Цели:
- дать понятие: рифма мужская, женская дактилическая;
- развивать умение определять и находить в поэтическом тексте указанные рифмы, использовать в своих стихотворениях;
- воспитывать гуманистические качества.
Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Языковая разминка: разомнём язычок.
1. Работа над артикуляционным аппаратом.
Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.
Задание:
- прочитать медленно, вдумываясь в содержание предложения;
- прочитать быстрее; прочитать «птичьим базаром».
Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»
2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.
Учащиеся по очереди читают свои варианты.
Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»
Сравниваем свои ответы:
Слайд 1
Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…
Зарифмованная строка для домашнего задания:
Слайд 2
Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…
Варианты детей:
Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.
(Другие варианты).
Закрепления предыдущего материала:
- что такое ритм?
- что такое рифма?
- рифма точная и неточная?
- рифма простая и составная?
III. Переход к новой теме.
Слово учителя.
– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.
Слайд 3.
Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин )
– В каких строках ударение падает на последние слоги?
– В каких строках – на предпоследние?
Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.
Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.
(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.
Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).
– Какая же рифма называется дактилической?
Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:
Слайд 4.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)
На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?
Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.
Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.
IV. Закрепление. Работа в группах постоянного состава.
- Работа с поэтическими текстами. Задание: прочитать несколько строк (строфу) из стихотворения любого поэта и определить, какая в данном случае использована рифма; найти в тексте мужскую, женскую, дактилическую рифму.
- Работа над созданием собственных стихотворных текстов с применением мужской, женской, дактилической рифмы.
V. Рефлексия.
VI. Итог урока.
– Чему учились?
– Какие трудности были?
– Что было интересного на уроке?
VII. Задание на дом.
подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)