Тип урока: формирование умений и навыков
Цель: познакомиться с драмой как родом литературы.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
- Воспитание ответственности за свои поступки, убедить учащихся в необходимости делать добро и недопустимости зла;
Предметные:
- Осознанно воспринимать и понимать особенности драматического произведения и его связь с другими видами искусства;
- Выразительное чтение пьесы;
- Осуществление самостоятельной проектной деятельности;
Метапредметные:
1. Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
2. Познавательные:
- извлекать нужную информацию;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
3. Коммуникативные:
- сохранять и развивать умение сотрудничать в группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать, уметь задавать вопросы;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.
Основные методы обучения:
1.Словесный
2.Наглядно – вербальный
3.Диалогический
4.Творческий
5.Эвристический
6.Частично – поисковый
7.Проблемное изложение
8.Самоконтроль
Ход урока
1 этап. Организационный.
Задача учителя – создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания.
2 этап. Актуализация знаний.
Учитель:
- Мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в литературоведении объединять все произведения в 3 группы, рода:
- Эпос
- Лирика
- Драма
- К какому роду литературы мы отнесём стихотворение, поэму, рассказ, повесть, роман?
- А какие драматические жанры вы знаете? (пьеса, комедия, трагедия, мелодрама)
- В эпическом произведении сразу идёт повествование, а в драматическом – перечень действующих лиц, т.е. АФИША.
- Из чего состоит драма? В тексте драматической сказки встречаются слова, заключённые в круглые скобки. Что это за слова? Зачем они нужны?
- Назовите составные части драматической сказки.
(Акты, сцены, действия, картины)
- Есть ли в сказке описание внешности и характера персонажей? Откуда мы узнаём об этом? (из реплик)
- А что же такое пьеса?
(Пьеса – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра).
Заполнение листка реализации
1. Роды литературы: | V- знал + новое для меня - думал иначе ? осталось непонятным |
2. Жанры: | |
3. Особенности драматического произведения: |
3 этап. Обобщение и систематизация знаний.
1.) Чтение отрывка “Королевский урок” по ролям.
2.) Оценивание чтения одноклассниками.
4 этап. Реализация домашнего задания. Защита проектов.
Групповой проект художников:
- Представьте, что вы в зрительном зале. Погас свет, открылся занавес – на сцене пусто, тускло, артисты в будничных одеждах. Так выглядел бы спектакль, если бы в театре отсутствовали художники. Только в театре художник не пишет картин. Он создаёт костюмы, декорации, образцы причёсок и грима, афиш, программок. Ещё театральный художник придумывает бутафорию, т.е. предметы, что находятся на сцене во время спектакля. С помощью афиш зритель узнаёт, когда и где будет показан спектакль.
(Ученики самостоятельно оформляют сцену, надевают костюмы)
Групповой проект “Взаимодействие искусств” (музыкальное сопровождение спектакля)
Групповой проект “Рождение спектакля” (Сцена “Падчерица в лесу”)
5 этап. Информация о домашнем задании:
Письменно ответить на 1 вопрос:
- в чём отличие пьесы от рассказа?
- что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично?
- кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?
6 этап. Рефлексия. Индивидуальная работа с рефлексивным листком.
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
Задачи | + | - | Как понят материал? | баллы |
1. Повторить особенности драматического произведения | 1. Всё понял, могу объяснить материал другому(5баллов) | |||
2. Научиться выразительно передавать речь героев. | 2. Я сам всё понял, но объяснить материал другому не берусь.(4б.) | |||
3. Успешно защитить свой проект. | 3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3б.) | |||
4. Увидеть связь литературы с другими видами искусства. | 4. Я ничего не понял(2б) |