Родовые и жанровые особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месецев"

Разделы: Литература


Тип урока: формирование умений и навыков

Цель: познакомиться с драмой как родом литературы.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • Воспитание ответственности за свои поступки, убедить учащихся в необходимости делать добро и недопустимости зла;

Предметные:

  • Осознанно воспринимать и понимать особенности драматического произведения и его связь с другими видами искусства;
  • Выразительное чтение пьесы;
  • Осуществление самостоятельной проектной деятельности;

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

2. Познавательные:

- извлекать нужную информацию;

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

3. Коммуникативные:

- сохранять и развивать умение сотрудничать в группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать, уметь задавать вопросы;

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

 Основные методы обучения:

1.Словесный

2.Наглядно – вербальный

3.Диалогический

4.Творческий

5.Эвристический

6.Частично – поисковый

7.Проблемное изложение

8.Самоконтроль

Ход урока

1 этап. Организационный.

Задача учителя – создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания.

2 этап. Актуализация знаний.

Учитель:

- Мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в литературоведении объединять все произведения в 3 группы, рода:

  • Эпос
  • Лирика
  • Драма

- К какому роду литературы мы отнесём стихотворение, поэму, рассказ, повесть, роман?

- А какие драматические жанры вы знаете? (пьеса, комедия, трагедия, мелодрама)

- В эпическом произведении сразу идёт повествование, а в драматическом – перечень действующих лиц, т.е. АФИША.

- Из чего состоит драма? В тексте драматической сказки встречаются слова, заключённые в круглые скобки. Что это за слова? Зачем они нужны?

- Назовите составные части драматической сказки.

(Акты, сцены, действия, картины)

- Есть ли в сказке описание внешности и характера персонажей? Откуда мы узнаём об этом? (из реплик)

- А что же такое пьеса?

(Пьеса – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра).

Заполнение листка реализации

1. Роды литературы: V- знал

+ новое для меня

- думал иначе

? осталось непонятным

2. Жанры:  
3. Особенности драматического произведения:  

3 этап. Обобщение и систематизация знаний.

1.) Чтение отрывка “Королевский урок” по ролям.

2.) Оценивание чтения одноклассниками.

4 этап. Реализация домашнего задания. Защита проектов.

Групповой проект художников:

- Представьте, что вы в зрительном зале. Погас свет, открылся занавес – на сцене пусто, тускло, артисты в будничных одеждах. Так выглядел бы спектакль, если бы в театре отсутствовали художники. Только в театре художник не пишет картин. Он создаёт костюмы, декорации, образцы причёсок и грима, афиш, программок. Ещё театральный художник придумывает бутафорию, т.е. предметы, что находятся на сцене во время спектакля. С помощью афиш зритель узнаёт, когда и где будет показан спектакль.

(Ученики самостоятельно оформляют сцену, надевают костюмы)

Групповой проект “Взаимодействие искусств” (музыкальное сопровождение спектакля)

Групповой проект “Рождение спектакля” (Сцена “Падчерица в лесу”)

5 этап. Информация о домашнем задании:

Письменно ответить на 1 вопрос:

- в чём отличие пьесы от рассказа?

- что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично?

- кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?

6 этап. Рефлексия. Индивидуальная работа с рефлексивным листком.

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

Задачи + - Как понят материал? баллы
1. Повторить особенности драматического произведения     1. Всё понял, могу объяснить материал другому(5баллов)  
2. Научиться выразительно передавать речь героев.     2. Я сам всё понял, но объяснить материал другому не берусь.(4б.)  
3. Успешно защитить свой проект.     3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3б.)  
4. Увидеть связь литературы с другими видами искусства.     4. Я ничего не понял(2б)