Литература
-
Разработка урока-презентации по русской литературе для 9–10-х классов "Сгорая пламенем любви" 2008
В статье идет речь о любимых женщинах А.С. Пушкина и о стихах, которые были им посвящены, звучат романсы в исполнении Ивана Козловского и стихи в исполнении актеров кино и ТV.
-
Разработка урока. "А.П. Чехов. Рассказ "Ионыч" 2010
Разработка урока литературы для 10-го класса, предполагающая побудить учащихся выявить позиции героев произведения, обучение умению высказывать собственное мнение, содействовать формированию работы с текстом.
-
Разработка урока. "Мотив традиций в творчестве Сергея Никитина" (по рассказам И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" ) 2007
Материал предлагаемого урока строится на сопоставлении рассказов И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" с целью показать традиции и художественное своеобразие названных произведений.
-
Разработка уроков литературы по сказке-притче К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" (2 часа). 5-й класс 2007
Цели: общие - подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нём не только хорошее, но и плохое; частные - познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; развивать монологическую речь учащихся.Основная идея темы: деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Разработка уроков по повести А. Алексина "Безумная Евдокия" 2005
Главной целью учителя при анализе произведения было довести до каждого ученика мысль о необходимости воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим людям. Работа с эпиграфом, анализ стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", подбор ключевых слов и словосочетаний, помогли учащимся определить тему разговора. Для того, чтобы привлечь внимание к тексту, детям было дано опережающее задание, на уроке работали творческие группы, велась работа с иллюстрациями.
-
Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет" 2007
В данной статье приводятся разработки уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет"
-
Разработка уроков русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889). 10–11-е классы 2024
Разработка уроков русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889) предназначена для учащихся 10–11-х классов (2 урока). Возможно проведение на уроках в классах гуманитарного профиля. В течение урока рассматриваются важнейшие морально-нравственные проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, нравственных ценностей, смертной казни. На уроке применяются различные формы работы: чтение с остановками, работа с таблицами, сопоставительная характеристика героев, работа с образами-символами и другие.
-
"Разрешите представиться – Маяковский" 2011
Автор знакомит учащихся с художественным миром писателя, помогает увидеть незаурядность творческой личности. В ходе урока идет обращение к фрагментам фильма В.Маяковского "Барышня и хулиган", к песням современных музыкантов на слова В.Маяковского. Учащиеся работают в группах. Каждая из групп определяет, в какой роли они себя видят: представители СМИ, творческая интеллигенция, учительское сообщество, гимназисты 11-го класса.
-
"Разрешите представиться: И.Бродский" 2013
В презентацию вошли фотоматериалы о жизни И.Бродского разных лет, аудиозаписи стихотворений в авторском исполнении. Урок создает проблемные ситуации, требующие осмысления учащимися. В обсуждение включается весь класс. Несколько человек готовят чтение стихотворений наизусть. Это должны быть подготовленные ученики, которые не только проговаривают строчки, но и наполняют своим пониманием.
-
Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой…" 2007
Во вводной части занятия описана беседа с детьми по картине К.Юона "Зимнее солнце". В основной части занятия описана работа над разучиванием стихотворения С.Есенина "Заколдован невидимкой...". В заключительной части описана игра с кубиками Зайцева Н.
-
Ранняя лирика В.В.Маяковского («Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!»). 2014
В статье изложен материал, посвященный ранней лирике В.В.Маяковского. Более подробно рассмотрено стихотворение "Послушайте!", так как оно является одним из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.
-
Ранняя лирика Н.А. Некрасова 2013
Цели урока: углубить знания о новаторстве поэзии Н.А. Некрасова и ее связи с фольклором; развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
-
"…Раскаянье мое благослови!" А.С. Пушкин и религия 2007
Урок-лекция по литературе в 9-м классе. Путь А.С. Пушкина к вере от "афеизма" через сомнения, искания на основе его стихов "Пророк", "Дар напрасный, дар случайный...","Бесы", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Памятник" представлен на уроке-лекции. Материал можно при желании расширить за счет выступлений учащихся с более подробным анализом этих стихотворений.
-
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории 2011
В разработке урока использована технология «критическое мышление», реализован метапредметный подход. С помощью художественного текста учащиеся решают конкретную жизненную проблему, анализируя имеющуюся информацию. Развитие личности, формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроке происходит через полилог и работу в парах. Для наглядности и подведения промежуточных выводов использована ИКТ. Межпредметные связи позволяют дать целостную картину мира.
-
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым") 2006
В ходе анализа эпизода "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым" на уроке устанавливаются смысловые связи этого эпизода с предыдущими и последующими фрагментами романа; выявляются средства раскрытия внутреннего мира Раскольникова; выясняется роль образа Свидригайлова в романе, которая заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу "всё позволено".
-
Раскрытие литературных способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной деятельности 2012
В статье описаны методы развития литературных способностей учащихся, которые помогают выявлять творческие способности школьников.
-
Распад "дворянского гнезда" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") 2012
Итоговый урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» направлен не только на обобщение знаний учащихся и совершенствование навыков устного ответа, умения работать с текстом, но и на достижение нравственной задачи урока: воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества, воспитание ответственности за свои поступки.
-
Распространенные и нераспространенные обращения 2010
Задача данного урока – выявить особенности строения, смыслового назначения обращений и их эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения (выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба").
-
Рассказ А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Занятие элективного курса "Основы текстовосприятия" с использованием технологии развития критического мышления 2007
Занятие показывает приемы вхождения в чеховский стиль, в котором сюжет перестает быть главным. В рассказе "Скрипка Ротшильда", по мнению К.И. Чуковского, сконцентрированы "все основные черты мировоззрения А.П. Чехова и главные особенности его мастерства.
-
Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» 2024
Цель урока: понять черты мировоззрения А.П.Чехова на основе анализа языка его произведений, продолжить обучать анализу художественного текста.
-
Рассказ Б.Зайцева «Вандейский эпилог». 11-й класс 2014
Урок новых знаний знакомство с судьбой, творчеством писателя Б.К. Зайцева в 11-м классе строится в форме педагогической мастерской (французской мастерской). Участники Мастерской развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал. Метод 5 пальцев позволит провести не только рефлексию знаний, умений, но и проверит социальные нормы.
-
Рассказ В.М. Шукшина "Обида" на уроке литературы в 9-м классе 2003
Стратегия - чтение с остановками. Суть стратегии заключается в том, что учащиеся читают текст по частям, с остановками. Остановки нужны для того, чтобы осмыслить прочитанный отрывок и, опираясь на результаты наблюдения за текстом, спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
-
Рассказ Г.Цыпленковой "Конопатый". 8-й класс 2011
Урок в 8-м классе по рассказу Г.Цыплёнковой "Конопатый" содержит интересный материал об отношении к пленным в годы Великой Отечественной войны со стороны гражданского населения: женщин, стариков и детей. Подготовленная презентация даёт возможность сопроводить работу по обсуждению содержания прочитанного произведения, наглядно представить себе условия, в которых находились пленные, вспомнить основные положения III (Женевской) конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта.
-
Рассказ И.А. Бунина "Чистый понедельник": трагедийная концепция любви 2011
Урок в 11-м классе (2 часа) посвящен формированию отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А. Бунина.
-
Рассказ И.А.Бунина «Господин из «Сан-Франциско» в восприятии современных школьников 2019
В статье описано, как воспринимают современные школьники шедевр И.А.Бунина, какие проблемы волнуют их особенно остро. Учитель демонстрирует, как сделать беседу с учениками композиционно стройной, направить разговор в нужном направлении, какие вопросы предложить для осмысления, какие акценты расставить. На уроке ученики познакомились с историей создания рассказа «Господин из Сан-Франциско», вспомнили сюжет, ответили на вопросы.
-
Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк". Глубокий интерес автора к человеку 2009
Одной из важнейших учебных целей курса литературы 6-го класса является формирование личностного отношения ученика к прочитанному. Задача учителя — показать, что возможны различные интерпретации одного и того же текста, но в любом случае они не должны расходиться с авторским замыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие основные приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение.
-
Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар» в школьном изучении 2021
В статье автор раскрывает один из способов анализа рассказа исходя из его рамочной композиции, создающей лирическое настроение и поэтическую атмосферу: полутона, оттенки, зыбкость, прозрачность. Анализ текста предполагает медленное вдумчивое чтение, внимание к каждому слову и детали, тщательную исследовательскую работу с художественным текстом, что помогает ученикам получить полное и разностороннее представление о персонажах рассказа, сформулировать его идею. Также одним из приемов анализа является соотнесение его содержания с притчей о сеятеле. В заключение доклада приведены отзывы учеников о творчестве К.Г.Паустовского.
-
Рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» на уроке литературы (к 190-летию со дня рождения Н.С.Лескова) 2021
Цели и задачи урока: рассмотреть нравственную проблематику рассказа через его анализ на разных уровнях (сюжет, композиция, система образов, жанр, язык); выявить в ходе анализа антиномии и парадоксы повествования; определить актуальность произведения для современного читателя-школьника.
-
Рассказ Пантелеймона Романова "Гвозди" как отражение эпохи коллективизации и раскулачивания 2009
Статья посвящена жизни и творчеству писателя ХХ века, Пантелеймона Романова (1884-1938). В работе даётся анализ рассказа П.Романова "Гвозди".
-
Рассказы А.П. Чехова 2009
Занятие включает в себя несколько частей: обзор творческой биографии, рассказ о личности писателя, краткая характеристика его художественного стиля, анализ рассказа "Ионыч". Оно основано на использовании разных методических приемов, которые позволяют активизировать и реализовать самостоятельную и творческую деятельность учащихся.