Тип урока: урок открытия нового знания.
Содержательная цель урока: формирование понятия о системе изобразительно-выразительных средств языка поэзии с включением в неё новых терминов "звукопись", "цветопись"; определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэтов.
Деятельностная цель урока: овладение навыком анализа поэтического текста, формирование умения логично строить суждения с опорой на литературный материал.
Данный урок позволяет развить у обучающихся такие УУД, как умение работать в паре и группе, производить рефлексию учебной деятельности и её результатов, своего эмоционального настроя; ориентироваться в справочной литературе, структурировать материал.
План урока
- Организационно-мотивационный этап. Эмоциональное приветствие. Рефлексия настроения участников учебного процесса. Постановка учащимися целей урока и путей их достижения.
- Этап актуализации знаний по теме и осуществление первого пробного действия. Анализ цитат из поэтических текстов (работа в паре).
- Выявление затруднения, разработка плана по выходу из создавшегося затруднения (коллективный диалог).
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Работа с опорными понятиями.
- Первичное закрепление нового материала. Обучающиеся выполняют элементы анализа текстов из учебника.
- Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.
- Динамическая пауза. Игра-разминка "Австралийский дождь".
- Включение в систему знаний и умений. Работа в группах с раздаточным материалом.
- Этап рефлексии учебного материала, самоанализ учебной деятельности, рефлексия эмоционального настроя.
- Домашнее задание. Выставление поурочного балла.
Ход урока
1. "Здравствуйте, давайте подарим друг другу улыбки и мысленно пожелаем успеха в работе",- этими словами приветствия учитель начинает урок и предлагает детям выбрать из 4 пейзажей, размещённых на парте, тот, который соответствует их настроению на данном этапе урока. Такой приём рефлексии позволяет не только отследить эмоциональную готовность к учебной деятельности, но и подводит к мысли о том, что пейзаж в литературе, в живописи передаёт определённые эмоции автора, лирического героя. Обучающиеся знакомятся с суждением своего ровесника:"Читать люблю. Не нравятся стихи о природе. Однообразно, непонятно. И что в них находят? Берёзки да осинки. Согласны? Или у вас своё мнение?"Принимая "вызов", обучающиеся высказывают своё мнение по данному вопросу, определяют порядок действий, которые приведут оппонента к такому же выводу, и фактически формулируют тему урока, определяют цели, задачи урока и способы их достижения.
2. Обучающиеся получают цитаты из пейзажной лирики 19 века. Их задачи: прочитать выразительно, назвать автора, определить, какое время года и с помощью каких средств изображено. Работа проводится в парах. Предлагаемый список цитат:
"Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит" (эпитет, сравнение, цветопись), "Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя"(олицетворение, цветопись),"Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную" (метафоры, сравнение, цветопись). "Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный..."(эпитет), "Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля" (олицетворение, звукопись), "Какая ночь! Все звёзды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь"(олицетворение), "Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит" (эпитеты, сравнение), "Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой слепит мне очи он" (эпитеты, метафора), "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора-весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера" (эпитет, цветопись)и др.
Обучающиеся приходят к выводу, что в пейзажной лирике 19 века представлены все времена года, картины природы созвучны настроению человека, нарисованы с любовью. "Неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас". (2, с.146)
3. В результате коллективного диалога и обмена мнениями обучающиеся приходят к выводу о необходимости повторить теоретический материал, отработать навык анализа приёмов изображения природы в поэтическом тексте, обратившись к стихотворениям, помещённым в учебнике-хрестоматии.
4. Обучающиеся дают определения таким терминам, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, уточняют их толкование с помощью словаря литературоведческих терминов, обращают внимание на редко встречающиеся приёмы "цветопись" и "аллитерация", отрабатывают навык их нахождения и интерпретации.
5. Обучающиеся выполняют элементы анализа текстов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого, представленных в учебнике-хрестоматии.
6. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону. Обучающиеся получают задание установить соответствие между приёмом и примером из текста, записав ответ в виде пары чисел.
Таблица №1.Задание для самостоятельной работы
приём
|
пример |
ответ |
+/- |
1 эпитет |
1 на крыльях ветерка |
||
2 метафора |
2 эхо засмеялось |
||
3 олицетворение |
3 бирюзовые спинки, сизые тучи, бледный месяц |
||
4 сравнение |
4 взревев, река... на торжествующем хребте |
||
5 цветопись |
5 чудный(град), летучие(облака) |
||
6 звукопись |
6 крылышки точно стекло |
Ответ: эпитет 15, метафора 21, олицетворение 32, сравнение 46, цветопись 53, звукопись 64.
Цель этапа - выполнить самоанализ с последующей самокоррекцией:
- 5"+" - отлично, 4"+" - хорошо,
- 3"+" - удовлетворительно,
- 2-0"+" - необходимо проработать материал повторно
7. Динамическая пауза. Игра-разминка "Австралийский дождь". Цель - снять психологическое напряжение, обеспечить эмоциональную разрядку.
8. Групповая работа. Обучающиеся получают раздаточный материал с планом анализа стихотворения. Работая в группе, они составляют тезисный план ответа и делегируют своего представителя для защиты продукта перед коллективом. Тексты, предлагаемые для анализа: "Весна, весна! как воздух чист!", "Чудный град порой сольётся..." Е.А.Баратынского, "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри, какая мгла..." Я.П.Полонского, "Где гнутся над омутом лозы..." А.К.Толстого. Обучающиеся имеют возможность сопоставить самостоятельно составленный текст анализа с представленным в учебнике.
Таблица №2. Анализ стихотворения по плану
1. ФИО автора, название стихотворения | |
2. тема, идея |
|
3. образы, картины, ситуации и т.п. |
|
4. настроение, чувства, эмоции |
|
5. средства выразительности |
|
А) эпитеты |
|
Б) метафоры |
|
В) сравнения |
|
Г) олицетворения |
|
Д) цветопись, Е)звукопись |
|
6. ваша оценка стихотворения |
Задание: произведи анализ стихотворения по плану, заполни таблицу, продумай связный ответ
9. Этап рефлексии.
Рефлексия учебного материала. Обучающимся предлагается составить синквейн на тему"Природа". Работа проводится в группах.
Возможный ответ:
Природа
разнообразная, одухотворённая
волнует, очаровывает, сопереживает
созвучна внутреннему миру человека
гармония
Рефлексия учебной деятельности. Обучающиеся продолжают высказывания:
"Сегодня я узнал...", "Было интересно...", "Было трудно...", "Я выполнил задания...", "Я понял, что...", "Теперь я могу...", "Я научился...", "У меня получилось...", "Я смог..."
Желающие озвучивают результаты самоанализа, все обучающиеся выполняют это задание индивидуально в письменном виде.
Рефлексия настроения. Обучающиеся выбирают один из пейзажей, соответствующих их настроению в конце урока. Учитель имеет возможность сопоставить 2 картинки и сделать выводы об успешности образовательного процесса на уроке в целом и относительно конкретного ученика.
10. Выставление поурочных баллов, отметок за промежуточные виды заданий с учётом письменных работ в соответствии с критериями, представленными в учебных программах. Домашнее задание на выбор:
а) письменный ответ на вопрос "В чём сходство и различие образов русской природы в стихотворениях русских поэтов 19 века Баратынского, Полонского, Толстого?"
б) анализ одного из стихотворений Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого
в) рассуждение на тему "Почему мне интересна пейзажная лирика поэтов 19 века?"
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, запись видеообращения ученика к сверстникам с вопросом-"вызовом", портреты поэтов, иллюстрации к стихотворениям, выполненные обучающимися самостоятельно, раздаточный дидактический материал, "маршрутные листы", учебники-хрестоматии, словари литературоведческих терминов, карточки для установления рефлексии эмоционального состояния
Литература
- Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
- Егораева Н.В.Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям: В.Я.Коровиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.: Дрофа) 6 класс. - 4-е изд., перераб. - М.:ВАКО, 2016. - 416 с.
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.:Просвещение, 2016.-303 с.