Литература
-
Разработка урока-обобщения по теме: "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" 2007
Урок-обобщение по теме "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" систематизирует накопленный материал, помогает разрешить противоречие между "высоким" жанром поэмы и сознательно сниженным, но таким "замашистым" языком. На уроке закладывается дальнейшая линия изучения литературы, "вышедшей из Гоголя", рассматриваются некоторые интертекстуальные связи. Разработка имеет дополнительный материал, который является результатом работы над текстом на предыдущих уроках и представляет как самостоятельный интерес, так и специальный - в классах, изучающих риторику.
-
Разработка урока-презентации по русской литературе для 9–10-х классов "Сгорая пламенем любви" 2008
В статье идет речь о любимых женщинах А.С. Пушкина и о стихах, которые были им посвящены, звучат романсы в исполнении Ивана Козловского и стихи в исполнении актеров кино и ТV.
-
Разработка урока, 10-й класс, по теме: "Трагедия Ларисы Огудаловой" 2008
Одним из принципов обучения в современной школе является интеграция, которая позволяет рассматривать изучаемое явление с точки зрения различных наук. Интегрирование направлено на создание единой картины мира на научной основе; ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах; осуществление взаимосвязи различных предметных систем знаний; разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и педагогов, так у каждого из них высвобождается время для самостоятельной и индивидуальной работы.
-
Разработка урока. "А.П. Чехов. Рассказ "Ионыч" 2010
Разработка урока литературы для 10-го класса, предполагающая побудить учащихся выявить позиции героев произведения, обучение умению высказывать собственное мнение, содействовать формированию работы с текстом.
-
Разработка урока. "Мотив традиций в творчестве Сергея Никитина" (по рассказам И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" ) 2007
Материал предлагаемого урока строится на сопоставлении рассказов И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" с целью показать традиции и художественное своеобразие названных произведений.
-
Разработка уроков литературы по сказке-притче К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" (2 часа). 5-й класс 2007
Цели: общие - подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нём не только хорошее, но и плохое; частные - познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; развивать монологическую речь учащихся.Основная идея темы: деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Разработка уроков по повести А. Алексина "Безумная Евдокия" 2005
Главной целью учителя при анализе произведения было довести до каждого ученика мысль о необходимости воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим людям. Работа с эпиграфом, анализ стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", подбор ключевых слов и словосочетаний, помогли учащимся определить тему разговора. Для того, чтобы привлечь внимание к тексту, детям было дано опережающее задание, на уроке работали творческие группы, велась работа с иллюстрациями.
-
Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет" 2007
В данной статье приводятся разработки уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет"
-
Разработка уроков русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889). 10–11-е классы 2024
Разработка уроков русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889) предназначена для учащихся 10–11-х классов (2 урока). Возможно проведение на уроках в классах гуманитарного профиля. В течение урока рассматриваются важнейшие морально-нравственные проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, нравственных ценностей, смертной казни. На уроке применяются различные формы работы: чтение с остановками, работа с таблицами, сопоставительная характеристика героев, работа с образами-символами и другие.
-
"Разрешите представиться – Маяковский" 2011
Автор знакомит учащихся с художественным миром писателя, помогает увидеть незаурядность творческой личности. В ходе урока идет обращение к фрагментам фильма В.Маяковского "Барышня и хулиган", к песням современных музыкантов на слова В.Маяковского. Учащиеся работают в группах. Каждая из групп определяет, в какой роли они себя видят: представители СМИ, творческая интеллигенция, учительское сообщество, гимназисты 11-го класса.
-
"Разрешите представиться: И.Бродский" 2013
В презентацию вошли фотоматериалы о жизни И.Бродского разных лет, аудиозаписи стихотворений в авторском исполнении. Урок создает проблемные ситуации, требующие осмысления учащимися. В обсуждение включается весь класс. Несколько человек готовят чтение стихотворений наизусть. Это должны быть подготовленные ученики, которые не только проговаривают строчки, но и наполняют своим пониманием.
-
Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой…" 2007
Во вводной части занятия описана беседа с детьми по картине К.Юона "Зимнее солнце". В основной части занятия описана работа над разучиванием стихотворения С.Есенина "Заколдован невидимкой...". В заключительной части описана игра с кубиками Зайцева Н.
-
Ранняя лирика В.В.Маяковского («Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!»). 2014
В статье изложен материал, посвященный ранней лирике В.В.Маяковского. Более подробно рассмотрено стихотворение "Послушайте!", так как оно является одним из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.
-
Ранняя лирика Н.А. Некрасова 2013
Цели урока: углубить знания о новаторстве поэзии Н.А. Некрасова и ее связи с фольклором; развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
-
"…Раскаянье мое благослови!" А.С. Пушкин и религия 2007
Урок-лекция по литературе в 9-м классе. Путь А.С. Пушкина к вере от "афеизма" через сомнения, искания на основе его стихов "Пророк", "Дар напрасный, дар случайный...","Бесы", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Памятник" представлен на уроке-лекции. Материал можно при желании расширить за счет выступлений учащихся с более подробным анализом этих стихотворений.
-
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории 2011
В разработке урока использована технология «критическое мышление», реализован метапредметный подход. С помощью художественного текста учащиеся решают конкретную жизненную проблему, анализируя имеющуюся информацию. Развитие личности, формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроке происходит через полилог и работу в парах. Для наглядности и подведения промежуточных выводов использована ИКТ. Межпредметные связи позволяют дать целостную картину мира.
-
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым") 2006
В ходе анализа эпизода "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым" на уроке устанавливаются смысловые связи этого эпизода с предыдущими и последующими фрагментами романа; выявляются средства раскрытия внутреннего мира Раскольникова; выясняется роль образа Свидригайлова в романе, которая заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу "всё позволено".
-
Раскрытие литературных способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной деятельности 2012
В статье описаны методы развития литературных способностей учащихся, которые помогают выявлять творческие способности школьников.
-
Распад "дворянского гнезда" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") 2012
Итоговый урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» направлен не только на обобщение знаний учащихся и совершенствование навыков устного ответа, умения работать с текстом, но и на достижение нравственной задачи урока: воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества, воспитание ответственности за свои поступки.
-
Распространенные и нераспространенные обращения 2010
Задача данного урока – выявить особенности строения, смыслового назначения обращений и их эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения (выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба").
-
Рассказ А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Занятие элективного курса "Основы текстовосприятия" с использованием технологии развития критического мышления 2007
Занятие показывает приемы вхождения в чеховский стиль, в котором сюжет перестает быть главным. В рассказе "Скрипка Ротшильда", по мнению К.И. Чуковского, сконцентрированы "все основные черты мировоззрения А.П. Чехова и главные особенности его мастерства.
-
Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» 2024
Цель урока: понять черты мировоззрения А.П.Чехова на основе анализа языка его произведений, продолжить обучать анализу художественного текста.
-
Рассказ Б.Зайцева «Вандейский эпилог». 11-й класс 2014
Урок новых знаний знакомство с судьбой, творчеством писателя Б.К. Зайцева в 11-м классе строится в форме педагогической мастерской (французской мастерской). Участники Мастерской развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал. Метод 5 пальцев позволит провести не только рефлексию знаний, умений, но и проверит социальные нормы.
-
Рассказ В.М. Шукшина "Обида" на уроке литературы в 9-м классе 2003
Стратегия - чтение с остановками. Суть стратегии заключается в том, что учащиеся читают текст по частям, с остановками. Остановки нужны для того, чтобы осмыслить прочитанный отрывок и, опираясь на результаты наблюдения за текстом, спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
-
Рассказ Г.Цыпленковой "Конопатый". 8-й класс 2011
Урок в 8-м классе по рассказу Г.Цыплёнковой "Конопатый" содержит интересный материал об отношении к пленным в годы Великой Отечественной войны со стороны гражданского населения: женщин, стариков и детей. Подготовленная презентация даёт возможность сопроводить работу по обсуждению содержания прочитанного произведения, наглядно представить себе условия, в которых находились пленные, вспомнить основные положения III (Женевской) конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта.
-
Рассказ И.А. Бунина "Чистый понедельник": трагедийная концепция любви 2011
Урок в 11-м классе (2 часа) посвящен формированию отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А. Бунина.
-
Рассказ И.А.Бунина «Господин из «Сан-Франциско» в восприятии современных школьников 2019
В статье описано, как воспринимают современные школьники шедевр И.А.Бунина, какие проблемы волнуют их особенно остро. Учитель демонстрирует, как сделать беседу с учениками композиционно стройной, направить разговор в нужном направлении, какие вопросы предложить для осмысления, какие акценты расставить. На уроке ученики познакомились с историей создания рассказа «Господин из Сан-Франциско», вспомнили сюжет, ответили на вопросы.
-
Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк". Глубокий интерес автора к человеку 2009
Одной из важнейших учебных целей курса литературы 6-го класса является формирование личностного отношения ученика к прочитанному. Задача учителя — показать, что возможны различные интерпретации одного и того же текста, но в любом случае они не должны расходиться с авторским замыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие основные приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение.
-
Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар» в школьном изучении 2021
В статье автор раскрывает один из способов анализа рассказа исходя из его рамочной композиции, создающей лирическое настроение и поэтическую атмосферу: полутона, оттенки, зыбкость, прозрачность. Анализ текста предполагает медленное вдумчивое чтение, внимание к каждому слову и детали, тщательную исследовательскую работу с художественным текстом, что помогает ученикам получить полное и разностороннее представление о персонажах рассказа, сформулировать его идею. Также одним из приемов анализа является соотнесение его содержания с притчей о сеятеле. В заключение доклада приведены отзывы учеников о творчестве К.Г.Паустовского.
-
Рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» на уроке литературы (к 190-летию со дня рождения Н.С.Лескова) 2021
Цели и задачи урока: рассмотреть нравственную проблематику рассказа через его анализ на разных уровнях (сюжет, композиция, система образов, жанр, язык); выявить в ходе анализа антиномии и парадоксы повествования; определить актуальность произведения для современного читателя-школьника.