Форма урока: сравнительный анализ поэтических текстов.
Цель: формирование умений анализировать лирическое произведение, понимать и формулировать его тему, идею, определять изобразительно-выразительные средства языка; формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста; воспитание духовно развитой личности.
Задачи:
- пробудить интерес к поэзии — помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений; понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов;
- развивать умения анализировать лирические произведения, выразительно читать поэтические тексты;
- развивать личностно смысловое отношение к учебному предмету, помочь учащимся осознать социальную, личностную значимость учебного материала.
- воспитывать чувство восхищения красотой родной природы, гордости за свою родину;
- воспитывать навыки саморазвития и самоорганизации личности.
Оборудование:
- персональный компьютер,
- мультимедийный проектор,
- диск “Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 5-6 классы”,
- программа Microsoft Power Point,
- учебная хрестоматия по литературе для 6 класса В.П. Полухиной
Ожидаемые результаты урока: учащиеся совершенствуют навыки при анализе лирического произведения, при формулировании его темы, идеи, при определении изобразительно-выразительных средств языка; формируют комплекс речевых умений.
План урока:
I. Вступительное слово учителя. 1 минута.
II. Постановка целей и задач урока. 2 минуты.
III. Изучение нового материала. 25 минут
1. Сообщение о Ф.И. Тютчеве.
2. Анализ стихотворения “О чём ты воешь, ветр ночной...”
3. Анализ стихотворения “Весенние воды”
4. Анализ стихотворения “Листья”
5. Сообщение об А.А. Фете.
6. Анализ стихотворения “Ель рукавом мне тропинку завесила...”
IV. Закрепление изученного материала 10 минут
1. Тренажёр.
2. Тест.
V. Заключительное слово учителя. 2 минуты.
VI. Информация о домашнем задании. 2 минуты.
VII. Подведение итогов. 2 минуты.
VIII. Рефлексия. 1 минута.
Ход урока
(звучит музыка) Приложение 2
I. Вступительное слово учителя
(Репродукция картины) Приложение 1. Слайд 2
Лирика — один из трёх родов художественной литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия — особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается “бездна смысла”, для передачи которого в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может возникнуть “чародейка-зима”; прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга; “хрустальные” дни золотой осени. Лирика может дать почувствовать “созвучье полное” с природой.
II. Постановка целей и задач урока
— Ребята, тему урока вы знаете. А какая цель будет стоять перед нами на сегодняшнем уроке? (Соприкоснуться с поэзией природы русских поэтов)
— Да, сегодня на уроке мы будем говорить о родной поэзии в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия.
III. Изучение нового материала
1. Сообщение о Ф.И. Тютчеве.
(Портрет) Приложение 1. Слайд 3-7
Детские годы Ф.И. Тютчева прошли в Овстуге — наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край — колыбель многих русских писателей и поэтов: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.
Судьба Ф.И. Тютчева была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по его собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски. Все свои письма и статьи писал только на французском языке и всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
2. Анализ стихотворения “О чём ты воешь, ветр ночной...”
(Работа с ПК) Диск “Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 5-6 классы”,
3. Анализ стихотворения “Весенние воды”
(Репродукция картины) Приложение 1. Слайд 10
- Выразительное чтение наизусть стихотворения (читает ученик).
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!”
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
- Беседа по вопросам: Приложение 3
— Какова тема стихотворения? (Основная тема стихотворения — приход весны).
— Каково его основное настроения? (Радостное, весёлое настроение царит в этом стихотворении).
— Что передаёт стихотворение? (Журчание ручьёв).
— Какой художественный приём использует поэт в этом стихотворении, чтобы показать неразрывную связь природы с жизнью человека? (Приём олицетворения).
— Покажем это на конкретных примерах. (“Воды уж весной шумят”, “бегут и будят сонный брег”, бегут и блещут, и гласят”, “они гласят во все концы”).
— А ещё, какой художественный приём использует поэт? (Эпитет) Найдём их.
— Что подразумевает поэт под “румяным светлым хороводом”? (Подразумевает весёлый хоровод, состоящий из девушек. Обычно в теплые майские дни девушки начинали водить хороводы).
— Обратим внимание на звукопись стихотворения. Гул весенней воды ощущается в звуковой гамме. В первой строфе звук у повторяется 6 раз; звуки б и г подчеркивают это движение воды.
— Какие чувства и мысли хотел донести до читателя автор? (Автор хотел донести до читателя светлые, радостные чувства прихода весны, обновления человека, пробуждения его к жизни).
— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
- Устное рисование
— Нарисуйте картину, которая создаётся воображением при чтении этого стихотворения. (Наступление весны, светит солнце, тает снег, уже виднеется земля, поют птицы; журчат ручьи, сбегая с пригорков. Девушки танцуют в хороводе.)
— Какие краски цветовой гаммы будут преобладать на вашей картине? (Светлые – жёлтые, голубые, зелёные)
- Словарная работа
Гонец — в старину: человек, посланный куда-нибудь со срочным известием.
4. Анализ стихотворения “Листья”
(Репродукция картины)
- Выразительное чтение наизусть стихотворения (читает ученик).
- Беседа по вопросам: Приложение 3
— Какова тема стихотворения? (В стихотворении говорится об осенних листьях).
— Каково настроение стихотворения? (Настроение грусти, печали недолговечности жизни листьев)
— Прочитаем картину весёлого лета, где показаны привлекательные свойства листьев. (Чтение). На смену приходит картина увядания. Прочитаем её.
— Что подразумевается под метафорой “лёгкое племя”? (Листья).
— Какой художественный приём использует поэт в этом стихотворении?
(Олицетворение — монологи листьев, не желающих “даром висеть и желтеть”).
— Картину стремительности, порыва усиливают повторы, восклицания и многоточия: “Скорее, скорей!”, “Летите, летите! Мы с вами летим”. Авторское отношение просвечивается в сниженной лексике: “всю зиму торчат”, “тощая зелень, как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа”.
— Каков стихотворный размер этого стихотворения? (Двустопный амфибрахий. Создаётся впечатление особой лёгкости).
— Какие мысли и чувства хотел донести до читателя автор? (Мысль о стремлении к полёту, к обновлению, прочь “от докучных ветвей”).
— Как заканчивается стихотворение? (На торжественной ноте: “Летите, летите! Мы с вами летим”).
— Понравилось ли вам стихотворение? Почему? (Стремление к новой жизни, стремление к чему-то новому. Наверное, это свойственно для каждого человека)
- Словарная работа
Зефир — у древних греков: западный ветер; в поэзии: очень приятный, лёгкий ветер.
5. Сообщение об А.А. Фете.
(Портрет А.А. Фета) Приложение 1. Слайд 11
А.А. Фет всю свою жизнь пронес гармонию красоты всего живого. Его судьба поставила ему очень жесткие условия для творчества. Внешне жизнь поэта была подчинена решению совсем непоэтических, житейских проблем. Но его поэзия осталась возвышенной и трепетной. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи — вот задача поэта. В противоположность “прозе жизни” Фет создавал в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное. “Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо, — эти строки определяют его творчество на протяжении всей жизни.
6. Анализ стихотворения “Ель рукавом мне тропинку завесила...”
(Репродукция картины) Приложение 1. Слайд 12
- Выразительное чтение наизусть стихотворения (читает ученик).
- Беседа по вопросам:
— Какова основная мысль стихотворения? (Передаёт чувства лирического героя, чувство смятения, страха).
— Какие образы этому способствуют? (Ветер, создающий шум, и одиночество лирического героя).
— Зачитаем строки, которые передают одиночество лирического героя? (“В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело...Я ничего не пойму...”).
— Найдите пример художественного приёма олицетворения? (“Ель рукавом мне тропинку завесила”).
— С какой целью использует олицетворение автор?
— Что происходит во второй части стихотворения? (Появляется радостное ощущение надежды).
— В каких строках заключено это настроение? (“Сладостен зов мне глашатая медного! Мёртвые что мне листы!”).
— Волнующий ритм создаётся органично и естественно размером стиха. Каков размер? (Дактиль)
— Стихотворение до конца сохраняет завораживающую силу: оно заканчивается с включением нового образа — того, кто приветствует “странника бедного”; но местоимение ты невозможно конкретизировать и не нужно: загадка и тайна,— то, что в нём волнует и лирического героя, и читателя, и самого автора).
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Какая-то тайна есть в этом стихотворении, завораживает)
- Словарная работа
Глашатай — в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.
IV. Закрепление изученного материала
1. Тренажёр.
(Работа с ПК, диск “Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 5-6 классы”)
2. Тест.
(Работа с ПК, диск “Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 5-6 классы”)
V. Заключительное слово учителя.
Приложение 1. Слайд 13
Этот урок показал вам, что читать лирическое произведение — душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Познакомившись с жемчужинами русской лирики, вы узнали, что главное в поэзии — чувства и мысли человека. И когда поэт хочет высказать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира.
VI. Подведение итогов.
Приложение 1. Слайд 14
— Что нового узнали сегодня на уроке? (Узнали новое о творчестве Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Соприкоснулись с поэзией природы этих поэтов)
— Что ещё делали на уроке?
— Надеюсь, этот урок не пройдёт для вас бесследно. Ещё очень долго вы будете вспоминать то, о чём мы сегодня с вами говорили. Я думаю: вас заинтересуют и другие стихотворения о природе этих и других поэтов.
VII. Информация о домашнем задании.
Приложение 1. Слайд 14
— А дома одни из вас напишут мини-сочинение на тему “Ещё в полях белеет снег...”, а другие выучат наизусть любое понравившееся стихотворение о природе поэтов, чьё творчество мы изучали на уроках.
VIII. Рефлексия.
— Как вы поработали на уроке?
— Что понравилось в своих действиях?
— Что было непонятно, трудно?