I. Мотивирующий этап
|
На доске рисунки кокоса и банана, острова с пальмой, козы и листок со словом «Пятница»
Учитель:
- Ребята, чем объединены эти рисунки? (все эти предметы из произведения «Робинзон Крузо»)
- А кого не хватает здесь? (самого Робинзона Крузо) |
Познавательные: работа с ассоциацией, моделирование, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение чётко и ясно выражать свои мысли |
II. Этап создания проблемной ситуации и целеполагания
|
Учитель:
- Сегодня мы с вами будем говорить о необитаемых островах, о выживших людях. Прежде чем приступим к работе, я бы хотела предоставить слово Шайдуллину Булату. Он расскажет о своём любимом произведении и учёном, написавшем его, Алене Бомбаре.
Булат:
- Ален Бомбар отправился в одиночное плавание, которое длилось 65 суток, с 19 октября по 23 декабря 1952 года с Гибралтарского перешейка и окончил его на острове Барбадос 22 декабря.
Предыстория его такова. Весной 1951 года Ален Бомбар, молодой врач-интерн (родился 27 октября 1924 года), только начавший свою профессиональную деятельность в госпитале французского порта Булонь, был потрясен количеством погибших моряков с потерпевшего кораблекрушение вблизи берега траулера «Нотр-Дам-де-Пейраг». Траулер ночью, в тумане, налетел на камни прибрежного мола и разбился. Погибли 43 моряка. Утром, спустя несколько часов, их тела вытащили на берег и, что самое удивительное, все они были в спасательных жилетах! Именно это событие подтолкнуло молодого врача заняться проблемой спасения жизни людей, терпящих бедствие в море.
Бомбар задумался, почему так много людей становятся жертвами кораблекрушений? Ведь ежегодно многие тысячи человек погибают в море. И как правило, 90% из них гибнет в первые три дня. Почему это происходит? Ведь для того, чтобы умереть от голода и жажды, потребовалось бы гораздо больше времени. Бомбар сделал вывод, который позднее написал в книге «За бортом по своей воле»: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!»
- Их убило отчаяние, страх и неизвестность. Все эти люди даже не пытались выжить!
Формулируем тему урока:
Учитель:
- О чём мы сегодня будем говорить с вами на уроке? (Какие человеческие качества помогли Р.К. выжить на необитаемом острове? О силе человеческого духа)
Записывают тему в тетрадь!
-Учитель:
Чтобы правильно оценить поступки главного героя, прожившего на острове на протяжении 28 лет, необходимо узнать об авторе, который написал этот роман.
Моя помощница расскажет об авторе и истории создания романа (выступление Ахметхановой Эмилии).
Эмилия:
- Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, её-то за основу и взял Даниэль Дефо (пересказ статьи учебника, стр.199-200) |
Регулятивные: умение чётко формулировать тему и цели урока.
Познавательные: систематизировать, сопоставлять, делать выводы.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с одноклассниками, слушать друг друга, овладевать навыками монологической речи. |
IV. Этап знакомства с новым материалом
Работа по главам романа (осуществляется в парах)
|
Учитель:
- Ребята, ответить нам на наш вопрос поможет само произведение.
- Расскажите, с какими препятствиями пришлось столкнуться герою в первые дни пребывания на острове? (ответы учащихся)
(Глава 6 «Робинзон попадает на необитаемый остров. Он добывает с корабля вещи, еду»).
- Почему он не плакал и не предавался отчаянию?(найти и зачитать в учебнике)
- Как вы думаете, что заставило Робинзона поплыть к тонущему кораблю? С какой целью он сделал плот?
(т.к. в учебнике представлена только одна глава №6, другие были даны на самостоятельное изучение по рядам)
Учитель:
- Ребята, я вам раздам вопросы по главам, вы должны на них ответить, работая в парах, и проанализировать поведение главного героя.
(Глава 8 (1 ряд) «Календарь Робинзона. - Робинзон устраивает свое жилье»).
- Как Робинзон обустраивал свое жилье? Как вы думаете, зачем Робинзон делал зарубки на столбе?
- Ребята, скажите, почему он вёл дневник со столбцами «хорощо» и «плохо»?
- Чему новому он научился?(столярному мастерству)
(Глава 10 (2 ряд) «Робинзон достает вещи с корабля, потерпевшего крушение. - Он тщательно исследует остров. Болезнь и тоска»).
- Для чего Робинзону понадобился календарь?
- Почему им овладела тоска? (ровно год, как он живёт один на этом острове)
- Какой климат на острове и какие времена года? Какие выводу он сделал?
(Глава 16 (3 ряд) «Робинзон приручает диких коз»).
- Зачем Робинзон решил поймать диких коз? Удалось ли ему это?
-Как характеризует эта глава героя? (сильный, мужественный, не теряющий надежды, смекалистый и ТРУДОЛЮБИВЫЙ)
- Каких результатов он достиг?
(Глава 21 (Диана и Гузель) «Робинзон спасает дикаря и дает ему имя Пятница»).
- Почему нового друга назвал пятницей?
- Расскажите о том, как Робинзон спас Пятницу?
- Проявил ли Пятница благодарность своему спасителю? Как?
- Такое отношение Робинзона Крузо к Пятнице как его характеризует? |
Познавательные: самостоятельно работать с текстом; излагать содержание прочитанного.
Коммуникативные: формировать собственное мнение, аргументировать его; высказывать и обосновывать своё мнение; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Итог урока |
- Так что же помогло Робинзону Крузо выжить на острове на протяжении 28 лет?
- Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона. |
Регулятивные: уметь оценивать свою работу, делать выводы, подводить итоги, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.
|