910).
“Березовая роща” 1879 г.
Природа в стихотворениях поэтов XX века
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)
Стихотворение “Уступи мен, скворец, уголок”. Стихотворение читает учитель.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Вспомните словарь “настроений”?
И радость от прихода весны, и в то же время почему-то грустно. Лирический герой торопиться насладиться весной, как будто бы хочет напиться её прелестями и радостями. Оно перекликается со стихотворением А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
- Какие рифмы использует поэт?
- Какие художественные особенности использованы автором для создания картины природы и выражения собственного настроения?
(Работа в творческих группах – 7 минут). В это время звучит музыка
А. Вивальди.
Проверка работ. Поощрение учащихся за внимательное отношение к чувствам автора и лирического героя.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889–1966.
Стихотворение “Перед весной бывают дни такие…..”
Стихотворение читает подготовленная ученица.
- Какие приметы весны отмечает поэт?
Начало весны, намёк на весну, время ожидания чуда обновления жизни. Создаётся слуховые впечатления (с помощью звукописи, аллитерации (“ш”, “с”, “х”).Автор передаёт ощущения человека. В жизни происходят чудеса.
- Какие средства выразительности помогают поэту передать наступление весны?
- Что бы вы изобразили на полотне? Словесное рисование.
- Какая картина может проиллюстрировать это стихотворение?
Картина Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. 1871 г.
- Что общего у картины А.К. Саврасова и стихотворения А.А. Ахматовой.
Подведение итогов урока.
- Ребята, вам понравился урок?
Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Тема природы стала сквозной в русской поэзии XIX и XX веков, а затем получила своё развитие в творчестве советских поэтов. Обращение к этой теме требовало и творческого учения, и человеческого мужества.
Пейзажная лирика передаёт настроение и чувства человека, созвучна его душе. Мир души и природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, всё сливается в общий хор жизни и любви.
Этот урок показал вам, что читать лирические произведения – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Думаю, что нам сегодня это удалось.
- Сегодня все поработали хорошо. Оценки поставите сегодня сами.
(Дети обсуждают оценки). В заключение урока дети рисуют весну. В конце урока склеивается коллаж и вывешивается на стенд.