Родная природа в творчестве Александра Береснёва

Разделы: Литература


Приблизительная продолжительность проекта: 5 недель.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Стандарт начального и среднего образования

  • развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества; охрана и укрепление здоровья;
  • воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию.
  • Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопроса, построение ответа, доказательства - объяснения). Построение простейших логических выражений с использованием связок «и», «для всех», «или», «не». Элементарное обоснование высказываемого суждения.
  • Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад. Правила сотрудничества в коллективной деятельности.
  • Овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
  • Воспитание позитивного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к лексической стороне речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики клише как элементы речевого этикета, культуре и литературе русского народа с учетом опыта учащихся.
  • Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому.
  • Развитие способности передавать в творческих работах свое отношение к окружающему миру; развитие способности к творческому самовыражению;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей.
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • выразительно читать стихотворения А. Береснева;
  • закрепление и расширение понятия «цветовая гамма» в лирическом произведении;
  • научатся определять тропы используемые автором;
  • приобретение навыков самостоятельной работы;
  • развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
  • расширение знаний учащихся;
  • развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков;
  • развитие критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения;
  • приобретение навыков самостоятельного исследования проблемы;
  • приобретение навыков образного творческого мышления;
  • использование информационных технологий для наглядного представления результатов исследования.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Как изменить мир?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Природа и человек – близнецы – братья?
  • «Теплые» или «холодные» тона преобладают в сборнике А. Береснева « Подснежник»?

Учебные вопросы:

  • Способны ли поэтические тексты оказывать позитивное воздействие на человека?
  • Может человек существовать отдельно от природы?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
  • Экскурсии в литературный музей им. М.Ф. Достоевского и Либеров центр;
  • Встреча с членами Союза писателей России;
  • Встреча с писателями Областного литературного объединения им. Якова Журавлева;
  • Стартовая презентация учителя;
  • Обсуждение общего плана проведения проекта;
  • Обсуждение плана работы над проектом в группах;
  • Формирующее оценивание.
  • Индивидуальные. консультации;
  • групповой лист оценки;
  • контрольный лист продвижения по проекту;
  • рефлексия.
Результаты исследований:

Презентация – 1 группа
Публикация – 2 группа
Вики-статьи – 3 группа

  • Защита работы;
  • Лист критериев и оценки проекта;
  • критерии оценки;
  • итоговое обсуждение;
  • оформление литературной газеты.

Описание методов оценивания

Пояснение: В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с помощью презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп.

Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, сообщение, вики-статья), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист продвижения по проекту, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь. В свою очередь учащимися заполняются свои листы продвижения по проекту, которые помогают им держаться в русле проекта. На протяжение проекта несколько раз проводится рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свой вклад в совместную работу; заполняются рубрики, позволяющие оценить качество продуктов и скорректировать его.

После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Итог выпуск литературной газеты по творчеству А. Береснева.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания, умения и навыки необходимые ученикам для участия в проекте:

  • знания: курс ИЗО, рус. яз., речевого развития на уровне 3 - 5 класса;
  • умения: работа с различными источниками информации, подготовки и проведения презентации, навыки работы с поэтическим словом, с языковыми средствами языка; выразительного чтение стихов; знать приемы литературного изложения материала.
  • овладение навыками поисковой, аналитической и творческой работы; иметь начальные навыки работы в создании компьютерных документов.

Учебные мероприятия

Учебная деятельность:

  • 1-й урок 1 этап – постановка проблемы, цели и задач проекта;
  • 2 этап – обсуждение возможных объектов изучения;
  • 3 этап – обсуждение плана деятельности; определение источников информации, способов сбора, анализа и представления результатов, процедур и критериев оценки проектной деятельности;
  • 4 этап – распределение обязанностей между членами рабочей группы.

Внеурочная деятельность:

  • 5 этап – исследование, отбор и систематизация необходимой информации, изготовление проекта, консультации для учащихся (до 5-и часов);
  • 2-й урок 6 этап – обобщение результатов и выводов, защита проектных работ;
  • 3-й урок 7 этап – коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ проектной деятельности, коррекция недостатков.

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Для ученика с проблемами усвоения учебного материала необходимо:

  • скорректировать цели и задачи обучения;
  • при работе в группе выбрать задания по силам;
  • составить подробный план продвижения по проекту;
  • прикрепить к нему консультанта;
  • составить личное расписание, чтобы он имел возможность работать над проектом вне урока;
  • разработать адаптированные материалы самооценки;
  • разработать контрольные листы с индивидуальными целями и самооценкой их достижения;
  • дать возможность представить свою работу в той форме, которая наиболее удобна для ученика.

Одаренный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Одарённый ученик выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта, ставит перед собой более сложные задачи, участвует в конкурсах и олимпиадах разных уровней.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

  • Фотоаппарат;
  • Компьютер(ы);
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Проектор;
  • Сканер;
  • DVD плейр;
  • Сеть Интернет;
  • Лазерный диск;
  • Принтер;
  • Видеомагнитофон;
  • Видеокамера;
  • Оборудование для видеоконференций;
  • Другое.

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

  • Базы данных, электронные таблицы
  • Издательские системы
  • Программы для электронной почты
  • Электронные энциклопедии
  • Программы обработки изображений
  • Веб-браузер
  • Мультимедийные программы
  • Программы редактирования веб-страниц
  • Текстовый редактор
  • Другое.

Материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии, справочный материал, словарь литературоведческих терминов и т.д.

Другие принадлежности

Сборник стихов А. Береснева, толковый словарь Ожегова, цветные карандаши, краски

Интернет-ресурсы

  • Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта: http://www.rambler.ru, Кирилл и Мефодий - http://www.km.ru

Другие ресурсы

Пригласить родителей учащихся, для видео съёмки заключительного этапа.

Таблицы:

"Стандарты и цели. Уровни соответствия проекта стандартам и целям".
План проведения проекта.
Самооценка качества проведенного исследования (детская презентация)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПУБЛИКАЦИИ (буклет)
Рефлексия (самооценка совместной работы)

Презентации и буклет (архив).