Содержание и структура литературного образования связаны с осмыслением функций современного урока литературы: его организации, содержания, структуры.
В старших классах учащиеся должны пройти более серьёзную школу эстетического восприятия.
Урок предусматривает формирование взгляда на произведение как на результат творчества писателя и способности представлять себе писателя как человека и художника. Школьник учится понимать литературу как особый мир, сотворённый автором, преображающим жизнь для постижения её правды и утверждения высоких идеалов красоты, истины и добра.
Здесь решаются следующие задачи:
- научить анализировать произведение, выявлять его непреходящий общечеловеческий и конкретно-исторический смысл, актуальность для данной эпохи;
- научить анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения, оценивать его художественные достоинства;
- развить эмоциональную сферу восприятия учащимися текста;
- научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними,
- включить ученика в творческую деятельность, опираясь на его самостоятельность.
Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые открывают тайну художественной детали, её глубокий смысл.
Вот поэтому так важно тщательно продумывать каждый урок, посвящённый творчеству великого русского писателя И.С.Тургенева.
Помочь учащимся прочувствовать силу лирического проникновения в духовную жизнь человека, осмыслить глубину нравственных, философских проблем, поднятых автором, оценить изящество и совершенство языка И.С.Тургенева; создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения - являлись задачами при разработке урока по стихотворению в прозе “Деревня” И.С.Тургенева.
Практика работы с учащимися показывает, что у них больший интерес вызывает урок, связанный не с готовым предложенным учителем объёмом знаний, а тот урок, где они самостоятельно могут добывать их.
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний.
Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые учащиеся 10 класса создадут свой вариант прочтения стихотворения в прозе, используя анализ текста.
Предполагаются разнообразные по форме и содержанию задания для учащихся:
- чтение текста;
- работа с текстом произведения;
- парно-групповая работа;
- индивидуальная работа;
- образно-словесное рисование;
- составление схем-тезисов.
Предполагаемый урок в форме мастерской позволяет учащимся под руководством учителя реализовать свои способности, развить навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои.
Данный урок рассматривает образ Родины, который открывается в стихотворении в прозе “Деревня”, с уровней разных предметов изучения:
- литературы (тема “…Родине поклонитесь…” по стихотворению в прозе “Деревня” И.С.Тургенева);
- русского языка (языковой анализ текста);
- изобразительного искусства (репродукции картин Я.П. Полонского);
- фотоискусства (фото-пейзаж “Небо моей Родины”);
- музыки (музыкальное сопровождение слайдов).
Рекомендации по подготовке к уроку.
- Учитель заранее рекомендует учащимся прочитать произведение И.С.Тургенева стихотворение в прозе “Деревня”;
- Дает задание принести фотографии своего села (фото-пейзаж).
- Учитель готовит к уроку печатные материалы и памятки.
повторить теоретический материал по анализу лирического текста.
Конспект урока.
Предмет: литература.
Класс: 10.
Разрабатываемый урок – первый по изучаемой теме.
Тема урока:
“ …Родине поклонитесь”
(Стихотворение в прозе “Деревня” И.С. Тургенева.)
Цель урока:
Создать свой вариант прочтения стихотворения в прозе, используя анализ текста.
Задачи урока:
- развивать навыки аналитической работы с художественным текстом и ассоциативное мышление учащихся;
- помочь учащимся прочувствовать силу лирического проникновения в духовную жизнь человека, осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором, оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенева;
- создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.
Тип урока: комбинированный с применением информационных технологий.
Вид урока: урок-анализ (творческая мастерская).
Методы урока: проблемный (поисковый, сообщающий, практический).
Формы урока: индивидуальная, парно-групповая.
Средства ведения урока:
Техническое обеспечение: компьютеры, проектор, экран, программный диск, медиаресурсы.
Материалы: раздаточный материал на слайдах презентации – фотографии малой родины, репродукции картин Я.П.Полонского “Спасское-Лутовиново. Поповский пруд”. 1881г., “На родине Тургенева. Река Снежедь”, “Просторы родного края”.
План урока:
- Организационный момент. (2 мин.)
- Индукция. (3 мин.)
- “ Сотворчество” (анализ текста):
а) самоконструкция; (15 мин.)
б) образно-словесное рисование. (20 мин.) - Рефлексия. (3 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.).