Родительские наказы в произведениях русской классики и жизни современного подростка

Разделы: Литература


Тип урока - урок обобщения изученного материала.

Цель урока - формирование духовно-нравственных ценностей семейного воспитания.

Оборудование - проектор, экран, компьютер, толковые словари.

Место в системе уроков - урок внеклассного чтения после изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Учебная ситуация: роман «Капитанская дочка» изучен, мы с учениками много говорили о роли родителей в жизни подрастающего молодого человека, рассуждали о взрослении Петра Гринёва и Маши Мироновой, не обошли вниманием и наказы: знаменитое - «Береги честь смолоду» - объяснили, написали сочинение-рассуждение.

Заканчивая изучение произведения, учитель предложил ученикам задание: «Пусть родители напишут вам наказ, пусть дадут важные жизненные советы».

Ход урока

Этап мотивации

Отцы и дети - это и вечная проблема, и вечная тема в русской и мировой литературе. Вспомним самые известные произведения, где действуют дети и родители. У вас три минуты, время пошло…

За предложенные минуты ученики успевают назвать «Ромео и Джульетту», «Барышню-крестьянку», «Детей капитана Гранта», «Тараса Бульбу», «Дубровского» и др. Таким образом, на этом этапе урока происходит активизация внимания и пробуждение интереса к изучаемой теме.

Этап актуализации знаний

В течение нескольких уроков, изучая роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», мы говорили о взрослении молодого человека и о том, как ему в этом помогают наказы родителей. Вспомним: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся на­чальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговари­вайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А теперь другие отец и сын и другое прощание перед разлукой: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: «А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!" - взвизгнул он. "Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка", - улыбаясь сказал сын.

Это отрывок из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», попробуем сопоставить два этих эпизода с наказами, выстроить логическую цепочку между произведениями и героями.

Задание: выписать в тетрадях качества, которые необходимы для выполнения отцовских наказов. Дайте определение выписанным понятиям, используя словари и интернет ресурсы.

Выполнил ли Гринёв наказ отца? Да. Он до конца остался верен присяге. И князь Андрей не заставил своего отца краснеть за него: он достойно воевал и проявил храбрость и отвагу. Так, оба отца напоминают сыновьям о долге, о смелости, о чести и достоинстве. Именно с этими понятиями и работаем в классе.

Этап целеполагания

В современном мире проблема отношений родителей и детей по-прежнему актуальна, поэтому вы получили на предыдущем уроке задание: попросить родителей написать для вас советы для будущей самостоятельной жизни. Что они вам посоветовали? Какие качества просили в себе развивать? Выпишем на доску слова, которые чаще всего встретились в их записках, создадим карту понятий.

Появляются слова: любовь, вера, дружба, уважение, деньги, время, здоровье, и др. Что же вам желают ваши родители? Зачем на доске появились эти слова? Что они означают?

Идёт работа с новыми понятиями. Добавляются определения в тетради. Учитель обращает внимание учеников на то, что слова в наказах литературных и жизненных наказах повторяются.

Цель урока - найти общие для литературы и жизни ценностные понятия, которые литературные герои и современные родители готовы передавать своим детям.

Этап решения поставленной проблемы (работа с таблицей)

Групповая работа (4-5 человек). Задание от учителя: выбрать из предложенных два художественных текста, определить автора и название произведения, добавить два текста ваших родителей, заполнить таблицы на основе наказов ваших родителей и литературных наказов. Примеры в таблице.

Автор наказа, произведение

Ключевые слова

Формируемые ценности

Андрей Петрович Гринёв, «Капитанская дочка»

Верно, слушайся, не отговаривайся, платье, честь

Долг перед Родиной
Присяга
Честь

Николай Андреевич Болконский, «Война и мир»

Больно, стыдно, не как сын

Офицерская честь
Верность долгу

Вывод:

ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ:

1. Живи, чадо, по христианскому закону - во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем, да не всякому духу верь: доброму подражай, лукавых и закон в любых делах преступающих не привечай. Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого, и пьянственного берегись недуга - от тех двух причин все зло заводится и ведет в преисподний ад: и дом пуст - богатству разорение, и Богом не будет помилован, и людьми обесчещен, высмеян и унижен, родителями же проклят. Если, чадо, от такого зла Господь сохранит тебя, закон соблюдешь по заповеди господни, и от хмельного питья воздержишься, и добродетельно проживешь, как все богобоязненные люди, тогда помилует Бог тебя и люди почтут, и наполнит Господь твой дом всякою благодатью.

2. Ты делал со мной дела, стало быть, знаешь, что у меня есть некоторый капитал; но ты прежде смерти моей на него не рассчитывай, а я, вероятно, еще проживу лет двадцать, разве только камень упадет на голову. Лампада горит ярко, и масла в ней много. Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, - не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты…
…….Ну, а если не станет уменья, не сумеешь сам отыскать вдруг свою дорогу, понадобится посоветоваться, спросить - зайди к Рейнгольду: он научит. О! - прибавил он, подняв пальцы вверх и тряся головой. Это… это (он хотел похвалить и не нашел слова)… Мы вместе из Саксонии пришли. У него четырехэтажный дом. Я тебе адрес скажу…

3. Сын мой, конь этот увидел свет в доме вашего отца лет тринадцать назад и все эти годы служил нам верой и правдой, что должно расположить вас к нему. Не продавайте его ни при каких обстоятельствах, дайте ему в почете и покое умереть от старости. И, если вам придется пуститься на нем в поход, щадите его, как вы щадили бы старого слугу. При дворе, - продолжал д'Артаньян-отец, - в том случае, если вы будете там приняты, на что, впрочем, вам дает право древность вашего рода, поддерживайте ради себя самого и ваших близких честь вашего дворянского имени, которое более пяти столетий с достоинством носили ваши предки. Под словом "близкие" я подразумеваю ваших родных и друзей. Не покоряйтесь никому, за исключением короля и кардинала. Только мужеством - слышите ли вы, единственно мужеством! - дворянин в наши дни может пробить себе путь. Кто дрогнет хоть на мгновение, возможно, упустит случай, который именно в это мгновение ему предоставляла фортуна. Вы молоды и обязаны быть храбрым по двум причинам: во-первых, вы гасконец, и, кроме того, - вы мой сын. Не опасайтесь случайностей и ищите приключений. Я дал вам возможность научиться владеть шпагой. У вас железные икры и стальная хватка. Вступайте в бой по любому поводу, деритесь на дуэли, тем более что дуэли воспрещены и, следовательно, нужно быть мужественным вдвойне, чтобы драться.

4.

А сам ты где? Стань под благословенье
И заруби-ка вот что на носу:
Заветным мыслям не давай огласки,
Несообразным - ходу не давай.
Будь прост с людьми, но не запанибрата,
Проверенных и лучших из друзей
Приковывай стальными обручами,
Но до мозолей рук не натирай
Пожатьями со встречными. Старайся
Беречься драк, а сцепишься - берись
За дело так, чтоб береглись другие.
Всех слушай, но беседуй редко с кем.
Терпи их суд и прячь свои сужденья.
Рядись, во что позволит кошелек,
Но не франти - богато, но без вычур.
По платью познается человек,
Во Франции ж на этот счет средь знати
Особенно хороший глаз. Смотри
Не занимай и не ссужай. Ссужая,
Лишаемся мы денег и друзей,
А займы притупляют бережливость.
Всего превыше: верен будь себе.
Тогда, как утро следует за ночью,
Последует за этим верность всем.
Прощай, запомни все и собирайся.

5. Мама Анжелы В.

Не сравнивай себя с другими. Настоящий дом там, где тебя любят и ждут, а не там, где ты живешь. Как бы банально это ни звучало, но на ошибках учатся. Не бойся ошибиться. Не все девочки, с которыми ты будешь дружить, станут твоими лучшими подругами на долгие годы. Ты способна на большее, чем тебе кажется.
Горькая правда всегда лучше сладкой лжи. Знание - это сила. Читай как можно больше разной литературы. Выучи слово «НЕТ» и не бойся использовать его.

6. Папа Нади Л.

Ты, дочь моя, съезжаешь ты от нас.
Держи в руках себя и не печалься.
Учись усердно, не ленись!
Пусть каждый день твой будет счастлив,
А дом твой убран и красив.

Этап закрепления

Группы выступают либо перед классом, либо перемешиваясь в группах сменного состава. Таким образом, выслушиваются все версии одноклассников.

Этап рефлексии

Ради чего мы сегодня изучали данную тему? Запишите на доске одно слово, которое характеризует вашу сегодняшнюю ценность.

Домашнее задание - проанализируйте один из фрагментов и опишите в 3-5 предложениях связного мини-сочинения главные мысли, упомянув автора, название, имена героев и их ценности.

  1. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. <…> Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет.
    Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань. Нашел деньги - ни с кем не делись… Все себе возьми, Митрофанушка.
  2. Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой.
  3. Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Источники: произведения русской и зарубежной классики с родительскими наказами и тексты родительских наказов восьмиклассников.