Цели урока:
1.Образовательные:
- учащиеся рассказывают о фактах биографии В.А.Жуковского;
- определяют тему и идею стихотворного текста;
- выразительно читают наизусть стихотворения;
- находят в стихотворении тропы и объясняют их роль в тексте.
2. Развивающие:
- Учащиеся аргументируют свой ответ в рамках данной темы;
- пополняют свой словарный запас;
- работают со справочным материалом.
3. Воспитательные:
- Учащиеся видят и понимают красоту окружающего мира, красоту природы, изображённую в тексте;
- оказывают помощь друг другу при выполнении заданий.
Оборудование.
- Наглядный материал – Презентация, портрет В.А.Жуковского, выставка книг В.А.Жуковского, записи на доске.
- Раздаточный материал – ксерокопии стихотворения В.А.Жуковского (Приложение 1), справочный материал (Приложение 2), таблица и опорные слова и выражения (Приложение 3).
Подготовка к уроку.
Написать сочинение на тему «Рассвет»; повторить определения из «Литературоведческого словарика»; найти в словаре и записать в тетрадь толкование слов «приятный», «благодатный», «младой», «очи», «сманила».
Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений «Взошла заря», «Там небеса и воды ясны».
Задание для творческой группы. Подобрать материал для презентации к стихотворению «Там небеса и воды ясны».
Эпиграф к уроку:
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой!
(В.Жуковский)
Ход урока
Учитель (читает стихотворные строки, записанные на доске):
1.
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.2.
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту...
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Вопросы и задания классу.
– О чем строки, записанные на доске?
(Предполагаемый ответ: о природе)
– Определите основную мысль стихотворных текстов.
(Предполагаемый ответ: автор показывает красоту природы)
– Какому поэту принадлежат стихотворные строки?
(Предполагаемый ответ: эти строки принадлежат В.А.Жуковскому)
– Сформулируйте тему нашего урока.
(Предполагаемый ответ: красота природы в стихотворениях В.А.Жуковского)
– Запись в тетрадях темы урока: «Родная природа в стихотворениях В.А.Жуковского». (Слайд 2)
Учитель:
– Давайте познакомимся с отдельными фактами биографии поэта.
Рассказ учащегося с использованием презентации.
(Презентация 1.Слайды 3-12. Приложение 4)
Учитель:
– Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чем красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению замечательного поэта Василия Андреевича Жуковского. Представим автора как человека и поэта и к концу урока ответим на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»
Так что же главное в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, зеленое – зеленым, зарю – зарей. Вот мы наблюдаем за рассветом. Прочтите свои этюды, которые вы написали дома.
Учащиеся читают работы (3-4 работы)
Учитель:
– Ребята, вы замечательно справились с работой, подобрали красивые слова для описания рассвета. (Приложение 5)
Давайте послушаем, каким увидел такой же рассвет Жуковский.
Ученик читает наизусть стихотворение «Взошла заря».
Вопросы и задания классу.
– Определите тему стихотворения «Взошла заря».
(Предполагаемый ответ: стихотворение о заре, не раз воспеваемой поэтами)
– Утро, рассвет. Все еще спит. Что можно услышать на рассвете? Прочитаем строчку: «Дыханием приятным сманила сон с моих она очей».
– Слышите ли вы легкое дыхание?
– Сочетание каких согласных рождает звукообраз, передает ощущение дыхания.
(Предполагаемый ответ: сочетание согласных [с, х] передает ощущение дыхания)
– А что еще необычного в этой строке?
(Предполагаемый ответ: автор использует необычный порядок слов)
– С какой целью используется инверсия?
(Предполагаемый ответ: привлечь внимание к признаку предмета)
– Объясните, лексическое значение слова «приятный»
(Предполагаемый ответ: «приятный» – «доставляющий удовольствие»)
– Автор создает ощущение восхода зари, которая своим дыханием пробуждает человека. Мы можем не только услышать это дыхание, но и почувствовать его прохладу: «Приятное дыхание».
Ещё раз прочтите медленно эту строку, и сочетание согласных словно создаст эту волну прохладного воздуха, ощущение приятного пробуждения под воздействием дыхания зари.
– В этом стихотворении всего 2 строфы. Что такое строфа?
Какие картины можно увидеть, читая 1 строфу? 2 строфу?
– Описание природы и внутреннего состояния осуществляется с помощью слов и выражений, употребляемых в переносном значении. Вспомните, как называются слова и выражения, употребляемые в переносном значении?
– Что такое эпитет? Метафора? Сравнение? Олицетворение?
Самостоятельная работа.
– Найдите в тексте тропы и внесите их в таблицу. (Приложение 3)
Проверка работы проводится с помощью консультантов.
Вопросы и задания классу.
– Мы слушали, осязали, теперь – видим живую картину. Жуковский заставляет нас всем существом почувствовать необыкновенную красоту зарождения нового дня. Прочитайте, каким поэт видит новый день?
(Предполагаемый ответ: «И день взлетел, как гений светлокрылой! И жизнью всё живому сердце было»)
– А что вы можете сказать о словах «благодатный, младым, очи, сманила» с
точки зрения лексики?
Учащиеся читают выписанные дома значения слов.
– Почему же поэт использует именно эти слова?
(Предполагаемый ответ: человек говорит такими словами, когда хочет передать свои чувства от увиденного)
– Какие же чувства он испытывает?
(Предполагаемый ответ: чувство изумления, восхищения, удивления)
– Настроение, чувства передаются в художественном произведении не только
с помощью лексики, но и с помощью интонации. Найдите в стихотворении
восклицательные предложения. Как следует их прочитать?
(Предполагаемый ответ: особенно весело, с восторгом, громче, чем все остальные предложения).
Учитель:
– Обратимся к эпиграфу урока. (Презентация 1.Слайд 2)
Как вы понимаете смысл слов Жуковского?
(Предполагаемый ответ: о чём бы ни писал Жуковский, где бы он ни был, он думал о родине и выражал в своих стихах чувство любви к ней)
Учитель:
– Давайте с вами посмотрим работу творческой группы, которая выполняла
задание по стихотворению «Там небеса и воды ясны».
Отчёт творческой группы.
– Стихотворение В.А.Жуковского «Там небеса и воды ясны» вдохновило нас на создание презентации, которую мы назвали «Как сладко мне воспоминание». В презентации мы постарались показать картины родной природы, которые представляли себе, читая стихотворение.
Ученик читает наизусть стихотворение «Там небеса и воды ясны».
(Презентация 2)
Творческое задание.
Письменно ответить на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»
Для ответа используйте опорные слова и выражения. (Приложение 3)
величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его воображении; богатство переживаний передано в...; особенность поэтики Жуковского; стихотворение поражает своими открытиями.
Учитель:
– Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок! (Выставление оценок)
Домашнее задание.
Из стихотворения «Там небеса и воды ясны» выписать тропы.
Письменно ответить на вопрос: Какое впечатление произвело на вас стихотворение В.Жуковского «Там небеса и воды ясны»?