Рождественские ангелы в литературе и музыке (на примере святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»). 7-й класс

Разделы: Литература, Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского.
  2. Дать понятие о жанре рождественского рассказа.
  3. Содержанием урока способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся.
  4. Приобщение учащихся к духовной культуре, которая заложена в литературных и музыкальных произведениях о Рождестве.
  5. Воспитывать в детях уважение и заботу об окружающих, чувства милосердия, сострадания.
  6. Развивать вокально-хоровые навыки.
  7. Воспитывать слушательскую культуру.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

“Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди ... свободно раскрывают друг другу сердца...” (Чарльз Диккенс)

“Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей”. (Ф.М. Достоевский)

(слайд 4)

Исполнение учащимися Международного рождественского гимна “Ночь тиха над Палестиной” (слайд 5) < Приложение 1>

Знаете ли вы, что песнопение, которое мы сейчас исполняли, не просто рождественское, это Международный рождественский гимн? В чем смысл этого песнопения? (Это песнопение о том, что Ангел с небес принес благую весть пастухам о рождении Христа)

А кто такие ангелы? (Ангелы – посланцы Бога, покровительствующие человеку, вестники рождения Христа)(слайд 6).Это символ доброты и любви, приносящий в дом тепло и счастье. В наши дни, фигурка рождественского ангела является оберегом для дома и семьи. Рождественские песнопения издавна сравнивались с пением ангелов, особенно в соборах и церквях, где сама акустика помогает сделать звук объемным, волшебным, таинственным и в некоторой степени невесомым. А с образом самого ангела сравнивали солиста (обычно мальчика), который обладал дискантом (высоким голосом).

Интересно, что вплоть до 13 века рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения родились в Италии, они более легкие, живые и неформальные. Давайте послушаем одно из таких песнопений (“Рождество христово, Ангел прилетел”). < Приложение 2>

Во время прослушивания песнопения учащимся может демонстрироваться презентация “Рождество и Новый год в мировом изобразительном искусстве” (ИД “Первое сентября”).

Ангелы были не только вестниками рождения Христа. Согласно одной из легенд они выбирали рождественское дерево – символ Рождества. (слайд 7) (Легенду рассказывает подготовленный ученик)

“О происхождении рождественского дерева существует множество легенд. Согласно одной из них, в ночь Рождества Христова все деревья в лесу расцвели и дали плоды. Возможно, именно на основе этой легенды и укоренился обычай вешать на вечнозеленое дерево яблоки, цитрусовые и другие фрукты. В некоторых местах Европы в качестве рождественского растительного символа до сих пор используется цветущее дерево: так, например, вишню содержат в особых условиях, добиваясь того, чтобы она расцветала как раз к Рождеству. < ...>

В легенде о происхождении рождественского дерева рассказывается о том, как ангелы пошли в лес, чтобы выбрать для мира дерево Рождества. Вначале они считали, что им должен стать могучий дуб. (слайд 8) Однако один из ангелов не согласился с этим: “Нет, — сказал он, — мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил”. Ангелы отправились дальше и подошли к буку. (слайд 9) И тогда второй ангел сказал: “И бук мы не можем выбрать в качестве рождественского дерева, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву”. (слайд 10) Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: “Береза тоже не подходит для наших целей, поскольку ее ветки обычно используются в качестве бичей для наказания провинившихся”. (слайд 11) Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, это дерево не может быть символом радости, оттого что большую часть времени оно плачет. Наконец, ангелы подошли к ели и из-за ее вечнозеленого покрова, стройной, симметричной формы и приятного запаха хвои единодушно выбрали ее деревом Рождества. (слайд 12) Таким образом, в результате сделанного ангелами выбора ель и стала мировым рождественским деревом” [3]

Давайте посмотрим на ель. У нее геометрическая форма, ее острая верхушка устремлена ввысь. Что же ель нам напоминает? Конечно, храм. И функция у нее сходная – собирать вокруг себя людей. Обратите внимание на крестовину, к которой крепят елку. Эта крестовина стала символизировать крестную ношу Христа. Кто опирается на крест, тверд в своей вере, того не сокрушат никакие невзгоды.

Музыка – искусство образное, которое воплощается через звуки. Все мы люди разные, и образы, которые возникают у нас перед глазами, отличаются друг от друга. Несмотря на то, что мы знаем, кто такие ангелы, в нашем воображении они у каждого имеют свои черты. А музыка помогает раскрыть этот образ. Поэтому ангелы в музыке многогранны. Это частичка света, тепла и любви.

А теперь давайте обратимся к литературе и посмотрим на рождественского ангела “у Христа на елке”.

Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, о судьбе ребенка.

Ф.М. Достоевский написал замечательное произведение “Мальчик у Христа на елке” (слайд 13). Этот рассказ принадлежит к числу рождественских. Писатели, композиторы, живописцы уделяли большое внимание рождественской теме. С этой темой связаны имена В.Ч. Диккенса, В.Шекспира, В.Жуковского, А.Пушкина, Н.Гоголя, Л.Андреева и многих других.

Давайте посмотрим, что такое рождественский или святочный рассказ (слайд 14).

Святочный или рождественский рассказ – это особый жанр, который возник в литературе на основе фольклорных традиций. Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса. К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие:

“1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;

2) наличие героя-ребенка;

3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое));

5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности;

6) гуманистическая направленность рассказов со рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию)” [4].

Закрепление материала.

Беседа о прочитанном (слайды 15, 16):

  • Каково ваше впечатление от прочитанного?
  • В какое время происходят события, которые описаны в рассказе?
  • Что вы можете рассказать об этом мальчике?
  • Каким вы представляете мальчика? Опишите его.
  • Как вы думаете, почему у этого мальчика нет имени?
  • Что вы можете сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге?
  • Какими чувствами переполнена душа мальчика?
  • Становятся ли люди накануне Рождества милосерднее и добрее?
  • В рассказе очень подробно описывается витрина магазина с куклами. Почему? Что чувствует мальчик, когда наблюдает за куклами?
  • Какой эпизод является самым ярким в рассказе?
  • Как мальчик оказывается у Христа на ёлке?
  • Кто встречает мальчика на елке у Христа?
  • Что мы узнаем о детях, которых мальчик встречает у Христа на елке?
  • Происходит ли в рассказе чудо?
  • Что случилось с мальчиком в конце рассказа? Можно ли назвать финал рассказа счастливым?
  • Чему учит и к чему побуждает нас рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"?
  • Почему мы относим этот рассказ к числу рождественских?

Тема нашего урока “Рождественские ангелы в литературе и музыке”. Но в рассказе “Мальчик у Христа на елке” рассказывается совсем не про ангела, а про простого мальчика. Как вы думаете, почему мы сегодня говорили именно об этом произведении? Упоминаются ли ангелы в этом рассказе? (“все они теперь как ангелы, все у Христа”)

Раздается текст трех рождественских песнопений, дети слушают музыку и выбирают, какое песнопение наиболее подходит по настроению к кульминации рассказа. Свой выбор учащимся нужно обосновать.

< Приложение 3>

< Приложение 4>

< Приложение 5>

< Приложение 6>

< Приложение 7>

Я надеюсь, что этот рассказ научит нас сострадать и быть милосерднее друг к другу.

Живое исполнение “Тихая ночь, святая ночь” (слайд 18) < Приложение 8>

< Приложение 9>

Домашнее задание на следующий урок(слайд 19):

Напишите сочинение-рассуждение на тему: “О чем заставил меня задуматься рассказ Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”

Советуем прочитать (слайд 20):

  1. А.П. Чехов “Мальчики”
  2. Андреев Л. “Ангелочек”.
  3. Белов В. “Даня”.
  4. Иваненко О. “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”.
  5. Куприн А.И. “Чудесный доктор”.

Материалы подготовлены с использованием следующих источников:

  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
  2. Грамота. ру http://www.gramota.ru/
  3. Е.В. Душечкина. Русская ёлка: История, мифология, литература http://ec-dejavu.ru/n/New_Year_tree.html
  4. “Литература” журнал для учителей словесности № 17 (728) декабрь 2011 год. Издательский дом “Первое сентября” О. Харитонова “Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке” в контексте духовных и литературных традиций” http://1sept.ru/
  5. Издательский дом “Первое сентября” http://1sept.ru/
  6. Ф.М. Достоевский “ Мальчик у Христа на елке” http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0540.shtml