Рифма мужская, женская, дактилическая

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • дать понятие: рифма мужская, женская дактилическая;
  • развивать умение определять и находить в поэтическом тексте указанные рифмы, использовать в своих стихотворениях;
  • воспитывать гуманистические качества.

Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Языковая разминка: разомнём язычок.

1. Работа над артикуляционным аппаратом.

Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.

Задание:

  • прочитать медленно, вдумываясь в содержание предложения;
  • прочитать быстрее; прочитать «птичьим базаром».

Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»

2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.

Учащиеся по очереди читают свои варианты.

Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»

Сравниваем свои ответы:

Слайд 1

Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…

Зарифмованная строка для домашнего задания:

Слайд 2

Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…

Варианты детей:

Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.

Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.

(Другие варианты).

Закрепления предыдущего материала:

  • что такое ритм?
  • что такое рифма?
  • рифма точная и неточная?
  • рифма простая и составная?

III. Переход к новой теме.

Слово учителя.

– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.

Слайд 3.

Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин )

– В каких строках ударение падает на последние слоги?

– В каких строках – на предпоследние?

Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.

Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.

(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.

Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).

– Какая же рифма называется дактилической?

Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:

Слайд 4.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)

На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?

Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.

Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.

IV. Закрепление. Работа в группах постоянного состава.

  1. Работа с поэтическими текстами. Задание: прочитать несколько строк (строфу) из стихотворения любого поэта и определить, какая в данном случае использована рифма; найти в тексте мужскую, женскую, дактилическую рифму.
  2. Работа над созданием собственных стихотворных текстов с применением мужской, женской, дактилической рифмы.

V. Рефлексия.

VI. Итог урока.

– Чему учились?

– Какие трудности были?

– Что было интересного на уроке?

VII. Задание на дом.

подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)